МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Нижний Новгород

“Нам есть чем гордиться!"

На железной дороге подвели итоги 2013 года

Новые вагоны. Новые локомотивы. Новые маршруты. Новые сервисы для пассажиров. Новые услуги для грузоотправителей. Начальник Горьковской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» Анатолий Лесун подвел итоги работы компании в 2013 году.

Фото: Олег Зайцев

О грузоперевозках

- В этом году железные дороги были вынуждены работать в крайне неблагоприятных экономических условиях. Вы знаете, что Правительство России решило заморозить тарифы, на дороге наблюдается тенденция к снижению объемов грузовых перевозок. А для транзитной дороги - коей мы являемся - это существенные потери. К счастью, у компании есть опыт преодоления кризисных явлений. В том числе такая программа действует и на полигоне Горьковской железной дороги. Поэтому даже в такой сложной ситуации магистраль с честью выполняет возложенные на нее функции - обеспечивает безопасную работу по перевозке пассажиров и грузов.

По предварительным итогам 2013 года, погрузка грузов на Горьковской магистрали в январе-декабре составит 35,9 млн тонн, тарифный грузооборот – 213,7 млрд тонно-км.

Горьковская железная дорога является основоположником тяжеловесного движения на всей сети. В этом году мы запустили юбилейный, пятитысячный поезд-тяжеловес весом 9 тысяч тонн. Такие поезда уже прочно вошли в нашу практику, это позволяет сократить эксплуатационные расходы и увеличить пропускную способность участков дороги. Начальник Горьковской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» Анатолий Лесун Фото: Олег Зайцев

- Горьковская магистраль в прошлом году отпраздновала свой 150-летний юбилей. А в этом году дорога отмечает 10-летие создания ОАО «РЖД». Какие принципиальные изменения произошли после создания компании?

- С образованием 1 октября 2003 года открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Горьковская железная дорога вступила на новый этап своего системного развития. С этого момента ГЖД стала филиалом ОАО «Российские железные дороги», крупнейшего транспортного холдинга, созданного в рамках структурной реформы железнодорожного транспорта на базе Министерства путей сообщения. Проработав 10 лет в новом статусе, железнодорожной отрасли удалось улучшить структуру управления, повысить ее инвестиционную привлекательность, стать более открытой.

10 лет – относительно небольшой срок. А вот с точки зрения событий, испытаний и перемен дорога проделала большой путь. За это время Горьковской железной дорогой было отправлено более 400 млн тонн грузов, cвыше 650 млн пассажиров. Произведена серьезная реконструкция пассажирского комплекса, в том числе железнодорожных вокзалов. Обновлено свыше 1200 км железнодорожного пути, выполнена реконструкция пяти железнодорожных мостов, в том числе моста нечетного пути через реку Ветлуга на 570 км участка Горький – Шахунья, который мы торжественно сдали в эксплуатацию в сентябре этого года. Общий объем инвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры и объектов пассажирского комплекса на полигоне Горьковской железной дороги за последние 10 лет составил более 136 млрд рублей.

Все годы деятельности в качестве филиала ОАО «Российские железные дороги» Горьковская магистраль по итогам работы не раз признавалась руководством компании лучшей на сети.

Как сэкономить при покупке билета

- В последние годы железная дорога активно внедряет новые современные услуги для пассажиров. Расскажите о последних наработках.

- В январе-декабре Горьковская железная дорога отправит 47,3 млн пассажиров, в том числе 40 млн в пригородном сообщении и 7,3 млн человек в дальнем.

В прошлом году у нас успешно стартовал проект по предоставлению услуги беспроводного доступа к сети Интернет (Wi-Fi) в фирменных поездах "Буревестник" сообщением Нижний Новгород - Москва, "Волга" сообщением Нижний Новгород - Санкт-Петербург. Сервис доступен владельцам ноутбуков, планшетов, мобильных телефонов и других устройств, поддерживающих Wi-Fi. Доступ в Интернет появился и в здании Московского вокзала.

Справка "МК"

<p>Нижегородцы готовятся к встрече Олимпийского огня. Символ Олимпиады привезут в Нижний Новгород железнодорожным путем из Кирова вечером 6 января 2014 года. Нижегородский этап эстафеты Олимпийского огня стартует 7 января от здания Московского вокзала и продлится два дня. Протяженность эстафеты в Нижнем Новгороде составит 74 км, в ней примут участие 360 факелоносцев, среди которых и простые горожане, и титулованные спортсмены, а также представители спонсоров Олимпийских игр в Сочи.</p>Купить билет на поезд сегодня можно не только через железнодорожные кассы, но и в специальных терминалах, установленных на вокзалах. Растет доля интернет-продаж. Через сеть уже можно приобрести билеты на все поезда дальнего следования в России, а также в сообщении с Финляндией, Германией и Францией. Вообще, есть оценки, что к 2020 году не меньше половины всех билетов на поезда будет продаваться посредством интернет-технологий.

Уже почти три года пассажирам предоставляется услуга по продаже электронных билетов в поезда дальнего следования через Единый информационно-сервисный центр (телефон 8-800-775-00-00 (звонок из любой точки России бесплатный)). Человек может с помощью оператора центра забронировать билет на нужный ему поезд, а позже оплатить заказанный проездной документ через платежные терминалы или в кассе.

Отдельного внимания, я считаю, заслуживает система динамического ценообразования, которая позволяет сократить ценовой разрыв между разными категориями вагонов. Так, приобретая билет за 45 суток до отправления поезда, пассажир сможет заплатить за проезд в купейном вагоне поезда дальнего следования почти как за плацкартный. Подобная тарифная политика широко применяется в большинстве авиакомпаний: при покупке билета заранее тариф - минимальный, максимальный для тех, кто платит перед поездкой.

В рамках динамического ценообразования стоимость билетов в нерегулируемом сегменте будет изменяться в зависимости от дня недели, спроса, количества и качества конкурентов. На ГЖД система действует на направлении Москва – Владимир - Нижний Новгород.

Еще одно новшество предназначено, прежде всего, для активных путешественников. С января 2013 года билеты на поезда дальнего следования можно оформить при помощи мобильного приложения. Загрузив приложение "ЖД Билеты" на свой смартфон, путешественник в любом месте в любое удобное время сможет просмотреть расписание, оформить заказ и приобрести железнодорожные билеты, оплатив их банковской картой.

- Похоже, что железнодорожникам удалось решить существовавшую еще несколько лет назад проблему с приобретением билетов?

- Железная дорога работает для пассажиров, поэтому нам важно их мнение. Изменения происходят во всех аспектах обслуживания пассажиров.

Горьковская магистраль активно развивает скоростное пассажирское движение. На линии Нижний Новгород – Москва уже три года летают высокоскоростные поезда «Сапсан». Кстати, буквально два месяца назад по данному маршруту был перевезен двухмиллионный пассажир. Это значит, что услуга востребована.

В этом году 27 апреля подарком для нижегородцев стал запуск скоростного электропоезда «Ласточка» по маршруту Нижний Новгород - Москва. Этот современный поезд - продукт совместного производства компании ОАО «РЖД» и «Сименс АГ». Могу сказать, что «Ласточка» вместительна, комфортна и доступна по цене. В наших планах развитие скоростного движения на дороге и запуск “Ласточки“ из Нижнего Новгорода в Киров. Пробный состав по этому маршруту уже прошел, время в пути составило 5 часов 10 минут.

Нижний Новгород стал одним из первых субъектов России, жители которого смогли воспользоваться данными поездами.

Кстати, электропоезда «Ласточка» хорошо себя зарекомендовали и во время проведения Всемирной летней Универсиады в Казани, где использовались в качестве “аэроэкспресса“.

Электричка до аэропорта

- В этом году подготовка к Всемирной летней Универсиаде в Казани стала, пожалуй, самой сложной и масштабной задачей, поставленной перед коллективом Горьковской железной дороги. Как удалось организовать перевозку такого количества пассажиров?

- Нам есть чем гордиться! Мы выполнили поручение руководства страны, причем в рекордно короткие сроки - всего за полтора года. Для транспортного обеспечения Универсиады в Казани была реализована программа по развитию и обновлению инфраструктуры Горьковской железной дороги, по которой в Республику Татарстана было инвестировано 26 млрд рублей.

В частности, было проведено обновление пассажирского состава, проведена реконструкция существующего железнодорожного участка Казань – Вахитово – Аэропорт. На станции Казань проведена реконструкция пригородного вокзала и вокзала дальнего следования. Как я уже говорил, организовано интермодальное сообщение между аэропортом «Казань» до столицы Татарстана. Таким сервисом может похвастаться не каждый европейский город, а в России их всего четыре: Москва, Санкт-Петербург, Казань и Владивосток. В период Универсиады Горьковская железная дорога смогла организовать доставку более 3,5 тысячи волонтеров из 20 городов, гостей и участников студенческих игр.

Одним из важных результатов реализации этого проекта стало то, что Татарстан получил принципиально новые с точки зрения логистики объекты – современные транспортно-пересадочные узлы Казань-1 и Казань-2, где объединены потоки железнодорожного транспорта, междугородние автобусы и городской транспорт.

- Анатолий Федорович, а в Нижнем Новгороде предполагается открытие интермодального сообщения?

- Организация интермодальных перевозок увязывается с развитием нижегородского аэропорта. При значительном росте авиаперевозок возможно организовать доставку пассажиров в аэропорт железнодорожным транспортом. В этом случае проект может быть реализован на условиях государственно-частного партнерства с привлечением средств федерального и региональных бюджетов и частных инвесторов

Руководством Нижегородской области уже согласован вариант размещения нового железнодорожного вокзала «Нижний Новгород – ВСМ – АЭРО», что полностью увязывается с реконструкцией и модернизацией аэровокзального комплекса Международного аэропорта «Нижний Новгород» для транспортного обеспечения соревнований чемпионата мира по футболу в Российской Федерации в 2018 году.

- Планируется ли в связи с развитием интермодальных перевозок реконструировать Московский вокзал?

- Учитывая развитие транспортной инфраструктуры в районе железнодорожного вокзала, назрела необходимость создания на его базе современного транспортно-пересадочного узла, способного обеспечить предоставление транспортных услуг пассажирам железнодорожного, автомобильного и авиационного транспорта. Кроме того, предстоит решить проблему дефицита парковочных мест на территории близ вокзала.

Специалистами «Нижегороджелдорпроект» был разработан поэтапный проект строительства вокзала. И мы очень надеемся, что к процессу его реализации подключится частный бизнес.

- Как вы оцениваете итоги реализации проекта “Городская электричка“ на территории Нижнего Новгорода?

- В июне 2013 года для снижения транспортной напряженности в часы пик ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» - компания, которая организует пригородные пассажирские перевозки на территории Нижегородской области - запустила новый проект «Городская электричка». Ее маршрут проложен там, где железная дорога проходит по городу и где имеются остановочные пункты. По мнению пассажиров, это хорошая альтернатива маршруткам и автобусам, которые в часы пик продолжительное время стоят в пробках. Поездка на электричке по городу обходится пассажирам дешевле, чем в маршрутном автобусе, при этом все льготы, которые действуют в пригородном железнодорожном транспорте, в новом проекте сохранены.

Но, напомню, что заказчиком пригородных перевозок железнодорожным транспортом в Нижегородской области, в соответствии с действующим законодательством, выступает правительство региона. ОАО «ВВППК» является исполнителем – перевозчиком пассажиров. В связи с этим, гражданам следует адресовать свои пожелания по формированию графика пригородных поездов в первую очередь правительству Нижегородской области. Ведь именно перед ним стоят такие задачи, как сформировать необходимую схему маршрутов пригородных поездов, установить тариф, приемлемый для населения и перевозчика и компенсировать последнему разницу между экономически обоснованным тарифом (реальной стоимостью перевозки) и ценой билета для пассажира.

Железнодорожники, со своей стороны, изучают спрос населения и запускают новые маршруты. Например, запуск дополнительных поездов на город Бор позволил снизить убыточность этого направления. В рамках проекта “Городская электричка“ мы сегодня запустили дополнительные электропоезда на Починки, которые также пользуются спросом. Мы сегодня рассматриваем вопрос и строим технологию перевозки пассажиров со станции Мыза в арзамасском направлении, который летом пользуется колоссальным спросом. Сегодня мы совместно с администрацией Нижнего Новгорода рассматриваем возможность перевозки пассажиров между Кстовом и областным центром. В целом, все это позволит снизить транспортную проблему города.

