МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Нижний Новгород

Архаичные пасхальные традиции земли Нижегородской

Яичко к Христову дню

В Парадной столовой «Усадьбы Рукавишниковых» проходит интереснейшая праздничная выставка под названием «Яичко к Христову дню» посвященная празднованию святой Пасхи в дореволюционной России. Об этой экспозиции рассказала старший научный сотрудник Нижегородского государственного историко-архитектурного музея заповедника (НГИАМЗ) Татьяна Кузьмина.

Фоторепродукции открыток из коллекции автора

Открытки, иконы, пасхалия…

Светлое Христово Воскресенье или Пасха является главным праздником церковного православного календаря, установленным в память об искупительной жертве Иисуса Христа, его смерти на кресте и последующем чудесном воскрешении. Религиозный смысл Пасхи на выставке раскрывают икона «Воскресение Христово» и напрестольный крест из перламутра.

Праздник Пасхи отмечается по лунному календарю, поэтому не имеет постоянной даты. Время празднования святой Пасхи рассчитывалось на много лет вперед и записывалось в таблицах – пасхалиях. На выставке представлена пасхальная таблица, происходящая из нижегородского женского Крестовоздвиженского монастыря, с расчетом Пасхи с 1613-го по 1940 годы.

В праздник светлой Пасхи начиналось разговение после семинедельного Великого поста. Это была чисто семейная трапеза, на которую не созывали гостей. На стол, покрытый белой скатертью, ставили крашеные яйца, пасху и кулич из сдобного теста, освященные накануне в церкви. Яйцо, традиционно окрашенное в красный цвет, в представлении православного человека символизировало мир, обагренный кровью Иисусу Христа и через это действо готовое возродиться к новой жизни. Кулич ассоциировался с телом Господним, к которому должны причащаться верующие. В столовой демонстрируется деревянная форма для пасхи, украшенная выемчатой резьбой в виде голубя, креста, яиц. Там же выставлена кулинарная книга начала XX века с перечнем блюд пасхального меню, в которое входило обилие мясных деликатесов.

Накануне Пасхи на сормовском хлебозаводе освятили куличи

Смотрите фотогалерею по теме

В светлое пасхальное воскресенье начиналась и череда традиционных визитов к родным, близким, знакомым. Во время этих встреч нижегородцы дарили друг другу подарки. Традиционными были яйца, изготовленные из разнообразных материалов - дерева, фарфора, стекла, а также пасхальные открытки. Особую гордость музея-заповедника представляет коллекция фарфоровых яиц Императорского фарфорового завода, поступившая в собрание из женского Понетаевского монастыря, с изображением Рождества Христова и князя Михаила Тверского. Такие яйца выпускались маленьким тиражом и предназначались для подарков членами императорской семьи своим приближенным. В каждом из яиц имеется сквозное отверстие, через которое продевали шелковую ленту и подвешивали к иконам. Замечательна и коллекция представленных в экспозиции деревянных яиц-писанок, роспись которых могла принадлежать детям.

Что же касается пасхальных открыток и писем конца XIX – начала XX веков, они вызывают на выставке немалый интерес. На них изображены традиционные пасхальные праздничные атрибуты и символика, обряды, а также темы весеннего пробуждения природы. Чаще всего на открытках изображали яйца, куличи, пасхи, вербу, кроликов, ласточек, ранние полевые цветы, крестные ходы и людей, идущих со светлой заутрени. Интересно, что первые поздравительные открытки, выпущенные в России в 1897-1898 годы, были именно пасхальные, изданы хромолитографическим способом по акварелям художника Николая Каразина. Через некоторое время вышли еще несколько открыток, в их числе почтовая карточка «Возвращение на тройке от заутрени с куличами и пасхами». Она считается одной из первых пасхальных поздравительных российских открыток.

Продолжением дня Пасхи была пасхальная (светлая) неделя, длившаяся восемь дней. В это время в крупных городах и населенных пунктах проходили массовые народные гулянья. Как правило, возводили деревянные горки, качели, а вокруг них выстраивались ряды лавок со сладостями. Интерес на выставке вызывают обертки от конфет кондитерских фабрик Нижнего Новгорода и Москвы конца XIX века. Фоторепродукции открыток из коллекции автора

Пасха для мертвых

О народных поверьях, связанных с празднованием святой Пасхи в деревне, в том числе в Нижегородской губернии, нам рассказала этнолог, специалист по архаичным народным праздникам и обрядам Ольга Гальцева, работающая в НГИАМЗ.

По народным верованиям, светлое воскресение Спасителя празднуют в трех мирах – в царстве Божьем, в мире живых и в мире мертвых. Это никак не противоречит преданиям христианским. В связи с этим в среде русских селян и по сей день распространена традиция посещать на Пасху умерших родственников, ходить на кладбище. В каких-то областях ушедших предков посещают заранее, например, в четверг или в субботу.

В старину повсеместно в великий четверг крестьяне топили баню. После того как все члены семьи помоются, в бане обязательно поддавали пару, а также оставляли мыло и веники для умерших родственников. Делали это для того, чтобы они тоже могли помыться и встретить великий праздник чистыми. Также в четверг на страстной неделе в некоторых районах селяне ходили на кладбища и жгли костры у собственных домов, чтобы души умерших родителей могли согреться. Интересно, что в Нижегородской области традиция этих обрядов бытовала и у русских, и у мордвы, и у марийцев.

В старину православная церковь активно боролась с тем, чтобы прихожане не посещали кладбищ в великий четверг. Однако до сих пор в некоторых районах области ходят на могилки родственников именно в этот день и даже приносят умершим крашеные яйца - чтобы душам усопших было с чем встретить Христа. Погост посещали и в саму Пасху. Вот только входить на кладбище нужно было только через главные ворота, так как считалось, что именно там души покойных встречают своих живых родственников. Например, в Рязанской области после праздничной службы прихожане шли на кладбище, и этот обряд называли «христосованием». Они трижды обкатывали яйцо вокруг могилки со словами «Христос воскресе», после чего крошили его на могильную насыпь или зарывали в землю. Иногда после такого обкатывания могилу целовали.

В отдельных случаях подобное поведение живых являлось своеобразным сигналом в мир мертвых (у них же нет календарей) о том, что грядет великий праздник. Ведь считается, что умершие, как и живые, справляют Пасху. По данным Ольги Гальцевой, у западных и южных славян существовал специальный день (выпадающий на Фомино воскресенье, следующее за Светлым), который назывался Пасхой мертвых. По народным поверьям, именно в этот день мертвые празднуют Пасху, а в некоторых быличках (короткий рассказ о встрече с «нечистой силой») даже рассказывается о встрече покойников на службе в церкви.

Справка "МК"

<p>В Нижегородской области распространено предание о так называемом сборном или соборном вторнике. Так, пожилая жительница села Суворово Дивеевского района Марья Карасева рассказала Ольге Гальцевой: «На Пасху умерших распускают домой, а во вторник святой недели собирают, поэтому соборный вторник. На могиле говорят: Христос воскресе, сыплют пшено».</p>Согласно народным поверьям, на светлой или радостной неделе (лучше до вторника) нужно обязательно посетить кладбище и поздравить усопших родных, похристосоваться с ними. Хотя зачастую на кладбище идут в Пасху целыми семьями и устраивают на могилах праздничный помин.

Не менее распространенной традицией в старину было в пасхальную полночь ходить с фонарями и встречать Христа или, как объясняли сами участники этого действа, освещать ему дорогу. Но обычно подобная традиция бытовала в тех населенных пунктах, где не было храма и моление проводилось крестьянами самостоятельно. Видимо, что таким образом был заменен праздничный крестный ход, чего нельзя сказать о традиции разжигать в это же время по возвышенностям костры. Этот обряд имел в народе предназначение совершенно конкретное – греть мертвых или греть родителей.

Так что большинство из народных пасхальных обрядов были направлены из мира живых в мир иной. Вероятно, символика воскресения должна была попасть в оба мира, особенно в мир умерших, так как наступление этого светлого дня во всем христианском мире является вестью о грядущем воскресении для всех «…И сущим во гробех живот даровал».

Во многих районах России в праздничную пасхальную полночь охотники выходили из изб и начинали палить в небо из ружей. Таким образом они якобы изгоняли из села чертей. Ольга Гальцева рассказала, что нечто подобное было зафиксировано в пасхальную ночь в одной из старообрядческих деревень Семеновского района. Только там “салютовали“ не в самой деревне, а на кладбище. Таким необычным способом живые оповещали умерших (этот обряд называется «мертвых будить») о наступившем празднике.

Яйцо как оберег

Если по церковным канонам окрашенное в красный цвет яйцо в представлении православных людей символизировало мир, обагренный кровью Иисуса Христа, то в народных верованиях яйцо – символ плодородия и всего, что может вместить это понятие - зарождающаяся жизнь, здоровье, защита, плодовитость.

Круглая и гладкая форма яйца, по всей видимости, ассоциировалась с гладкой и благополучной жизнью, и не случайно, что яйцо использовалось в различных магических обрядах, способствующих умножению урожая и потомства скота. Так, существовала примета, что при первом выгоне корова должна была перешагнуть через положенное перед ней яйцо - тогда впоследствии она приобретала круглые, дородные формы и приносила здоровый приплод. Но если корова, наступая на яйцо, давила его, это означало, что в течение года она умрет.

В Воскресенском районе нашей губернии пасхальное яйцо даже служило оберегом: его хранили за иконами от пожара. Согласно поверью ветлужан, если на их усадьбе случался пожар, яйцо нужно было всего-навсего перекинуть через крышу дома, и тогда огонь должен был обязательно утихнуть.

В некоторых районах пасхальное яйцо – символ зарождавшейся жизни - зарывали в землю перед первым севом с верой, что это повлияет на плодовитость земли-матушки. Это же значение имело катание яиц по земле на пасхальной неделе.

Даже само по себе освященное пасхальное яйцо, лежащее в кармане, уже служило оберегом от происков нечистой силы. Иногда свежим освященным пасхальным яйцом лечили детей. А сырым яйцом знахари (в том числе современные шарлатаны) и по сей день якобы снимают порчу. Однако это уже совсем другая история…

Накануне Пасхи на сормовском хлебозаводе освятили куличи

Смотрите фотогалерею по теме

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах