Справка "МК"
<p>Дата Дня работника атомной промышленности выбрана неслучайно. Именно 28 сентября 1942 года Государственный Комитет Обороны СССР выпустил распоряжение «Об организации работ по урану». В частности, в нем говорилось: “Обязать Академию наук СССР возобновить работы по исследованию осуществимости использования атомной энергии путем расщепления ядра урана и представить Государственному Комитету Обороны к 1 апреля 1943 года доклад о возможности создания урановой бомбы или уранового топлива“. Так что этот сентябрьский день можно по праву назвать днем рождения атомной энергетики в СССР и России.</p>Накануне праздника мы встретились с ректором университета, профессором, академиком РАЕН Сергеем Дмитриевым, чтобы узнать, в чем секрет подготовки хорошего инженера-атомщика. Сергей Михайлович рассказал, что взращивать уникальные кадры преподаватели вуза начинают с пятого класса школы, а самосовершенствоваться придется всю жизнь. Но главное, что студентов сегодня обучают по самым инновационным технологиям. Впрочем, обо всем по порядку…Инженера невозможно подготовить за партой
Сегодня НГТУ имени Р.Е.Алексеева готовит кадры сразу для нескольких крупнейших госкорпораций: Роснано, Ростехнологии и, естественно, Росатома. Политех является опорным вузом объединенных авиастроительных и судостроительных корпораций. Сергея Дмитриева поэтому нередко называют «атомным ректором» - во многом благодаря ему, в Нижнем Новгороде был создан атомный кластер, объединивший образование, науку и практику в этой сфере. В прошлом году ректор НГТУ стал лауреатом премии Нижнего Новгорода в номинации «Образование» вместе с представителями ОКБМ — за подготовку научных и инженерных кадров для атомной промышленности.
Естественно, что главным поставщиком квалифицированных инженеров-атомщиков является Институт ядерной энергии и технической физики (ИЯЭиТФ), созданный несколько лет назад в НГТУ на базе легендарного физтеха. Но только одной этой структурой сотрудничество с атомным кластером не ограничивается. Работать на эти предприятия отправляется очень много инженеров-кораблестройтиелей, энергетиков, IT–специалистов, машиностроителей – да, впрочем, выпускники любого факультета и института.
Приглядывать себе молодые и способные кадры руководство этих предприятий начинает на втором-третьем курсах, когда будущие «алексеевы» впервые появляются у них на практике и занятиях на базовых кафедрах. Кстати, создание базовых кафедр на предприятиях сегодня считается одним из самых перспективных видов сотрудничества промышленности и образования. Именно такой формат взаимодействия, при котором студент не просто знакомится с деятельностью предприятия, а участвует в его реальной работе, постоянно контактирует с профессионалами-практиками и учеными на производстве, пишет дипломную работу, направленную на решение конкретных задач, позволяет забыть о расхожем и долгое время популярном высказывании работодателя при приеме на работу: «забудьте все, чему вас учили в институте». Теперь вектор поменялся – нужно помнить все, чему учили на студенческой скамье, так как все образовательные программы Политеха максимально заточены на получение конкретных знаний и применение их на практике.
Сегодня о таком формате работы вузов говорят на высшем уровне. Многие университеты по всей стране еще только делают первые шаги в создании базовых кафедр, в то время как нижегородский Политех оказался в этом направлении первопроходцем. Первая базовая кафедра на ОКБМ им. Африкантова была создана еще в 1999 году – в самое сложное время для отечественной промышленности - и за эти годы эта форма сотрудничества полностью себя оправдала. Сегодня Политех имеет десять базовых кафедр на самых ведущих предприятиях региона.
Второй принцип, который всегда ставится во главу угла при подготовке кадров – «образование через науку».
- Инженера невозможно подготовить за партой, – не устает повторять Сергей Михайлович, - нужны современные лаборатории. Поэтому мы делаем все возможное, чтобы оснастить свои лаборатории и учебные площадки самым лучшим образом. Многое из приобретенного за последние годы оборудования – уникальное.
Сегодня на образовательном рынке сложилась непривычная для России ситуация, при которой университеты перестали быть просто местом обучения студентов. Сегодня они по западной модели становятся центром научно-исследовательской жизни. НГТУ удалось сразу уловить эту тенденцию и войти в число ведущих вузов страны. Кроме этого, университет выиграл все возможные гранты, которые правительство РФ выделяло на развитие науки.
Справка "МК"
<p>Политех сегодня – это более 30 тысяч студентов и 5 тысяч человек профессорско-преподавательского состава. Почти половина студентов – иногородние. Уже традиционным стало, что в НГТУ приезжает много студентов и магистрантов из Китая, а также научных сотрудников Института Ядерной энергии Китая. Число бюджетных мест в НГТУ на протяжении уже многих лет остается самым высоким в регионе. Всего в этом году вуз набрал 4500 первокурсников. И что важно – с гораздо более высоким проходным баллом, чем в прежние годы.</p>В частности, мегагрант на привлечение ученого с мировым именем, результатом сотрудничества с которым должно быть создание в вузе лабораторий мирового уровня. Политеху с этой задачей удалось справиться достойно: в вузе были созданы пять инновационных площадок, в числе которых Центр ядерных технологий и криогенная лаборатория. В них на самом высокотехнологичном оборудовании проводятся научно-исследовательские работы, позволившие создать поистине уникальные приборы для проведения фундаментальных исследований космоса. Один из них - балометр на холодных электродах. Это устройство нового поколения, которое позволит изучать сверхчувствительные волны границ Вселенной.- На днях мы получили лицензию Роскосмоса для проведения исследований нашим вузом, – отмечает Сергей Дмитриев. - Уже этой зимой мы совместно с Римским университетом планируем на Северном полюсе запускать созданные нами балометры на воздушном шаре.