Мегапроект

- Сегодня ГЖД стоит на пороге реализации нового мегапроекта - строительства высокоскоростной магистрали «Москва - Нижний Новгород - Казань». Расскажите подробнее о сути проекта.

- Пилотный проект строительства ВСМ без преувеличения может стать новой вехой развития высокоскоростного движения в России. Линия протяженностью 770 км пройдет по территории семи субъектов РФ. Причем 85% процентов новой магистрали будет проложено по территории, которую обслуживает именно Горьковская железная дорога. Нижнему Новгороду в этом проекте отводится особая роль. Депо для обслуживания и ремонта составов высокоскоростных поездов ВСМ, а также административный центр и Центр управления перевозками ВСМ-2 мы предложили разместить именно здесь - это территориально удобно.

До декабря 2014 года планируется окончить работы по проектированию трассы и подготовке территории строительства, а с 2015-го приступить к строительству. Если не случится никаких форс-мажоров и сроки будут соблюдены, то к чемпионату мира по футболу в 2018 году на линии Москва - Нижний Новгород - Казань начнут курсировать высокоскоростные поезда.

На сегодняшний день поддержка и понимание важности строительства ВСМ есть у всех руководителей субъектов федерации, в том числе и губернатора Валерия Шанцева. Под строительство ВСМ в Нижегородской области уже выделены земельные участки.

- Для организации высокоскоростных поездов будут строиться новые пути или станет использоваться имеющаяся инфраструктура?

- В первую очередь, при строительстве ВСМ важна безопасность пассажиров. Поезда будут мчаться с огромной скоростью, до 400 км /ч, поэтому любая преграда, например, железнодорожные переезды, могут создать аварийную ситуацию. При проектировании ВСМ в России предусмотрено строительство новых путей. В рамках строительства ВСМ будет построено более 340 искусственных сооружений, создано 48 больших мостов. Создание магистрали потребует строительства трех внеклассных мостов: через реки Ока, Сура, Волга, которые должны стать яркими архитектурными решениями. То есть изначально в проекте не предусмотрено пересечение на одном уровне дорог и магистрали. Это очень важно. И еще раз доказывает: строительство ВСМ действительно является мегапроектом.

Кроме высокоскоростных поездов, на этих линиях будут курсировать ночные скоростные поезда со скоростями 200-250 км/ч. ВСМ также существенно повысит качество перевозок, сократит время в пути в несколько раз и позволит развить новые технологии, создать мощнейший заказ для промышленности на материалы, строительные конструкции и оборудование.

- Почему в качестве пилотного реализуется именно проект «Москва - Нижний Новгород - Казань», а не «Москва – Санкт-Петербург“ или “Москва – Юг“, например?

- При выборе учитывались такие факторы как численность населения, пассажиропоток, развитие регионов, перспектива и вопросы транзитной геополитики, стоимость строительства, активность регионов... Направление на восток открывает новые перспективы для развития Поволжья, Урала, а также транзита через эти территории.

В ходе разработки проекта было подсчитано, что в зоне строительства ВСМ «Москва - Нижний Новгород - Казань» проживает около 100 млн человек. Это 70% населения нашей страны. А опыт других стран показывает, что введение в эксплуатацию высокоскоростных магистралей позволяет существенно увеличить мобильность граждан. Это совсем другой уровень жизни! Запуск участка позволит пассажирам в разы сэкономить время в пути. Так, нижегородцы смогут добраться до Москвы всего за 1 час 53 минуты. А время в пути между Нижним Новгородом и Казанью сократится более существенно - в семь раз, до 1 часа 37 мин.

Также о положительном социально-экономическом эффекте от реализации данного проекта говорит и тот факт, что только на стадии строительства ВСМ будет трудоустроено порядка 80 тысяч человек. А в ходе эксплуатации объекта - создано 30 тысяч новых рабочих мест.

- Анатолий Федорович, все ли нижегородцы смогут купить билет на высокоскоростной поезд? Сколько они будут стоить?

- Говорить о стоимости билетов пока рано. Но могу сказать, что в поездах предусмотрено четыре класса обслуживания – от эконом до премиума. По идее разработчиков, эконом-билеты будут стоить чуть ли не дешевле, чем сейчас стоит съездить на поезде из Нижнего Новгорода в Москву или Казань. Проект, который не будет востребован, никому не нужен!

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах