Если всё же сравнить...
«Всякое сравнение хромает». Эта поговорка родилась в Древнем Риме. Но можно ли сопоставить статистические данные предвоенных лет с сегодняшними? Не подвергались ли они при Сталине корректировке? Вполне вероятно. Фальсифицировался, например, такой показатель, как количество коллективизированных хозяйств. Были и манипуляции с урожаем. На местах сведения о валовом сборе зерновых сразу же засекречивались. Выводилась только общая цифра. До 1934 года она не приукрашивалась. Но потом, когда в СССР стали пожинать плоды раскулачивания, началась свистопляска. В 1934 году фактически было собрано 58,4 млн тонн зерна, в отчетах же значится 89,8 млн тонн. В 1935 году приписка составила 12 миллионов тонн, в следующем году - 15. Рекордной была фальсификация 1938 года – 23 миллиона тонн.
Но, увы, был и «потолок». Чиновники от статистики даже по указке главных рулевых не могли пересмотреть базовые данные. Как, предположим, сфальсифицировать площадь того или иного региона? Это относится и к пахотному клину, площадям, занятым лесами, сенокосами, болотами, неудобицами.
Разумеется, невозможно сопоставить трудозатраты крестьян того далекого от нас времени с вкладом нынешних сельских тружеников. Иная механовооруженность, более производительная техника, широко внедряются новейшие технологии возделывания сельскохозяйственных культур. Но кое-какие показатели сравнить все же можно. И наше время проигрывает, к сожалению, практически по всем статьям. Тут надо сделать оговорку. В то время в состав Горьковской области входили 9 районов, которые позже были переданы в Костромскую область. Недавно из Ивановской области в Нижегородскую был передан Сокольский район. С учетом этой перетасовки таблица статистика выглядит так:
Показатели1940 год2013 годПосевная площадь (тыс. га)10941182,9Крупного рогатого скота (голов)410290389700в том числе: коров282007162700свиней201028281700овец и коз78923582700
Примечание. За последние пять лет посевная площадь у нас увеличилась почти на 20 тысяч гектаров. Прогресс? Но эта прибавка приближает лишь на воробьиный скок к достижениям тружеников села конца 30-х – начала 40-х годов.
Горчицы белые цветы, горчицы полевой...
Накануне Великой Отечественной поля, засеянные горчицей, можно было увидеть в 16 районах области. Ее плантации занимали почти 5 тысяч гектаров. Больше всего ее возделывалось в Починковском, Ардатовском, Арзамасском и Сергачском районах. Но зачем столько горчицы? Неужели такая большая потребность была в этой приправе к мясным блюдам у горьковчан-нижегородцев?
Не только ради ублажения желудка выращивался этот сорняк. Это еще и великолепное зеленое удобрение. Горчица быстро всходит и быстро растет. Весьма неприхотлива, прекрасно чувствует себя и на очень кислой, и на щелочной почве. Семена прорастают даже при минусовой температуре. Всходы выдерживают кратковременные заморозки до минус пяти градусов.
Раньше горчицу (нередко вместе с яровой викой или горохом) высевали 2-3 раза в год. Первый раз - ранней весной. Через месяц-полтора зеленую массу скашивали и заделывали в почву. Затем сажали картофель, другие овощи. Последний посев производился осенью после уборки урожая.
Предки наши знали, что делали. Почва обогащалась
питательными веществами и микроэлементами. Это было в два раза эффективнее навоза и абсолютно экологично. Горчица, посеянная вместе с редькой масличной, способствовала большому приросту как зеленой, так и корневой массы, а главное – снижала заболеваемость растений фитофторозом, паршой клубней, фузариозной гнилью. Она обращала в бегство и такого коварного картофельного врага как проволочник.
Сегодня про горчицу забыли не совсем, но не придают такого значения, как раньше, делая ставку на минеральные удобрения. А между тем нуждаются в ней и кулинары, и фармацевты. Горчичное масло широко используют хлебопеки, семена горчицы применяются для консервирования овощей и грибов, рыбы. Горчица — природный эмульгатор, так как служит защитным покрытием при тепловой обработке мяса и рыбы.
Еще в античные времена целители выяснили, что горчица нормализует пищеварение. Использовали ее и как противопростудное средство, а также при ангине, невралгии, ипохондрии, желтухе, хроническом ревматизме, подагре. Сейчас про это забыто начисто.
Словно небо под ногами...
Многие уверены: когда-то и сахар был слаще, и вода мокрее. Можно это легко опровергнуть, но то, что небо было такое же синее, в это верить можно. Лен, синий лен, рос практически везде в Нижегородской области, особенно в ее северных районах – Варнавинском, Ветлужском, Воскресенском, Краснобаковском, Тонкинском, Тоншаевском, Шахунском, Уренском, а также в Семеновском, Ковернинском, Городецком, Чкаловском. В 1940 году в области было занято под посевами без малого 50 тысяч гектаров посевных площадей. А сегодня? Стыдно даже приводить эту цифру – это почти в 20 раз меньше.
Но почему эта сельскохозяйственная культура, исконно традиционная для нижегородцев, игнорируется сельхозпроизводителями? Причин тут много.
Забыты агротехнические приемы выращивания льна, а отсюда – низкая урожайность и высокие затраты труда. Даже в Тонкинском районе, где под посевами этой культуры 70 лет назад было занято три тысячи гектаров – столько же, сколько сейчас в целом по области, - льноводы расписываются в собственной беспомощности. Для производства льна, считают они, необходимы специализированная техника, применение интенсивных технологий. Но ведь до войны ничего этого не было и в помине, а лен рос! Была организована его переработка, на прядильных фабриках трудились женщины.
СПК «Исток» Тонкинского района начинало с пяти гектаров посевов льна. Сегодня посевная площадь этой технической культуры увеличилась до 400 гектаров. Открылся цех по первичной переработке льна. Увы, этот пример, по сути, единичный.
«Варёные» заводы
Так в 30-е годы прошлого века называли небольшие предприятия по переработке овощей и фруктов. Их было много – практически в каждом из южных районов области. Да и в северных тоже. Продукция их пользовалась спросом. Особенно Курмышского, Барминского, что в Лысковском районе, Фокинского под Воротынцем. Эти заводы приносили прибыль, но в своем большинстве в горбачевскую перестройку были закрыты. Фрукты теперь у нижегородцев скупают перерабатывающие предприятия Татарстана, главным образом из Нижнего Услона.
Но, кажется, лед тронулся. Недавно после реконструкции открылся Починковский консервный завод. Здесь планируется довести выпуск продукции до 35 миллионов условных банок в год. Ассортимент – самый разнообразный. Он включает в себя около двухсот наименований. Больше всего нравятся покупателям консервированные огурцы, закуски и салаты.
Шарангский овощесушильный завод выпускает не только рыбные, мясные и овощные консервы, цельномолочную и кисломолочную продукцию, творог, рыбий жир, кукурузное масло, сахарные сиропы, мороженое, крахмал, но и консервирует фрукты. Но опять это, увы, примеры единичные.
Наркоманов просят не читать
Перед Великой Отечественной войной наркомании в СССР практически не существовало. И возделывание конопли было таким же обыденным делом для сельчан, как уход за другими посевами. Всего в 1940 году коноплей (без учета уже упомянутых 9 районов) в Горьковской области было засеяно 13,3 тысячи гектаров, причем только в Починковском районе – свыше двух тысяч.
Такое внимание к конопле проявлялось совсем не случайно. Это безотходная культура. Семена ее дают масло, которое используется в лечебных целях. Из обезжиренного конопляного жмыха вырабатывают препарат фитин, содержащий соли фосфора. Фитин применяют при заболеваниях нервной системы, малокровии, диатезе. После переработки стеблей конопли получают волокно, применяемое для изготовления канатов, шпагата и мешковины, брикетов для отопления помещений, тонкой бельевой ткани, полотенец, скатертей. Паклей конопатят бревенчатые стены домов, перекладывают посуду при перевозке.
Селекция конопли началась в 1931 году по инициативе выдающегося ученого Николая Вавилова. Институт конопли, основанный им, существует до настоящего времени. Сотрудниками его проделана гигантская работа. Выведены новые высокопродуктивные сорта, в том числе не содержащие веществ, обладающих наркотическим воздействием. И достижения в этой области успешно применяются теперь в... странах Евросоюза, в Северной и Южной Америке, в Канаде.
- Наркотическое опьянение вызывают в конопле каннабиоды, - говорит старший научный сотрудник Института конопли Григорий Курышко. - Если раньше конопля включала в себя таких веществ вполне достаточно для того, чтобы наркоманы поймали кайф (от О,5 до 0,8 процента), то теперь сорт Золотоношская-15 содержит меньше 0,04 процента каннабиодов, а ЮСО-31 – менее 0,002 процента. То есть такая конопля совершенно безопасна.
Тем не менее, российские и украинские сельхозпроизводители чего-то выжидают. Только на Орловщине площади, занятые под посевы конопли, увеличились. В Нижегородской области вообще тишина, хотя риск от того, что наркоманы будут совершать набеги на плантации конопли, минимален. Извлечь из этого какой-то пользы для себя они не смогут. Но как порой подводит излишняя перестраховка!