МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Нижний Новгород

Дойный регион

Нижегородские власти увеличат соцнорму для одинокопроживающих

 Социальная норма в нашем регионе, как известно, самая низкая в стране, а тарифы на электроэнергию – одни из самых высоких. Эту ситуацию можно и нужно было изменить уже в прошлом году, когда нижегородская область официально оказалась в числе испытуемых в плане «энергопайка». Однако чиновники соцнорму тогда не увеличили, напустив туману: дескать, в 2014-м так и так придется это сделать, да и на федеральном уровне нормативная база прояснится…

И база прояснилась. Постановление Правительства РФ, вышедшее в феврале этого года, диктует четкие и вменяемые правила игры… Но только для тех регионов, в которых еще не было эксперимента: там будет действительно большая социальная норма, а тарифы снизятся, дабы народ не возмущался нововведениями. 

Фото: Олег Зайцев

Право на бездействие

Введение в России социальной нормы предусматривают два постановления Правительства РФ. Первое - №614 – появилось в июле 2013 года. Оно разделило регионы на две неравные части: первая часть – «подопытная» (и в нее вошла наша область) – должна была ввести «энергопаек» в действие в кратчайшие сроки.

А в это время

<p>С 1 июня в Нижегородской области планируется повысить уровень соцнормы для одиноко проживающих потребителей до 85 кВтч, выделив их в отдельную категорию льготников, – об этом нам сообщили в пресс-службе регионального правительства. Количество электроприборов и в семьях из пяти человек, и у одного человека в квартире примерно одинаково: у всех по одному холодильнику, стиральной машине и микроволновой печи. Поэтому для одиноко проживающих граждан есть смысл увеличить социальную норму энергопотребления. В ближайшее время необходимые изменения будут внесены в региональное законодательство.</p> А именно:

* До 1 августа 2013 года гарантирующие поставщики обязаны были сообщить областным властям данные об объемах потребления. Эти данные необходимы для расчета величины социальной нормы. Дело в том, что количество кВт.ч, сожженных в рамках этой нормы, не должно, согласно тому же постановлению №614, быть меньше 70% всей потребленной населением за год энергии. Понятно, что чем больше эта доля, тем больше «паек», и тем, соответственно, выгоднее потребителю. Однако нормативный акт предписывает пользоваться не полными, а выборочными данными. Конкретных потребителей, попавших в выборку, должно быть не менее 10 тысяч.

* До 5 августа 2013 года «подопытные» регионы должны были установить величину социальной нормы (остальным предписывалось это сделать до 1 марта 2014 года). Определяя величину, власти обязаны руководствоваться не только данными об объемах, но и особой методикой расчета, прописанной в 614-м постановлении. Не будем пугать читателей этими формулами. Сошлемся лишь на слова специалистов в области энергетики, которые утверждают, что если применить эти формулы, у нас в области соцнорма должна быть не 50, а как минимум 70 кВт.ч. Однако регионы, согласно все тому же нормативному акту, вправе не пересматривать размер «пайка», если он установлен ранее и если он менее 150 кВт.ч. У нас как раз такая ситуация.

Где отыскали 70%?

Непосредственно ввести социальную норму «подопытные» регионы должны были с 1 марта 2014 года, остальные – с 1 июля 2014 года. Нижегородцев, понятное дело, это не касается, потому что «паек» у нас установлен давно. Тем не менее, остается открытым вопрос: как при такой

Между тем

<p>В пресс-службе областного правительства утверждают, что методика, предложенная в ходе федерального эксперимента по введению социальной нормы энергопотребления, имеет свои недостатки: она создает менее комфортные условия для ряда граждан по сравнению с теми принципами расчета, которые действуют в Нижегородской области сейчас. Например, согласно федеральной методике, при социальной норме в 50 кВтч общий объем льготного энергопотребления для семьи из 5 человек получается не 250 кВтч, а всего 160 кВтч, так как количество льготных кВтч на каждого следующего члена семьи, по федеральной схеме, меньше размера социальной нормы. Если изменить соцнорму в соответствии с федеральной методикой, положение семей из 3-5 человек ухудшится.</p><p>"МК в НН" решил обратиться к специалистам, дабы сравнить расчеты, применяемые у нас на федеральном уровне. Надеемся, в следующем номере мы сможем познакомить читателей с выводами.</p> заниженной норме – всего 50 кВт.ч – было соблюдено требование о том, чтобы потребление в рамках «пайка» составляло не менее 70% всего объема поставок? В каких домах сбытовики брали такие выборочные данные, что у нас волшебным образом получилось 70%?

Между тем, в ответе, полученном от пресс-службы областного правительства, подчеркивается: региональная служба по тарифам ежемесячно (!) проводит мониторинг энергопотребления. И согласно этим данным, нижегородцы «жгут» по соцнорме именно 70 процентов от общего объема энергии, поставляемого населению.

Как видим, прошлогоднее постановление, запустив механизм внедрения и стандартного расчета социальной нормы в остальных регионах, никоим образом не поколебало ситуацию, сложившуюся в Нижегородской области с 2006 года – именно тогда у нас был установлен 50-киловаттный «паек». То, что мы оказались «впереди планеты всей», вышло нам боком.

Сделать не позже, чем… вчера

В феврале 2014 года появилось постановление федерального правительства №136, которое внесло некоторые коррективы в запущенный механизм. 

Власти всех без исключения регионов должны теперь принять решение об установлении социальной нормы не до 1 марта и даже не до 1 июля 2014 года (эти сроки упраздняются), а аж до 1 марта 2016 года. При этом в регионах, где «паек» меньше 150 кВт.ч, по-прежнему могут его не пересматривать вовсе.

Подопытные регионы должны определить размер «пайка» до 5 августа 2013 года. Этот казуистический момент стоит того, чтобы остановиться на нем подробнее. Не так уж часто свежие нормативные акты (напомним, постановление увидело свет в феврале 2014-го) предписывают сделать что-то в прошлом, а не в будущем времени. Наши несчастные 50 кВт.ч стали, таким образом, вполне легитимными, потому что областные власти определились с ними до 5 августа 2013 года. Кстати, регионы, не участвующие в эксперименте, попали в нормальный временной континуум: они должны определиться с величиной соцнормы до 1 апреля 2014 года.

Власти регионов, включенных в эксперимент, вправе пересмотреть тарифы до 1 мая 2014 года и ввести новые ставки с 1 июля 2014 года. Как именно пересмотреть – не говорится. Очевидно, так, как описано ниже.

Необязательное послабление

В это трудно поверить, но в февральском постановлении говорится о снижении тарифов. Оно предусмотрено «в связи с переходом к расчетам размера платы с применением социальной нормы». 

Помним о льготах

<p>Не стоит забывать, что у нас есть закон о ветеране Нижегородской области, а в соседних регионах нет: там ветеранами считаются только те, у кого есть награды, знаки отличия. В Нижегородской области пенсионер проработавший 35 лет, является ветераном труда и платит 50% за электроэнергию.</p><p>По информации министерства социальной политики Нижегородской области, мерами социальной поддержки пользуется почти треть населения региона. Сумма, которая выделяется из областного бюджета на меры социальной поддержки, растет ежегодно: в 2012 году – 12,4 млрд рублей; в 2013 – 13,7 млрд рублей. С 2005 года количество социальных выплат в области выросло в 2 раза (с 39 до 86). Средний размер субсидий на оплату ЖКУ в регионе в 2013 году составил 1406 рублей. По данным статистики, Нижегородская область является одним из самых социально ориентированных субъектов РФ: в Приволжском федеральном округе регион занимает первое место по объемам выплаты субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.</p>

Иными словами, нижегородские власти не обязаны уменьшать ставки, ибо мы никуда не переходим: как рассчитывался размер платы с учетом старого «пайка», так он и будет рассчитываться. Именно так и ответила пресс-служба Нижегородской области, ссылаясь на региональную службу по тарифам.

- На сегодняшний день отсутствуют основания для пересмотра тарифов на электроэнергию для населения, установленных на 2014 год, - уверяют в РСТ.

Таким образом, и этот вкусный пунктик пролетит мимо нашего рта и достанется лишь тем областям, где соцнормы раньше не было. Уж не хотят ли федеральные власти сделать нижегородских потребителей дойной коровой в масштабах страны, дав поблажки остальным регионам?

«Вне зависимости от величины соцнормы, жители Нижегородской области не могут быть «дойной коровой» для всей страны, так как оплата за потребленную электроэнергию не поступает в федеральный бюджет, а идет напрямую ресурсоснабжающим организациям», - прокомментировали наше предположение в пресс-службе областного правительства. Безусловно, оплата за «свет» идет напрямую гарантирующему поставщику, которым, если брать наш регион, управляет группа компаний «ТНС энерго» - самый богатый в России энергосбытовой холдинг.

Между тем, послабление «в связи с переходом» предусмотрено существенное: минимальный уровень тарифов в пределах соцнормы уменьшается на 10%, максимальный – на 3%. Тарифы же сверх «пайка» (экономически обоснованные) должны быть увеличены ровно на 40% по отношению к тем, что установлены в пределах соцнормы. У нас, к слову, разница между «паечными» ставками и экономически обоснованными составляет более 70%. И если наши региональные власти эту разницу не сократят и не снизят тарифы в пределах соцнормы (а они, подчеркнем, всего лишь «вправе» это сделать), нижегородские потребители могут оказаться в более проигрышном положении по сравнению с жителями других регионов, чем сейчас.

Вне рамок

И напоследок был изменен пунктик о той доле в общем объеме потребления, которую должны занимать сожженные по соцнорме киловатты. Если ранее эта доля должна была быть не менее 70%, то теперь она ограничена рамками «не менее 70% и не более 85%». Иными словами, федеральные власти испугались, что в некоторых регионах «паек» будет непозволительно большим. Но это еще щадящий подвох. Настоящий удар ниже пояса для нижегородцев заключается в том, что рамки эти теперь действуют «при установлении социальной нормы впервые». Иными словами, это опять не про нас, и в Нижегородской области социальная норма может быть сколь угодно маленькой.

Таким образом, и у второго постановления, касающегося «энергопайка», есть все шансы со свистом пролететь мимо нижегородцев.

На заседании профильной комиссии гордумы был поставлен вопрос о создании рабочей группы по вопросу возможности снижения тарифов и увеличения соцнормы. Однако предложение не прошло. Депутаты ограничились тем, что решили направить запросы в Региональную службу по тарифам. В том, что запросы будут сделаны, сомнений нет, но вряд ли на них будут получены непредсказуемые ответы. 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах