МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Нижний Новгород

Свежий взгляд на старые дома

Художник Юрий Савон пытается сохранить в акварелях исчезающую архитектуру

Так получилось, что красоты старого Нижнего раскрывает перед его современными обитателями человек пришлый. Художник Валерий Савон – уроженец Приазовья. Второй родиной стал для него северный Надым. Только в 2011 году матер акварели переехал в наш и был поражен его старинной архитектурой. За год он успел создать около 50 полотен, на которых запечатлены в основном деревянные нижегородские домики – некоторые из них сейчас уже не разглядеть за фанерой, а иные вообще снесены. 

Фото: Олег Зайцев

Что касается основной массы уроженцев Нижнего, то ее нельзя обвинять в отсутствии эстетического восприятия действительности. Просто примелькались с детства все эти здания с их оригинальными балкончиками, колоннами и наличниками. Прогуливаясь по улицам, мы мало обращаем на них внимание. Поэтому для многих горожан акварели Савона стали настоящим откровением. Этот взгляд со стороны как бы внедрился в сознание зрителей, заставил задуматься о судьбе старой архитектуры и начать ее ценить, в конце концов.

- Я прожил в Нижнем Новгороде совсем немного, но успел влюбиться в этот город с его старыми улочками, деревянными домами и живописными храмами, - рассказывает о себе живописец. - Наблюдая, как стремительно исчезает под напором новостроек нижегородская деревянная архитектура, я создал серию акварелей…

О Юрии Савоне нельзя сказать, что он просто копирует «уходящую натуру». В своем художественном мире он делает то, что не так просто совершить в реальности. Например, убирает современные сооружения и засохшие деревья, которые загораживают полюбившиеся художнику фасады или просто «конфликтуют» с ними. Например, Успенская церковь изображена без «свечки», которая убивает вид на храм. С дома №20 на улице Ковалихинской Савон снял фанеру, закрывающую фасад (на которой, кстати, так называемые графитисты уже оставили свои метки).

Еще одна особенность художника из Надыма – в том, что он оживляет пустующие на сегодняшний день здания. Например, дом №35 по Грузинской давно уже расселен, в нем выбиты окна и двери. Савон “подлатал“ этот памятник архитектуры (оставив, правда, ожог сбоку), украсил снежной шапкой – и, главное, - вернул в него жильцов. Дети играют возле этого дома (юных нижегородцев в художественном мире нашего героя вообще очень много), а взрослые припарковали стен машины. Кстати, на этих акварелях автомобили нередко изображены рядом с каретами и телегами, а наши современники – рядом с нижегородцами прошлого и даже позапрошлого столетия. Вот по улице Большой Печерской идет мужчина в сюртуке и шляпе, а в руках держит тросточку – это явно начало 20 века.

Некоторые эти здания – например, «крепкий» дом с интересным фасадом на улице Арзамасской – уже снесены. Теперь они остались не только в памяти нижегородцев, но и на оригинальных полотнах.

- Жалко, я не успел нарисовать дом Чеботарева на Горького, - вздыхает Валерий Николаевич, - я много раз проходил мимо него и просто подумать не мог, что у кого-то может подняться рука на здание с такой архитектурой.

Наш герой продолжает свою деятельность по сохранению – хотя бы на полотнах – уникальных нижегородских домов. Не так давно он издал – правда, ограниченным тиражом - серию открыток с репродукциями своих картин. В конце прошлого года нижегородцы могли увидеть эти акварели в арт-галерее «Кладовка», сейчас выставка «переехала» в здание “Атомэнергопроекта“. Ознакомиться с ней могут только работники и гости данного учреждения, но в ближайшем будущем Валерий Савон намерен переместить картины в здание строительной академии, где доступ посетителям менее ограничен.

Савон Валерий Николаевич родился 10 февраля 1947 года в Приазовье. В армии был художником-оформителем. С 1971 года работал на севере, в городе Надым. Там же организовал художественно-рекламную мастерскую. В 2011 году переехал в Нижний Новгород. 

Подпишитесь на наш канал в Telegram: самые интересные новости Нижнего Новгорода

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах