Специально для России
Поезд "Ласточка" – это продукт сотрудничества компании ОАО "РЖД" и "Сименс АГ". Он предназначен для пригородных пассажирских перевозок на железных дорогах РФ, оборудованных высокими и низкими платформами, а также может быть использован как скоростной пассажирский поезд (максимальная скорость – 160 км/ч). "Ласточка" построена на базе самой новой модели распространенных в Центральной и Восточной Европе поездов серии Siemens Desiro. Специально для России немецкие инженеры разработали модель Desiro RUS.
Всего в рамках контракта между компаниями ОАО "РЖД" и "Сименс АГ" планируется поставить в нашу страну 38 современных электропоездов, которые будут использоваться в качестве аэроэкспрессов зимних Олимпийских игр-2014: скоростные электрички станут перевозить спортсменов и зрителей к местам проведения соревнований в Сочи. А пока «Ласточки» решено использовать в качестве региональных поездов. Помимо линии Нижний Новгород – Москва, скоростной поезд ходит по маршруту Санкт-Петербург – Бологое и Санкт-Петербург – Великий Новгород.
Спрос превышает предложение
Скоростной поезд "Ласточка" между Москвой и Нижним Новгородом назначен на период с 28 апреля по 30 сентября, когда спрос на перевозку пассажиров особенно высок. "Ласточка" будет курсировать ежедневно по следующему расписанию:
- поезд №175 Нижний Новгород – Москва: отправление из Нижнего Новгорода в 19:10, прибытие в Москву в 23:15 (остановки: Дзержинск 19:33-19:34, Ковров-1 20:48-20:49, Владимир 21:21-21:23). Время в пути - 4 ч. 05 мин.;
- поезд №176 Москва – Нижний Новгород: отправление в 14:15, прибытие в Нижний Новгород в 18:15 (остановки: Владимир 16:00-16:02, Ковров-1 16:33-16:34, Дзержинск 17:48-17:49). Время в пути составляет 4 часа.
- «Ласточка» - это дополнение к уже полюбившимся пассажирам «Сапсанам», - заметил первый заместитель начальника Горьковской региональной службы развития пассажирских сообщений - филиала ОАО «РЖД» Дмитрий Овечкин. - Хотя особой рекламы этих поездов в прессе не было, он уже пользуется популярностью. На две даты отправления из Москвы – 30 апреля и 1 мая –билетов уже нет. Надеюсь, что «Ласточка» полюбится нижегородцам и тем, кто привык пользоваться услугами «РЖД», своим комфортом, скоростью, удобством и культурой обслуживания.
В целом, продажи билетов показывают, что 70% пассажиров едут из Нижнего Новгорода в Москву, и по 10% садятся в Дзержинске, Коврове и Владимире.
Как рассказал Дмитрий Овечкин, на скоростные поезда "Ласточка" применяются специальные тарифы. Полная стоимость билета по базовым тарифам из Нижнего Новгорода до Москвы - 850 рублей (детский билет - 300 рублей). Также поезд будет делать остановку в Дзержинске, Коврове и Владимире. Стоимость билетов до этих станций при отправлении из Нижнего Новгорода – 350, 550 и 765 рублей, соответственно. Важно: при продаже проездных документов применяется система динамического управления тарифами и стимулирования спроса (аналогично поездам "Сапсан"), при которой стоимость проезда формируется в зависимости от глубины продажи проездного документа и количества свободных мест в поезде на момент приобретения проездного документа.
Кстати
С запуском «Ласточки» между Нижним Новгородом и Москвой стало курсировать шесть пар поездов. Это два «Сапсана» (утренний и дневной), «Буревестник», «Ласточка», а также два ночных поезда – «Нижегородец» и «Ярмарка Премиум».
- На мой взгляд, не хватает еще одного поезда в районе 17-18 часов, - говорит Дмитрий Овечкин. - Не исключено, что после оценки пассажиропотока появится еще один состав в Москву.
Вместе с тем, фирменный поезд повышенной комфортности 023/024 «Ярмарка Премиум» планируется с конца мая отменить. Дело в том, что он во многом дублирует другой фирменный поезд - 035/036 «Нижегородец».
«Сапсану» не конкурент
На Горьковской железной дороге уверены, что «Ласточка» не составит конкуренции «Сапсану». Во-первых, поезда отправляются в разное время: «Сапсаны» утром и днем, а «Ласточка» - вечером. Кроме того, «Сапсан», в отличие от «Ласточки», является поездом дальнего следования, а значит, более комфортабельным. Хотя и в «Ласточке» пассажирам будет удобно.
- Любой вагон оборудован компактной климатической установкой, расположенной на крыше. Каждый головной вагон, кроме этого, имеет компактную климатическую установку для кабины машиниста, которая функционирует независимо от климатической установки пассажирского салона, - рассказал заместитель начальника службы оперативной работы Центральной дирекции скоростного сообщения ОАО «РЖД» Вадим Стариков. – Большой плюс в том, что климатическая установка начинает работать сразу после приведения поезда в рабочее состояние. Летом она охлаждает салон до 20 градусов, зимой, наоборот, нагревает до тех же +20.
«Ласточка» имеет входные двери особой конструкции. Их можно открывать как все сразу – централизованно из кабины машиниста, так и независимо от других дверей. Достаточно поднести палец к сенсорной кнопке - и двери распахнутся (на ходу автоматика не позволит им открыться). Закрываются двери автоматически. Двери межвагонных переходов выполнены в виде двухстворчатых раздвижных дверей.
- Это не отдельные кресла, на которые инвалид должен пересаживаться, а специальные места, где колясочник может надежно прикрепиться, - отметил Вадим Стариков. - Для посадки инвалидов-колясочников в головных вагонах выдвигается пандус.
Нижегородская «Ласточка» состоит из десяти вагонов (два сдвоенных состава по пять вагонов) и способен перевозить до 840 человек.
- В поезде будет работать мобильный бар, где пассажирам предложат чайную продукцию и горячие напитки, - сказал начальник отдела эксплуатации Северо-Западной дирекции скоростного сообщения ОАО «РЖД» Евгений Тимофеев. - Прорабатывается возможность организации беспроводного выхода в Интернет по технологии wi-fi.
Как и в случае со старшим братом, в «Ласточке» не предусмотрено мест для курения. В целом, общего у двух немецких поездов больше, чем различий.
– Многие технологии, уже известные нам по «Сапсану», были перенесены производителем на «Ласточку», – рассказывает Евгений Тимофеев. – Это, к примеру, асинхронный привод – надежный и не издающий шума. Пневмоподвеска также обеспечивает поезду бесшумность и плавность хода.
До Кирова за пять часов?
В следующем году «Ласточка», возможно, начнет курсировать из Нижнего Новгорода до Кирова. Пустить скоростной поезд в Киров сейчас мешают технические проблемы.
- Нам прежде необходимо подготовить инфраструктуру, чтобы проехать с той скоростью, на которую рассчитана «Ласточка», - пояснил Дмитрий Овечкин. - Второе – это подвижной состав. То количество поездов, которое сейчас закуплено в Германии, рассчитано, в основном, на Олимпиаду в Сочи, а также для организации скоростного движения на участках Октябрьской, Московской и Горьковской железных дорог. В этом году планируется локализовать производство «Ласточек» в России на территории Свердловской области. Вот тогда, мы рассчитываем, что появятся дополнительные поезда, которые мы сможем использовать в кировском направлении.
По оценкам железнодорожников, время в пути из Нижнего Новгорода до Кирова на скоростном поезде может составить около пяти часов. Курсирование «Ласточки» планируется сделать ежедневным.
В перспективе на базе «Ласточек» ОАО «РЖД» планирует развивать межрегиональные пассажирские перевозки между центрами субъектов страны и крупными городами. А к 2030 году, не исключено, что «Ласточки» будут задействованы и на пригородных маршрутах.