Не допустить трагедии
Мнения
<p>Как снизить количество ДТП на переездах?</p> <p><strong>Игорь Михайлушкин, начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД по Нижегородской области:</strong></p> <p>- При столкновении автомобиля, каким бы большим он не был, с локомотивом всегда победа остается за последним. Поэтому не надо пробовать, не надо экспериментировать, не надо пренебрегать сигналами светофора или дежурного. И не пополнять печальную статистику ДТП.</p> <p><strong>Леван Тодуа, начальник службы корпоративных коммуникаций Горьковской железной дороги:</strong></p> <p>- Самое простое решение проблемы – это сделать пересечение дороги и путей в разных уровнях, то есть строительство виадуков и путепроводов. Но это дорого. Денег не хватает ни у «РЖД», ни у субъектов Федерации. Поэтому мы прикладываем большие усилия, чтобы оснастить максимальное количество переездов устройствами, которые бы не допускали выезд авто на пути перед поездом. Это и фотовидеофиксация, и звуковая сигнализация, и шлагбаумы, и устройства заграждения железнодорожных переездов, и предупреждающие знаки... Ведется большая профилактическая работа.</p> <p><strong>Михаил Черепнов, партнер юридической фирмы Timofeev/Cherepnov/Kalashnikov:</strong></p> <p>- На мой взгляд, существуют две причины ДТП на железнодорожных переездах: «человеческий фактор» и экономико-технический фактор.</p> <p>С увеличением количества автотранспорта увеличилось и количество водителей, каждый из которых обладает индивидуальными особенностями восприятия действительности. В связи с этим важно как соблюдение, так и пропаганда ПДД в части порядка проезда переезда, поскольку иногда «успею проскочить» или «очень тороплюсь» заканчивается трагически.</p> <p>Органы власти обращают недостаточно внимания на данную проблему. В результате некоторые собственники экономят на технической оснащенности железнодорожных переездов различными видами оповещений о приближении поезда (звуковые и световые сигнализации, шлагбаумы и т.п.). Отсутствие любого из них (или его неисправность) может увеличить печальную статистику ДТП.</p>С начала текущего года на полигоне Горьковской железной дороги (ГЖД) произошло уже семь ДТП против трех случаев за аналогичный период прошлого года. В этих авариях четыре человека (в 2013 году - один человек) пострадало, один погиб. На территории Нижегородской области произошло только одно ДТП. Напомним, это случилось поздно вечером 25 января на регулируемом железнодорожном переезде на перегоне Починки-Козино. Автомобиль «Форд» выехал на железнодорожный переезд при запрещающем сигнале сигнализации и был смят проходящим одиночным локомотивом. К счастью, обошлось без жертв и пострадавших.Но этот случай, пожалуй, приятное исключение из правил. Большинство ДТП на железнодорожных переездах заканчиваются если не трагедий, то на больничной койке для пострадавших. Кроме того, это огромный риск для пассажиров поездов. И серьезные потрясения для экономики, поскольку в результате ДТП происходит задержка поездов на данном участке.
В 2013 году на ГЖД случилось 21 дорожно-транспортное происшествие, в них пострадало 12 человек.
- В Нижегородской области в прошлом году на железнодорожных переездах было зафиксировано три ДТП с пострадавшими, - напомнил начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД по Нижегородской области Игорь Михайлушкин. - 11 марта 2013 года на регулируемом железнодорожном переезде перегона Арзамас-1 – Пешелань водитель автомобиля "Нива" выехал на пути в непосредственной близости от проходящего поезда, не обращая внимания на запрещающие показания автоматической светофорной сигнализации. В результате столкновения пострадал виновник столкновения. 3 мая в Шатках бабушка фактически завезла внучку под поезд. Обе оказались на больничных койках. И 18 августа в Починковском районе водитель, лишенный права управления, сел за руль и устроил ДТП с поездом.
Аварии на переездах происходят, как правило, из-за невнимательности водителей или грубого нарушения ими правил проезда железнодорожных переездов.
- Тормозной путь автомобиля – до нескольких десятков метров. А тормозной путь грузового поезда – от 100 метров до более километра, - подчеркивает начальник службы корпоративных коммуникаций ГЖД Леван Тодуа. - Даже применяя экстренное торможение, локомотивная бригада может не успеть остановить состав, который весит несколько сотен тонн. Водители же, пытаясь выиграть несколько секунд, в итоге теряют жизнь, ставят под угрозу жизнь и здоровье своих пассажиров и пассажиров поездов и электричек.
Штраф придет по почте
Нарушения правил пересечения железнодорожных переездов относятся к социально опасным нарушениям, поэтому наказание за этот проступок предусмотрено самое серьезное – вплоть до лишения права управления.
Так, пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановка или стоянка на железнодорожном переезде, влечет ответственность по ч.1 ст.12.10 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 1000 рублей или лишения прав на срок от трех до шести месяцев.
В случае же, если водитель в течение года повторно привлекается к ответственности за неправильный проезд железнодорожного переезда, то ему грозит уже более серьезное наказание - лишение права управления транспортным средством на срок один год (ч.3 ст.12.10 КоАП РФ).
В минувшем году в регионе железнодорожниками и инспекторами ГИБДД было проведено пять профилактических операций «Железнодорожный переезд», в ходе которых обнаружено почти 540 нарушений правил дорожного движения. Всего же за 2013 год было выявлено порядка 5500 нарушений правил пересечения железнодорожных путей.
На подавляющем большинстве переездов установлены видеокамеры. Игорь Михайлушкин не исключил, что в скором времени они будут подключены к системе «Безопасный город», в рамках которой в регионе уже работает около 100 камер фотовидеофиксации нарушений ПДД в автоматическом режиме. И тогда автомобилистам начнут приходить еще и штрафы за нарушения правил проезда железнодорожных путей.
- Это позволит более эффективно использовать те возможности, которые наши коллеги предпринимают для того, чтобы предупредить нарушении правил со стороны водителей, - отметил представитель ГИБДД.
Аналогичный пилотный проект в данный момент уже осуществляется ГЖД совместно с властями Татарстана.
Правила проезда железнодорожных переездов
Различают два основных типа железнодорожных переездов: со шлагбаумом и дежурным; а также без шлагбаума со световой и звуковой сигнализацией или со шлагбаумом и сигнализацией. В зависимости от того, какого типа пересечение, устанавливаются и соответствующие дорожные знаки с разметкой.
Переезд без шлагбаума
Перед приближением к такому пересечению в обязательном порядке вы должны увидеть знак 1.2, который обозначает «ж/д переезд без шлагбаума». На одной опоре с ним располагают знак 1.4.1, обозначающий «приближение к ж/д переезду». Если последний имеет три наклонных красных черты, это значит, что до переезда примерно 150 м. И поэтому необходимо начать плавное снижение скорости. Для того чтобы знаки не были закрыты от водителя другими попутными транспортными средствами, их дублируют и с левой стороны дороги.
Далее по движению идет знак 1.4.1, но уже с двумя красными полосами. Он сигнализирует о том, что до пересечения осталось всего 100 м. Если перед переездом стоят транспортные средства, их обгонять запрещено.
На расстоянии около 50 м до переезда на опоре располагают еще один знак 1.4.1 с одной полосой и дополнительно к нему знак 1.2. На данном участке дороги стоянка транспортных средств запрещена. Остановку при необходимости выполнить можно.
Непосредственно на территории самого переезда запрещается производить развороты транспортных средств, обгон, двигаться задним ходом, останавливаться. Если необходимо развернуться, то этот маневр выполняется до или после рельсов.
Непосредственно перед пересечением устанавливается знак 1.3.1 или 1.3.2, который указывает водителю на ширину железнодорожных путей (многопутная или однопутная железная дорога). В зависимости от ширины переезда стоит выбрать и соответствующую дистанцию. Не рекомендуется въезжать на переезд до тех пор, пока впереди идущее транспортное средство не пересечет железнодорожные пути. Это связано с тем, что недопустима остановка или стоянка на путях, если передний автомобиль по тем или иным причинам остановится прямо за рельсами.
Зачастую перед нерегулируемыми железнодорожными путями устанавливается знак 2.5, запрещающий проезд без остановки. Это требование необходимо выполнить для того, чтобы убедиться в том, что ни слева, ни справа к переезду не приближается железнодорожный состав. Убедившись в отсутствии поезда, можно продолжить движение. Кстати, если данный знак не установлен, рекомендуется сделать остановку на расстоянии не ближе 10 м от первой рельсы для этих же целей. Хотя напрямую в ПДД об этом не говорится.
Переезд со шлагбаумом
По большому счету процедура осуществляется, как и в первом случае. С той разницей, что если работает звуковая или световая сигнализация и шлагбаум опущен, то проезд запрещен. Необходимо остановиться перед шлагбаумом на расстоянии не меньше 5 м. Если ничего не работает, а шлагбаум поднят, значит можно проезжать.
Если на путях имеется дежурный, то он также может регулировать проезд. В случае неисправности шлагбаума или сигнализации дежурный должен стать к приближающимся транспортным средствам грудью или спиной. Это сигнализирует водителям о том, что проезд запрещен.
Запрещается объезжать шлагбаум по встречной полосе движения или самостоятельно его открывать.
Кстати
<p>Что делать водителю, если он не заметил опускающийся шлагбаум и оказался на переезде?</p> <p>Попытаться проехать дальше – объехать или сломать шлагбаум.</p> <p>Если колеса застряли на рельсах или заглох двигатель, надо покинуть транспортное средство и высадить пассажиров, включить аварийную сигнализацию. При наличии дежурного сообщить ему о случившемся. Попробовать с помощью других водителей отбуксировать автомобиль. Если ничего не получается, то следует идти вдоль полотна в сторону поезда, подавая сигналы машинисту (круговые вращения рукой с красным флажком (тряпкой) днем и фонарем (факелом) ночью, чтобы он применил экстренное торможение.</p>Бесхозные пути
Безопасность железнодорожных переездов напрямую связана еще и с тем, в каком состоянии содержатся пересечения путей и автомобильной дороги.
- Состояние асфальтового покрытия вблизи переездов – проблема действительно актуальная, - признает Игорь Михайлушкин. - За 2013 год руководителям организаций, отвечающих за содержание железнодорожных переездов, было выписано 171 предписание на устранение недостатков (в 2012-м – 161). Основные недостатки – неудовлетворительное состояние настила на переезде.
При этом, как подчеркнул Игорь Петрович, речь в данном случае идет не о ОАО «РЖД», а о других собственниках. Всего на территории Нижегородской области около 500 переездов, и треть из них – это ведомственные пути, которые используются различными предприятиями.
- Они не относятся к системе «РЖД». Это ведомственные переезды. Они были построены предприятиями, которые в советские годы процветали, а сейчас находятся в сложном финансовом положении, - пояснил представитель нижегородской Госавтоинспекции и не исключил, что в будущем невостребованные рельсы, пересекающие проезжую часть, могут быть демонтированы. Например, в прошлом году был ликвидирован малозагруженный переезд в Балахнинском районе, в результате чего удалось снять напряжение на одном из участков автодороги Нижний Новгород - Иваново.