Студенты перешли на айпады
Атомная отрасль считается «корпорацией знаний». Она развивается не за счет природных ресурсов или активов, а прежде всего за счет интеллекта и знания работающих там людей. Так что система образования – это основа основ. В НГТУ это четко понимают и стараются подготовить специалиста, который будет не просто понимать специфику отрасли, а будет способен генерировать новые технологии и нестандартные решения. Для «заточки» подобного специалиста в университете используются самые современные и инновационные методы, все учебные программы разработаны под практические задачи предприятий атомного кластера. А это – залог быстрой интеграции молодого специалиста в эту высокотехнологическую отрасль.
- Наши студенты владеют техникой 3D, мульти D- проектирования, - продолжает ректор, - создают цифровые модели атомных станций и других объектов. Время, когда инженеры и конструкторы ходили по стройке с чертежами в руках, уходит в прошлое. Сегодня конструктору нужен планшетный компьютер и GPS–навигатор, чтобы проектировать и чтобы прямо на месте вносить в проект какие-то коррективы.
Сейчас мы активно работаем над установками, которые позволят сделать еще более безопасными атомные станции. В этом нам значительно помогает суперкомпьютер, который мы приобрели два года назад. На нем уже прекрасно работают и студенты, и аспиранты. И нужно хорошо понимать, что какой бы мощной ни была машина, она проведет верный расчет только в том случае, если будет правильно поставлена задача. Это предъявляет еще большие требования к интеллектуальным способностям пользователей.
Один из важнейших показателей успешности вуза – это трудоустройство выпускников. НГТУ в этом плане является несомненным лидером – среди соискателей на бирже труда самую малочисленную группу уже долгое время составляют специалисты с техническим образованием. А что касается современных выпускников, то более 90% из них узнают о своем будущем рабочем месте раньше, чем получают диплом.
- Сергей Михайлович, сегодня, действительно, весьма благоприятная ситуация на рынке труда у специалистов, которых вы готовите. Но не иссякнет ли потребность в них, особенно на ведущих атомных предприятиях, на тот момент, когда сегодняшние абитуриенты выйдут на финишную прямую, - поинтересовались мы у ректора.
- Грамотного специалиста возьмут всегда. Я делаю акцент именно на слове “грамотный“ и постоянно напоминаю об этом студентам. Росатом имеет потребность в молодых специалистах и даже утверждает специальные стипендии, чтобы заинтересовать самых талантливых ребят. Именные стипендии выплачивает и НИАЭП, и ОКБМ, и НИИИС.
Даже если на этих ведущих предприятиях не будет такой острой потребности в молодых кадрах, как в последние годы, есть еще атомные станции. Существует “дорожная карта“, в которой заложены объемы строительства АЭС на ближайшие годы, и, если будут выдержаны заданные темпы, то мы можем даже не успеть подготовить столько кадров. Сегодня, кстати, пока еще сохраняется ситуация по некоторым направлениям, при которой мы не можем удовлетворить все запросы работодателей, так как не хватает выпускников.
Некоторые компании уже сегодня ощущают потребность в специалистах сразу с двумя техническими дипломами. Например, чтобы инженер-кораблестроитель был еще и электриком. К нам уже обращались с подобными просьбами, и мы стали готовить таких специалистов. И, как вы понимаете, они будут еще более востребованы на рынке труда.
В наших студентах очень серьезно заинтересованы зарубежные и транснациональные корпорации. Например, «ТиссенКрупп», имеющая производства по всему миру, и многие другие.
Так что я не вижу никаких причин для опасений, а более того, уверен, что с развитием экономики потребность в инженерах будет только возрастать.
Пятиклассник и атомная энергия
Современные реалии таковы, что карьеру инженера-атомщика нужно начать делать как можно раньше. В Политехе готовы заниматься хоть с пятиклассниками.
- Мы понимаем, что в этом возрасте ребенку еще трудно понять физику. Поэтому мы стали прививать к ней любовь через занятия с роботами, - рассказывает Сергей Михайлович. - Мы создали несколько центров, в которых ребята могут самостоятельно заниматься конструированием. И вы знаете, они создают прекрасных роботов, которые у них и ходят, и выполняют разные команды. Взрослый так не придумает, а у школьника активно развивается творческое мышление. И он понимает, что математика, программирование - это очень интересно. Различные образовательные программы готовит для учащихся и Информационный центр по атомной энергии, с которым мы активно сотрудничаем.
Затем, когда ребята становятся старшеклассниками, наше общение продолжается на различных деловых играх и университетских олимпиадах. Также мы вывозим их в наш лагерь «Ждановец» на встречи с представителями различных компаний - чтобы ребята из первых уст услышали, какая интересная деятельность им предстоит.
А уже ближе к получению аттестата зрелости они должны четко понимать, что попасть в увлекательный мир атомной и ядерной энергетики совсем реально. Нужно только строго придерживаться двух правил: четко идти к намеченной цели и обязательно поднажать на физику.