Военкомам не понравилась наружная реклама этой фирмы. На щитах изображено лицо юноши, до и во время службы в армии, и указывалось – “Призывной советник. Юридическая фирма. Защита прав призывников” и название сайта www.kazarme.net. Такая реклама, по мнению заявителей, имеет явную антиармейскую направленность, призывает не служить и нарушает федеральный закон “О рекламе”.
Вопрос, содержит ли такая реклама признаки нарушения Федерального закона (пункта 1 части 4 статьи 5), а конкретно – побуждает ли к совершению противоправных действий – УФАС вынесло на заочное голосование членов Экспертного совета по применению законодательства о рекламе. Большинство членов совета признаки нарушения усмотрели. 10 мая в отношении ООО “Призывной Советник-НН” возбуждено производство по признакам нарушения закона “О рекламе”. И теперь саму фирму “призывают” к ответу. Рассмотрение дела состоится 30 мая.
– Для нас это стало сюрпризом, – заявил корреспонденту “МК в Нижнем” заместитель директора фирмы Андрей Тубольцев. – Был запрос из УФАС, и мы ответили, что не считаем, будто такая реклама носит противоправный характер. www.kazarme.net – это просто адрес сайта в Интернете, название домена – net. Наши юристы как раз и занимаются защитой конституционных прав призывников. Мы не отмазываем от армии, мы предоставляем молодым людям юридическую защиту, некоторые даже не знают, какими болезнями они болеют, – сопровождаем их в военкоматах, представляем их интересы в суде. Так что личные контакты с военкомами у нас были.
– Самое интересное, – добавил г-н Тубольцев, – что нас уже в прошлом году проверяло УФАС, тоже практически из-за такой же рекламы и не нашло нарушений. Более того, офисы, подобные нашему, работают в Москве, Твери и других городах, и таких случаев там не было.
Ну что ж, если нас признают нарушителями, пострадает наш рекламный бюджет. А некоторые призывники не узнают – вот таким самым простым способом – из наружной рекламы о том, что альтернатива есть. И мы не взятки предлагаем давать.
Оставьте только туфлю
Сразу несколько заявлений с жалобами поступили в нижегородское УФАС относительно баннера пива “Окское”, который красуется на здании пивзавода, и плакатов сериала “Чисто английское убийство”.
– Реклама сериала пропагандирует убийство, – уверен нижегородец Игорь Графов (его поддерживают родительские комитеты двух городских школ). – По закону реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий. Эта реклама к ним призывает: слово “убийство” сильно выделено, а вот название транслирующего телеканала “ТВ-Центр” почти незаметно. Кроме того, на рекламной конструкции изображена убитая женщина. Все это вместе делает рекламу унизительной, непристойной и неэтичной.
На телеканале свою рекламу неприличной не считают.
– Мы рекламируем мировую классику – детективный роман английского писателя Сирила Хэйра, – парирует представитель ТВЦ Михаил Аврех. – С этой точки зрения нельзя рекламировать ни “Убийство на улице Морг” Эдгара По, ни “Убийство в “Восточном экспрессе” Агаты Кристи. При разработке макета мы делали упор именно на “английские составляющие”: на щите изображены традиционные лужайка и замок.
Вопрос вызвал бурное обсуждение членов экспертного совета. Сопредседатель Рекламного Совета Нижегородской области Наталья Земскова-Шамба согласилась с заявителем и признала, что у нее баннеры “Чисто английского убийства” вызывают негативные эмоции. А вот генеральный директор телекомпании “Волга” Сергей Лаптев назвал требования заявителей “чистым морализмом”.
В итоге эксперты приняли решение рекомендовать ТВЦ изменить макет рекламы. – Вы говорите, что делаете упор на “английскость” произведения. Но этого не видно. На баннерах изображен малюсенький замок, зато большой труп, и явно выделено слово “убийство”, – подытожил глава нижегородского УФАС Михаил Теодорович. – Решайте сами, как переделать плакат: может быть, уменьшить размер букв, может быть женщину убрать полностью в кусты, оставить одну туфлю.
Пиву дали срок
С жалобами на рекламу пива “Окское” в УФАС обратились молодежная организация “Новые люди” и областная благотворительная организация “Радуга”. Заявители недовольны тем, что на рекламном баннере издалека не читается предупреждение о вреде чрезмерного употребления пива.
Интересно, что в антимонопольном органе уже рассматривали этот вопрос. В сентябре прошлого года рекламодателю (ООО “Объединенные пивоварни Хейнекен”) было рекомендовано внести в рекламу изменения с тем, чтобы предупреждение было “читабельным”. Однако это замечание осталось неучтенным.
– Площадь текста предупреждения соответствует установленным нормам – 10% от общей площади рекламной конструкции, – отмечает юрист-консультант “Объединенных пивоварен Хейнекен” Артем Сизов. – Регламента, касающегося “читаемости”, не существует. Однако уже сейчас мы разрабатываем новые рекламные конструкции, предупредительная надпись на которых будет составлять 16% и иметь яркий черный шрифт.
Компания собиралась заменить баннер в сентябре текущего года: именно тогда заканчивается срок аренды рекламной конструкции. Однако УФАС установило гораздо более жесткие сроки: на замену рекламы пивзаводу дали месяц. Если решение совета не исполнят во второй раз, в отношении “пивоварен” будет возбуждено дело по признакам нарушения закона “О рекламе”.