Как избавить Нижний Новгорода от вандального граффити

И его безнаказанность

Все мало-мальски гладкие стены в Нижнем Новгороде неизменно покрываются граффити, а чаще подписями авторов, которые в общем-то ничего внятного и осмысленного собой не представляют. За примерами далеко ходить не надо: переходы на площади Лядова, дворы Большой Покровской – все они усеяны замысловатыми надписями, которые на сленге называются теги.

И его безнаказанность
Фото: Андрей Абрамов

Сильнее всего от стараний малолетних «авторов», которые «застолбили» эту местность, страдает архитектура и внешний облик города. Но пока что на них управы не находится. Правоохранительные органы не ищут вандалов, не проводится разыскная работа, власти не очень оперативно стирают или закрашивают творения. А ведь теги – это подпись автора, по которой можно было бы выследить несостоявшихся художников.

Олег Кондрашов в 2013 году озаботился данной темой, и в переходах на площади Лядова были установлены камеры видеонаблюдения, направленные как раз на стены. Но ни об одном задержании «художника» доподлинно неизвестно. Пока что камеры, установленные на улицах в рамках проекта «Безопасный город», работают только на то, чтобы штрафовать автомобилистов, выехавших за стоп-линию. Хотя чего проще поднять архивы видеозаписей и внимательно их изучить. Или этих архивов просто нет, а вместо камер висят муляжи, которые создают иллюзию защищенности? Хотелось бы верить, что это не так.

При этом власти регулярно вступают в конфликт с добропорядочными уличными художниками. Ярким примером и поводом для дискуссии стало граффити с изображением девочки с зонтиком на доме номер 15 по улице Пискунова. Тогда и автор был найден оперативно, и заказчики. Всех причастных наругали. А граффити через несколько месяцев закрасили. Касательно того, что рисунок был размещен на историческом здании, где он быть не должен – никаких претензий. Закон есть закон. Но почему тогда так же оперативно не разыскать и других нарушителей, которые портят исторический облик города? Потому что слишком много надо для этого предпринять: патрулировать переходы и улицы, заглядывать в архивы видеозаписей, рассылать ориентировки.

Граффити и теги на стенах – это проблема не только Нижнего Новгорода. Это проблема многих городов России и Европы. Только есть существенная разница: в европейских городах «росписи» чаще всего подвергаются гетто и неблагополучные районы, где контроль полиции минимален. У нас же страдает самый центр города. Но причина и там и тут одна – нежелание полиции заниматься подобными делами.

Стрит-арт может быть разрушительным для города, но есть примеры здоровой интеграции. Никита Nomerz и его проект «Живые стены» удостоен внимания и профессиональных критиков, и обычных жителей города. Его работы «Большой брат», «Городские глаза», «Заложник» прославили наш город в хорошем смысле слова и сделали привлекательным как минимум для поклонников этого вида искусства.

Интеграция стрит-арта в городскую среду и борьба с его губительными для архитектуры проявлениями полностью в руках нижегородских властей и органов правопорядка. Как известно, безнаказанность рождает беззаконие. А у беззакония всегда плачевные последствия. За ними далеко ходить не надо, пройдитесь по центру города.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 23 мая 2018

Заголовок в газете: Искусство вандализма

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру