(16+) Выставка «Горький. Модернизм» открылась в нижегородском «Арсенале»

В закрытом городе было свое искусство

На открытии в Арсенале масштабной выставки «Горький. Модернизм» первой эмоцией у большинства молодежи было удивление: «Как не про Максима Горького, а про что?» Они уже почти забыли, что Нижний Новгород долгие 58 лет носил имя писателя, был истинно горьким, полностью закрытым для туристов из-за оборонных заводов, на первый взгляд серым и скучным.

В закрытом городе было свое искусство
Фото: Алексей Шеянов

Но великие 1960-е не прошли мимо нашего города: о нем снимались фильмы, в Горький по распределению приезжали талантливые художники, появились новые течения в искусстве. Город после войны переживал расцвет, в первую очередь промышленности, конечно, но и искусство уже было не в таком большом долгу.

Когда нас классом возили из школы в бассейн «Дельфин», я очень любила рассматривать по дороге торцы обычных хрущевок на Ванеева. Вокруг была серо-белая зима, а со стен этих домов светило солнце, дети сажали какие-то цветы и запускали в ярко-синее небо самолетики, по морским волнам плыли яхты, а мимо белых облаков опускались парашюты. В то время я и знать не знала, что такое модернизм, а 1960-е были для меня далекой историей, когда моя мама училась в школе, а Битлы выпустили свой Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band.

Самым большим удивлением для организаторов стало, что 1960-е – это уже глубокая история и материальные свидетельства эпохи найти порой не проще, чем для века девятнадцатого.

«Вопрос всегда встает: с какого момента начинается история? Оказывается, она начинается со вчерашнего дня, – сказала на открытии выставки директор “Арсенала” Анна Марковна Гор, – 1960-е годы – это такая близкая эпоха, которую люди моего возраста помнят очень хорошо, люди постарше – в деталях, а молодые воспринимают как историю».

«Горький. Модернизм» – это совместный проект Государственного центра современного искусства и Нижегородского государственного художественного музея. Автором идеи стал художник Александр Лавров. Он же оформлял архивные материалы, планы и фотографии горьковской архитектуры 1960-х, технические достижения города. Художественный музей предоставил из своей коллекции живопись и скульптуру художников того времени, а ГТРК – фильм Горьковского телевидения «Посмотри на город» Юрия Беспалова, Игоря Кузнецова и Юрия Адрианова, снятый в 1963 году, чтобы представить Горький (на тот момент закрытый город), на Всемирной выставке в Монреале.

В целом выставка оформлена очень стильно и умно, есть ощущение, что все неслучайно: на входе нас встречает автопортрет размышляющего художника, за его спиной призраки то ли прошлого, то ли настоящего, рядом с монументальными портретами харизматичных волевых тружеников промышленности размещены настоящие шкафчики для их вещей с рабочими робами и противогазами, найденные на заводах. Только ленивый не сфотографировал прекрасно освещенный бюст фактурного сталевара, а самым популярным квестом выставки стал макет центральной части города, изготовленный в 2008 году по генплану 1960-х.

Квест назывался «Найди свой дом». Я тоже не удержалась, оказалось, что в 1960-е прямо перед моим домом на месте сараев планировалось построить одноподъездную высотку, окна в окна. К счастью, не сложилось. Идеальная фотозона получилась рядом с отсеком для просмотра фильма о Горьком, оформленная вывеской КИНО, с явной отсылкой к стим-панку. Мало кто помнит, что она много лет украшала торец Дворца культуры имени Ленина в Канавинском районе. В 1960-е в этом здании, памятнике эпохи конструктивизма, кроме нескольких концертных залов были библиотека, мастерские, детские кружки и секции.

В пространстве выставки предусмотрительно оставлены пустоты. По словам одного из кураторов выставки, завотделом отечественного искусства и выставочной работы НГХМ Натальи Соколовой, они будут постепенно, день за днем заполняться историями, фотографиями или воспоминания жителей города.

Само пространство как бы подталкивает зрителя к диалогу. И уже есть первые плоды сотрудничества: «Мы нашли мозаику, нашли ее автора, но не могли понять, где это, – рассказала Наталья Соколова. – Есть газетная публикация, которая говорит о том, что это Ленинский район, так называемый район ипподрома. Я опрашивала всех, кто у нас в Ленинском районе вырос, но никто не мог вспомнить. Не успела выставка открыться, как нам ее нашли и прислали фотографию. Вот такой вот счастливый исследовательский момент получился».

Буквально месяц назад в Нижнем Новгороде после реконструкции открылся главный зал железнодорожного вокзала, где были отреставрированы две огромные мозаики тоже из 1960-х годов. В свое время они делались шесть лет бригадой прекрасных художников под руководством Валентина Любимова. Эскиз удалось найти, и он есть на выставке. Только представить: в течение шести лет пять человек из строительной крошки, цемента, бетона и прочего «сора» выкладывали эти монументальные полотна. Тогда было немодно использовать дорогостоящие материалы, типа гранита и мрамора – искусство должно быть близко народу. Так что гостей чемпионата мира встречают два настоящих произведения искусства эпохи 1960-х.

На выставку иностранцы тоже заходят, все-таки очень удачно расположен у нас Центр современного искусства – в кремле. Сложно пройти мимо и не заинтересоваться. Тема выставки – смена времен, рубежа эпох, когда происходит преображение общества и города в культурном и архитектурном плане, – очень близка и понятна современному иностранцу. Но выставка эта не только и не столько для иностранцев. В большей степени она для нас – нижегородцев, как некое напоминание. Взглянуть на Нижний под другим углом, вспомнить, что это не просто красивый город с кремлем и закатами над Волгой, а великий город со своей богатой историей, в которой были взлеты и провалы, периоды полной летаргии и такие противоречивые эпохи, как 1960-е.

16+

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27 от 27 июня 2018

Заголовок в газете: Горький город нежный Новгород

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру