МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Нижний Новгород

Малой Горьковской железной дороге исполнилось 75 лет

Детская, но не игрушечная

Помню, в детстве я несколько завидовала подруге, которая занималась на Детской железной дороге. Еще бы! Это же так интересно: маленькие, но почти как настоящие, вагончики, тепловозики, рельсы. Да еще и форма! 

Фото: Олег Зайцев

 Приятно осознавать, что в этом быстро меняющемся мире есть что-то неизменное. Вот она – Малая Горьковская железная дорога. Все те же мальчишки и девчонки в форме, вагончики, тепловозики, рельсы…

- Все мы в детстве мечтали об игрушечной железной дороге, - напомнил людям, собравшимся на юбилее, глава региона Валерий Шанцев. – Я знаю это и по своему детству, и детству своих детей. Это, наверное, одна из самых любимых игрушек. Сегодня мы отмечаем 75-летие Детской железной дороги. Здесь, в отличие от игрушек, все по-настоящему. Хоть и 4 км пути, но это настоящие стальные рельсы. Хоть и три станции – но они совсем не игрушечные. Многие сегодняшние специалисты, руководители ГЖД – это выпускники Малой Горьковской железной дороги. Вот она где, профориентация.

 Официальное решение о создании Горьковской Детской железной дороги было принято Горьковским обкомом ВКП(б) 13 мая 1939 года. Железная дорога была построена в том же году. 8 ноября 1939 года было торжественно открыто движение поездов. Вскоре после открытия детской железной дороге было присвоено имя писателя А.М. Горького.

На момент открытия Горьковская Детская железная дорога являлась крупнейшей в СССР: протяженность главного пути составляла свыше девяти километров. Пассажиры пользовались детской железной дорогой не только для «развлекательных» поездок. Она, по сути, стала одним из видов городского транспорта, дублирующим перегруженные трамвайные маршруты.

В период Великой Отечественной войны Малая Горьковская железная дорога не работала. Ее мущество было частично передано на нужды обороны. Движение поездов возобновилось лишь в 1946 году.

За время существования ДЖД на ней было подготовлено более 35 тысяч юных железнодорожников. В кружках и студиях занимается более 1100 детей, из них в железнодорожных кружках более 700 человек.

Среди кружков и студий ДЖД не только те, которые имеют железнодорожный профиль, но и фотовидеостудия, изостудия, студии эстрадной песни и танца, радиокружок, спортивные секции.

Детей принимают в кружки ДЖД с 10 лет. На первом году обучения ребята исполняют обязанности стрелочника, путевых рабочих. На третьем им доверяют работу дежурного по станции, вагонного мастера, машиниста тепловоза. Естественно, дети делают все под строгим контролем взрослых, при особом соблюдении мер безопасности. Техника, используемая ДЖД, имеет особые дополнительные ресурсы обеспечения безопасности.

- Что такое Детская железная дорога? – обратился к присутствующим начальник ГЖД Анатолий Лесун. – Это мощнейшее производство, в котором занята почти тысяча человек. За летнюю практику услугами Малой Горьковской железной дороги воспользовались более 22 тысяч человек. Здесь есть три тепловоза, единственный в России действующий узкоколейный паровоз. Мы поддерживаем материальную базу, провели капремонт путей, закупили 9 новых вагонов. Это очень важная работа, ведь более 50% выпускников идут работать на РЖД.

- Она только называется Малой, - поддержал выпускник ДЖД председатель Дорожного комитета профсоюза ГЖД Виталий Шатов. – Она выполняла и продолжает выполнять большую задачу. Не только дает знание железнодорожных профессий, самое главное – занимается воспитанием подрастающего поколения. До сих пор вспоминаю, как первый раз надел форму железнодорожника, с какой гордостью ехал на свои первые занятия. Вспоминаю, как я первый раз вел пассажирский поезд, понимая, что в вагонах сидят люди, которые доверили мне свою жизнь. Хочу особые слова благодарности сказать ветеранам, которые поддерживают дух товарищества, присущий Горьковской железной дороге.

Ветераны, которые помнят тот самый 1939 год, конечно же, присутствовали на празднике.

- Это сейчас паровоз на дровах ходит, а тогда – на угле, - вспоминает Юрий Михайлович Лукоянов. – Я тогда помощником машиниста был, а доучился до начальника депо. Потом на войну ушел. А после нее уже на дорогу не вернулся.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах