Росгвардия будет охотиться на браконьеров в Нижегородской области

Рейды на воде и прессинг в СМИ – эффективное орудие против браконьеров

Во время начавшегося 15 апреля нерестового периода на воду выйдет солидный десант контрольно-надзорных органов (включая Росгвардию) и общественников, который будет охранять наше рыбное население от браконьеров.

Рейды на воде и прессинг в СМИ – эффективное орудие против браконьеров
Фото: Евгений Алексеев

Горячая страда

Напомним, ограничения в правилах рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна действуют с 15 апреля по 15 июня.

«Рыбоохранная работа будет организована комитетом в трех формах: рыбоохранный флот, рейдовые группы и оперативная группа. Поскольку особенно эффективна работа рыбоохранных постов и по новым требованиям необходимо круглосуточное присутствие инспекторов, принято решение об увеличении в этом году количества постов с трех до пяти», – рассказал руководитель регионального комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Николай Бондаренко депутатам комитета Заксобрания по экологии и природопользованию.

Основные силы брошены, конечно, на федеральные объекты. Посты будут организованы на Горьковском и Чебоксарском водохранилищах и один – на Оке. Ветлуга и Сура тоже окажутся под особым присмотром. Организована работа 15 рейдовых групп, которые зайдут, в том числе, и на реки на юге области.

В целом задействованы 257 сотрудников уполномоченных органов, 96 плавательных средств, 226 автомашин. Со стороны общественных организаций, рыбодобывающих предприятий и охотопользователей, по словам Бондаренко, есть большой интерес, готовы выйти на охрану 80 человек и 58 плавательных средств.

Схема взаимодействия всех участников рыбохозяйственных мероприятий в нерестовый период и распределение сил уже отработаны, заверил начальник комитета.

Рыбаки-любители должны знать, что ограничения касаются и их. Запрет на промышленный вылов водных биологических ресурсов – это само собой. Разрешается только любительская ловля на удочку с берега вне мест нереста. Количество крючков – не более двух. Все остальные орудия и способы лова запрещены.

Свежая рыбка под запретом

Устанавливается также запрет на использование маломерных судов под мотором на всех водных объектах Нижегородской области (сроки запрета: по 31 мая – на Горьковском водохранилище и реке Ветлуге и по 20 мая – на Чебоксарском водохранилище с притоками и реке Оке).

Такие меры позволят предотвратить гибель нерестящихся рыб на мелководье от винтов лодок, а также икры и личинок от волны, которой они выбрасываются на берег. И оградить рыбу от шумового воздействия.

«Будет продолжена работа и по очистке водных объектов от брошенных сетей, которые являются причиной гниения рыбы, а также являются угрозой жизни для людей», – заявил Николай Бондаренко.

Добавим, что в указанное время запрещается торговать свежей речной рыбой. Цель подобных предписаний – максимально перекрыть пути сбытчикам браконьерски выловленной рыбы, в том числе из соседних регионов. Такой товар будет изыматься у продавцов и утилизироваться.

«Само население должно понять, что если мы будем неразумно относиться к нашим запасам рыб, то рано или поздно они закончатся. И, наверное, рыбаки замечают: с каждым годом все меньше и меньше ценной рыбы остается в местных водоемах, – заметил председатель комитета по экологии и природопользованию ЗС НО Владислав Атмахов. – Это очень серьезный вопрос. И хотя правительством введены достаточно суровые меры наказания для браконьеров, – некоторых людей периодически это не останавливает».

Физлицам, напомним, «прописан» штраф – от двух до пяти тысяч рублей, а также изъятие орудия лова и плавательных средств. Для должностных лиц – от 20 000 до 30 000 рублей, юридических лиц – от 100 000 до 200 000 рублей.

«Хочу отметить, что административная ответственность за нарушение правил рыболовства предполагает наложение штрафа с конфискацией судна и орудий добычи. За лов сетями в нерестовый период виновным лицам грозит ответственность вплоть до уголовной», – предупреждает Атмахов.

«Уже накануне открытия нерестового периода, 13 апреля, мы изъяли 375 незаконных орудий ловли, из них 299 сетей и порядка 150 кг рыбных ресурсов. Шесть материалов направлено для возбуждения уголовных дел, – сообщил начальник отдела госконтроля, надзора и охраны водных биоресурсов по Нижегородской области Московско-Окского территориального управления федерального агентства по рыболовству Владимир Савкин. – Но усиливающийся прессинг на браконьеров со стороны общества, СМИ и надзорных органов дает результаты».

Действительно, согласно данным комитета по охране объектов животного мира, выявленных «антирыбных» преступлений в 2017 году стало гораздо меньше (их число упало до 500) по сравнению с 2012, 2015 годами, когда наблюдался пик браконьерства на воде (700 преступлений), и с 2016годом, когда нарушения пошли на спад.

Но все равно около 60 процентов экологических преступлений на территории Нижегородской области в 2017 году было связано с незаконной добычей водно-биологических ресурсов, сообщила заместитель регионального природоохранного прокурора Елена Корнишова.

Кто травит рыбу под Васильсурском?

Депутат Николай Шумилков пожаловался представителю федагентства, что на Суре в районе Васильсурска почти ежегодно происходит травля рыбы. «Тоннами с верховьев реки идет дохлая рыба. Кто-то говорит, что Пенза травит, кто-то – что Алатырь, но жители регулярно это видят, – уточнил он. – Кто это делает?»

«Маловероятно, чтобы такое количество отравляющих веществ сбросила Пенза, расстояние слишком большое, – предположил Савкин. – Это ближе делается, потому что рыба, по моим наблюдениям, идет в малые реки – Пьяну, Огневку, Ургу. Раньше, в старину, был такой метод ловли рыбы: перед новым годом копили куриный помет и затем бросали в реку, ставили сети в малые водоемы, в которые рыба кидается от этой отравы. И сейчас, возможно, какой-нибудь председатель колхоза выливает бочку аммиака и, заранее зная об этом, первым ставит сети в какую-нибудь речку. Рыба бросается на чистую воду, а он потом наловит, ему рыбы хватает, а дохлая дальше плывет».

«То есть вы озабочены этой проблемой? Занимаетесь?» – поинтересовались депутаты.

«Очень трудно перехватить человека, который ночью на санках везет бочки с аммиаком. Когда он его выльет в реку, предположить нельзя», – сетует представитель федерального агентства.

Что клюет, то и берем

Немало претензий у представителей федерального агентства к рыболовам-любителям.

«Рыбопромысловые бригады на своих участках вылавливают, может быть, меньше рыбы, чем любители, – рассуждает Савкин. – Я специально во время одного контрольного мероприятия интересовался, что ловят любители. А вот – голавликов, лещей по 5–10 сантиметров. Они не понимают, какой размер можно ловить: что клюет, то и берут. Был случай, когда на одном из водоемов происходило зарыбление сазаном. Так спустя небольшое время туда сотни, тысячи людей приехали этого сазана ловить – по 150–300 граммов. Он клевал два дня на все удочки. Дуром все выловили. У нас такой народ: если есть что ловить и клюет, то он берет, не думая о завтрашнем дне».

Николай Бондаренко отметил, что до сих пор на федеральном уровне нет закона о любительском и спортивном рыболовстве, который мог бы решить многие проблемы.

В 2017 году на Чебоксарском водохранилище в границах Нижегородской области промыслом добыто 120 тонн ценных пород рыбы. В 2018 году планируется добыть 121 тонну. К ценным породам рыбы в регионе относятся щука, лещ, судак, сом и сазан.

Кроме того, депутаты на заседании комитета создали – буквально с колес – законотворческую инициативу, предложив организовать на реках вообще запретные участки для рыболовства – нерестелища, где рыба могла бы быть «абсолютно» неприкосновенна. Выделить 2 км, чтобы туда вообще никто не подходил. А то сегодня вся река перегорожена артельными сетями, констатировали народные избранники.

«Мысль неплохая, – отметил Савкин, – нужно обращаться не к нам, а в институт охраны рыбоводства (нижегородское отделение ГосНИИОХР. – Ред.). Вот в Кстовском районе была для этого хорошая возможность. Там заливной рукав в районе Старчихи. Вода приходит, заливает эту озерину, рыба заходит на нерест, потом вода сливается и рыба уходит. Но субъект федерации (Нижегородская область) отдает это место под рыбоводный участок. Там и рыбопромысловый участок есть большой, и недавно заливное озеро было выделено под аквакультуру. Но регион имеет право решать, как ему распорядиться».

Идея о выделении мест на нижегородских водоемах, где рыба могла бы и нереститься, и отдохнуть, была поддержана депутатами и представителями профильных органов власти и, возможно, получит развитие.

Кстати, для ориентировки граждан комитетом госохотнадзора Нижегородской области разработана электронная карта-схема нерестовых участков. На ней обозначены и участки, где можно ловить рыбу, а где нельзя.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №18 от 25 апреля 2018

Заголовок в газете: Пошли на нерест

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру