МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Нижний Новгород

Захар Прилепин: “Он не поэтический гений“

25 января – день рождения Владимира Высоцкого

После выхода на экраны фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» освежился интерес к творчеству барда. Писатель Захар Прилепин, сам большой поклонник песенного наследия Владимира Семеновича, постарался взглянуть на кумира нескольких поколений трезво, по-мужски, без излишнего воздыхательства.

О влиянии на рэперов

- Шагнул ли Высоцкий как поэт в новую Россию? Нет, его влияния на современный поэтический процесс я не чувствую. Бродский – другое дело. Но влияние Бродского на русскую поэзию ей скорее вредило – слишком заразительна такая многозначительная манера. Стихи под Бродского некоторое время назад заполняли все толстые журналы. А вот интонация Высоцкого поистерлась. Его лирический герой с прямым мужским посылом не востребован временем. Сейчас в ходу – «не надо париться», «все многослойно», «зачем дергаться?» Пожалуй, только на новых рэперов Высоцкий повлиял. Но это влияние опосредовано - через родителей. У нас с рэперами одно поколение, наши отцы и матери любили песни Высоцкого, его лирику, и это совпало с нашим взрослением. Вот Баста перепел «Райские яблоки», явно на рифмовке Высоцкого построены тексты украинского рэпера Типси Типа. У тех, что читают криминальный рэп, Высоцкий был на слуху.

О переоценке личности

- Впервые услышал Высоцкого в своей рязанской деревне, на магнитофоне, это был в 79-й год. Смешные песни и про войну – это на ребенка воздействовало. Вообще Высоцкий – одно из первых имен в семье было. Мать его обожала, отец тоже – хотя он больше любил питерцев Клячкина, Дольского, и еще Окуджаву. Сам я с 14-ти лет маниакально много читал поэзии - Хлебников, Маяковский, Блок, и уже тогда сознавал, что они на порядок выше героического Высоцкого. И еще помню скандал – в 88-м году Станислав Куняев из «Нашего современника» написал статью о фельетонности Высоцкого, последовал взрыв негодования – да как он посмел! Идея же Куняева была в том, что существуют десятки блестящих поэтов, которые не пользуются и сотой долей внимания, что есть у Высоцкого. Взять Юрия Кузнецова – гениальный поэт, по уровню таланта с Высоцким несопоставим, но находится на десятой горизонтали читательского интереса. Налицо переоценка личности Высоцкого, его используют на все лады - как флаг, как икону, как святого.

Об учебнике литературы

- Я не считаю, что Высоцкий умница и новатор в части поэтического мастерства. Да, у него встречаются и составные рифмы, к примеру, «Ты же меня спас в порту/Русский я по паспорту». Но меня не покидает ощущение, что его поэтика слишком механически сделанная. Давайте скажем прямо: Высоцкий - гениальная личность, но он не поэтический гений. Притом, что я обожаю песни Высоцкого, и все-таки отдаю отчет, что поэт он не самый сильный в русской литературе. Его ровесники Евтушенко и Вознесенский в смысле формы дадут многократную фору. И очевидно, что он сам смотрел на них снизу вверх. Хотя за счет своей стремительной и болезненной жизни, своей душевной расхристанности он стремился дотянуть себя до уровня великого поэта. Загнать коней привередливых! Ворваться в поэзию всей своей судьбой, а не тем, что ты умеешь сказать в стихах. Иерархически Высоцкий никогда не будет поэтом уровня Есенина или Блока. Или Бродского. Потому помещение Высоцкого в учебник литературы означает - что туда не попадут два-три настоящих поэта. Ведь он дотянул до списка главных поэтов столетия за счет своей харизмы, энергии, актерства. Голоса, фактуры. За счет эксплуатации всех своих лопастей. Впрочем, у Высоцкого есть несколько великолепных текстов – «Райские яблоки», «Купола российские», Две судьбы», «Банька по-черному», «Кони»… И все вещи, что пела на пластинке Марина Влади.

О пошлости

- Безвкусица - одна из составляющих проекта «Высоцкий». Не самого Высоцкого, а проекта, подчёркиваю. Да, квазинародность. Да, частушечность. Да, пошлость – так даже точнее. Заигрывание с обывателем, причем не с самым глубоким человеком. Правда, у Высоцкого пошлость всегда дозирована. Пошлость Высоцкого и, к примеру, пошлость Круга с Трофимом - отличаются. Все дело в дозировке. Эти пошлости отмерены совершенно различными пипетками. Высоцкий весьма точно отжил свою судьбу. Для меня было бы трагедией, если бы он пережил советский проект. Глядя на Кобзона и Розенбаума – я чувствую, что Высоцкий двигался бы в этом направлении. Понятно, что Розенбаум не сопоставим с Высоцким, но у него есть несколько замечательных песен. И больно наблюдать, как он присосался к «Единой России»… Последователями Высоцкого считаются Тальков и Джигурда. Но с ними совсем беда. Тальков очень плохой поэт и музыкант. Дурь какая-то. Что у него есть кроме мужественного бородатого лица, земля ему пухом? Кстати, против Высоцкого-поэта был и объем им написанного, когда много лишних текстов, когда масса слабого – это может пишущего погрести под собой.

О жене

Есенина и Высоцкого сближает тот факт, что у них были жены-иностранки. У Есенина была скоротечная история. А Марина Влади имела для Высоцкого непереоценимое значение – она и хранитель, и лечитель, и соратник. Она выпускала его диски. В юности я со своим минимальным слухом не мог концертные записи Высоцкого слушать – удручающе расстроенная гитара, как правило. А пластинки с французскими оркестрами чудесно звучат. Высоцкий в Советском Союзе долго не мог получить ощущение звездности - Марина дала это ему. О том, что она по крови русская никто не думал, считалось - актриса из Франции полюбила нашего Володю. В социальном и статусном плане она намного важнее Айседоры.

О Жеглове и Путине

Совершенно очевидно, что если бы не Высоцкий, фильма «Место встречи изменить нельзя» не было бы. Жеглов Высоцкого – безусловно, продукт сталинского времени. Человек, у которого минимум принципов, как сейчас говорят, жесткий, но эффективный менеджер. Есть такая русская черта патернализма, когда мужественному управленцу могут проститься подлость, жестокость, даже деспотизм. И это все отражено в Жеглове. На самом деле расстояние между Жегловым и скандалом, связанным с победой Сталина в проекте «Имя Россия», не такое большое. Отражение некоторых психических вещей. Цель оправдывает средства - нормальный советский постулат. Жеглов - пророк его. А, может, вообще России. Мы преодолеваем лишения, чтобы взошла эра милосердия. Так и роман называется, по которому фильм поставлен. И все это там чувствуется.

- На последних выборах наши голоса были фальсифицированы, этак тоже можно сказать: цель оправдывает средства…

- Так люди очень долго именно этим и пытались оправдать существование нынешней власти, это был негласный договор. Мы хотим, чтобы Россия была великой и сильной, и прощаем вам вбросы на выборах. А то, что выборы фальсифицируются, понимали все и всегда. Но вдруг стало понятно, что наверху вовсе не отцы нации, они не заботятся о нас, воруют деньги, занимаются распилом. Возникло ощущение, что они нас обманули. Что власти не держат теплые ладони у нас над головой, а, кстати, могли бы порой и суровые ладони держать… Нет, это временщики, которые отнимают у русских веру в государственный проект. Жеглов бы на месте Путина посадил кого надо, а кого надо отпустил бы, верша деяния во имя светлого будущего. А нашей власти важно лишь - чтобы самой чувствовать хорошо. Жеглов Высоцкого по типажу таков - он позволяет себе безнравственные поступки, но внутри у него обязательно заложен императив нравственный, то есть человек нравственный, но имеет безнравственные стороны - а у наших нынешних нет даже нравственного императива. Нет понятия о чести. Помнишь, в фильме Жеглов говорит предателю: «Из-за тебя, паршивой овцы, бандиты будут думать, что они муровца напугать могут!», так нынешняя власть бы даже не поняла, о чем идет речь. А ведь Путин давал присягу своему КГБ, он должен был до конца стоять и последним уйти с парохода, иначе это антижегловское поведение.

О «диссиде»

- Безусловно, Высоцкий, будь он жив, не был бы ни с почвенной, ни либеральной антиправильственной оппозицией. Вообще, это большой миф, что Высоцкий был страшный антисоветчик. Он никогда не пытался быть Солженицыным и с протестующей «диссидой» имел прохладные отношения. Высоцкий был представителем культурной элиты - ездил на «мерседесах», снимался в фильмах, играл в театре. Прекрасно себя чувствовал, у него была всего одна проблема – не выходили сборники его стихов. А он о них мечтал. И от госпремии бы не отказался. Позвал бы его Брежнев - он бы из его рук получил что угодно. Другой вопрос – что в песнях он всё равно остался бы честным. Это жегловское у Высоцкого – и высоцкое у Жеглова. Какие-то самые главные вещи не продаются никогда.

О книжных полках

- Люди перестали читать поэзию. Отчасти виноват и Высоцкий тоже. Тех, кто сегодня популярен в поэзии, еще лет сто назад не считали поэтами. Они бы по этому цеху не проходили. Вертинскому бы и в голову не пришло назвать себя великим поэтом, хотя в его текстах хорошие образы, безусловно, он умеет делать стихи, рифмовать, выстраивать образы. Он понимал, что поэты - другие, они занимаются божественными делами, общаются с небесами. Сегодня ощущение поэтической иерархии исчезло совершенно. Одно из очевидных завоеваний демократии – охлократия решает, кому быть в поэзии, кому не быть. В книжных магазинах поэтические полки чудовищны: Рубальская, Джигурда, «Я Шаганов по Москве». Если поется - значит, уже стихи, при этом десятки крупнейших поэтов не переиздаются. Вот Градский выпустил книгу, оформленную под серию «Библиотека поэта», а ведь раньше в ней издавались лишь классик на классике. Я и к Макаревичу прекрасно отношусь – просто надо понимать, что это не поэзия. При этом, конечно, Высоцкий значительно выше названных. 

Цитата

Вообще, это большой миф, что Высоцкий был страшный антисоветчик.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах