Пир во время чумы
Отличительная черта всех этих мероприятий – отсутствие самих «главных героев». Ни самих мигрантов, ни представителей диаспор на встречах нет. Видимо, диаспоры заняты более важными делами. Например, устраивают праздники с песнями-плясками под громким названием «Мы вместе». Увы, избитые фразы про толерантность и про «у москвички две косички, у узбечки двадцать пять» давно не актуальны. Со стороны это выглядит как «пир во время чумы».
Тем временем чиновники и правоохранители в очередной раз попытались выяснить, сможет ли Нижегородская область обойтись без трудовых мигрантов. Федеральная статистика говорит об обратном: в 2014 году российской экономике потребуется более 1,6 млн иностранцев. И мигрант – неотъемлемая часть трудовых ресурсов. По данным Росстата, в 2012 году в Нижегородской области 36 тысяч официальных мигрантов (из которых только 1% - высококвалифицированные специалисты) на более чем 2 млн трудоспособных работников. Велико ли соотношение?
Справка "МК"
<p>По словам замначальника УФМС по Нижегородской области Татьяны Мелиховой, ежегодно поток мигрантов в нашу область увеличивается на 20%. За последние девять месяцев в регионе было зарегистрировано 147 тысяч вновь прибывших иностранцев (в целом по России – 10 млн). Всего изъявили желание работать в Нижегородской области 65 тысяч “пришельцев“. В течение этого года УФМС выдало разрешение на работу 13944 иностранным гражданам. Большинство их из Узбекистана. 77 мигрантов были выдворены и 27 депортированы из нашей страны. 2150 мигрантам запретили обратный въезд на территорию РФ. Согласно законодательству, срок временного пребывания в стране безвизовых иностранных граждан составляет 90 суток. Если человек находится у нас больше этого времени, ему закрывается въезд в Россию на последующие три года.</p>В советское время эти цифры составляли бы государственную тайну. Слишком много открывается интересного, если их сопоставить и проанализировать. Но сейчас все в открытом доступе. Например, квота на иностранную рабочую силу по Нижегородской области реализована только на 53%. Значит, ждем еще гостей! Нижегородские чиновники только разводят руками: «это указание сверху»! Забывая, что эти цифры берутся из их же отчетов. При этом жалуются, что у них нет научных данных о состоянии рынка труда. Между тем, на тех же круглых столах сами ученые сожалеют, что их работа не интересует власть.Выгоден ли миграционный поток? За налоги на патенты для приезжих нижегородская казна обогатилась на 64 млн рублей. В масштабах областного бюджета сумма весьма скромная. А из-за нее может произойти «новое Бирюлево»... И здесь, даже географически, мнения «светских» экспертов и чиновников разнятся.
Мы уже сообщали, что потенциальной точкой напряженности эксперты выделяют Канавинский район Нижнего Новгорода, а точкой всплеска недовольства – Автозавод. В УФМС заявляют, что по концентрации пришельцев лидируют Советский, Нижегородский, Автозаводский районы в городе и Кстовский район в области. Там зарегистрировано большинство приезжих. Возникает ощущение, что в этом ведомстве плохо обстоят дела с визуальным анализом, и инструментом для оценки ситуации является бумажка, а не человек. Этим данным верится с трудом, что, кстати, подтверждает полицейская практика: по преступности среди мигрантов лидирует именно Канавино. Не отстают Сормово, Автозавод и Дзержинск.
Крайней оказалась бабушка
Еще один интересный криминальный показатель. По отношению к пришельцам за последние девять месяцев было совершено 109 преступлений. Это меньше, чем в прошлом году (137). Сами мигранты «нахулиганили» 236 раз в этом году и 518 в прошлом. Правоохранители и рады – для них это «снижение напряженности». Однако с этой статистикой не соотносится заявление представителей УФМС о “25 тысячах проведенных мероприятиях" и “22 тысячах проверенных мест“ обитания приезжих. Что же они там делали?
Начальник отделения участковых уполномоченных ГУ МВД по Нижегородской области Вадим Варгин заявил, что нелегальные мигранты доставляют им все больше хлопот. Но число правонарушений назвать не смог, только количество проделанных мероприятий. В области правоохранители обнаружили 287 «резиновых квартир» с нелегалами. Это обычная съемная квартира, куда могут поместиться до 50 «гостей», и в придачу, быть там зарегистрированы.
Достаточно обратиться к полицейской статистике: за организацию незаконной миграции до суда дошло лишь 27 уголовных дел, еще восемь находятся сейчас в производстве. Но и тут полиция бессильна: по словам г-на Варгина, выявлять «резиновые квартиры» - это задача участковых. А они, в свою очередь, рассчитывают на помощь жителей. То есть, делать ежедневный обход своей территории не входит в планы нижегородских Анискиных.
Если у вас по соседству появилось незаконное пристанище мигрантов, звоните по телефону доверия ГУВД по Нижегородской области (831) 268-68-68.
Однако, по мнению юристов, есть механизм, как можно бороться с подобными «квартиросъемщиками». Точнее, с владельцами “резиновых“ квартир.
– Собственникам жилья нужно несколько раз задуматься, прежде чем нарушать закон и организовывать «резиновую» квартиру, - считает эксперт Нижегородского регионального отделения Ассоциации юристов России Ирина Питунова. - Есть высокий риск, что когда настанет момент продать жилье, в нем будет зарегистрировано 50 человек. Где и как их искать? Как их снимать с учета? Выход один - через суд, но процесс, однозначно, будет долгим, а возможность выгодно продать квартиру тем временем уйдет.
Практика показывает, что такая прописка ударяет по самой беззащитной части коренного населения РФ. В Балахне осудили 70-летнюю бабушку, которая от бедности прописала у себя 15 таких же бедных узбеков. Бабушка выплатила шесть тысяч рублей штрафа – суд сделал скидку на возраст.
Правоохранители заявляют, что не боятся «нового Бирюлева»: у них «все под контролем» и «достаточно сил и средств, независимо от того, сколько будет мигрантов». Увы, то же самое говорили и бирюлевские правоохранители. А в Нижнем Новгороде однажды спецназу пришлось штурмом брать одно из кафе. Там отдыхал с «коллегами» 46-летний активный участник этнической преступной группы, который подозревается в заказном убийстве крупного чиновника. «Гости» оказали серьезное сопротивление, но, к радости патриотов, оказались в положении «мордой в пол, руки за спиной».
«Ответственность за нарушения не установлена»
После событий в Бирюлеве миграционное законодательство ужесточилось, началось массовое закрытие рынков в столице. На квотах в Нижегородской области это никак не сказалось, на работе рынков – пока тоже. Заместитель начальника управления по безопасности и мобилизационной подготовке администрации Нижнего Новгорода Александр Мизерий развел руками и сослался на законодательную базу. Дескать, рынками занимается министерство предпринимательства. Пусть и занимаются...
Кстати, по закону, с 1 января этого года все рынки должны находиться в капитальных зданиях под крышей. Главный рынок города, «Центральный», опровергает эту догму.
- К сожалению, большинство рынков не перешли на эту форму. Они работают в формате сезонных ярмарок, на которых условия торговли гораздо проще, - говорит Александр Мизерий. - Многие рынки работают без разрешения. Ответственность за нарушения не установлена.
Тем временем, глава администрации Нижнего Новгорода Олег Кондрашов в ходе Межконфессионального совета 21 ноября заявил, что "рынки «Центральный», «Заречный» и сормовский в их сегодняшнем положении прекратят свое существование к 1 сентября 2014 года".
Кстати
<p>Еще одна болевая точка - «Зеленый город». В бывших курортных строениях, например, в санатории «Красное Сормово» вольготно расположились зарубежные рабочие. Сколько их там живет, никто не знает. Очень хорошо: на свежем воздухе и от проверяющих далеко. Поговаривают, что количество приезжих превосходит местное население. Удивительно, но рядом находится резиденция губернатора.</p>Еще одно лакомое место приезжих – частный извоз. О «джихад-маршрутках» давно уже слагаются легенды. Последний случай – на Зеленском съезде, у маршрутки отказали тормоза. За рулем – гость с юга. Замначальника отдела регистрационной деятельности нижегородского ГИБДД Вячеслав Белов заявил, что при осуществлении предпринимательской деятельности к управлению транспортным средством не допускаются лица с иностранными правами. Штраф - до 50 тысяч рублей. По идее, мигранты должны массово менять права. Но, по словам Белова, это единичные случаи. Да и согласно официальной статистике ГИБДД, у нас в регионе только 74 водителя-иностранца. Все остальные – русские (по документам).Немаловажный нюанс – процедура изгнания незаконного гостя. Законодательство предусматривает два способа депортации: за счет средств иностранного гражданина покупается билет и он самостоятельно отбывает. Если нелегал уклоняется от этой процедуры, то он сначала помещается в спецучреждение, где живет за счет государства, а потом его отправляют домой.
Полицейские говорят, что не обязаны содержать нелегалов. Тем не менее, пока мигрантов незаконных содержат в четырех спецприемниках на 145 мест, где находятся лица, совершившие административные правонарушения. 25 из общего количества отведено для мигрантов. Правоохранители признаются, что реально населенность подобных учреждений в два раза выше. В какой-то степени решить эту проблему позволит открытие еще одного спецприемника (специально для мигрантов) на 50 мест на улице Замкнутой, 26. Однако даже в сравнении с официальными данными о депортированных - это капля в море. Выходит, нужно строить больше «фильтрационных лагерей»? Но затраты на все эти «процедуры» родина «клиента» не покрывает! Так где же выход?