Выставка Альбрехта Дюрера открылась в Нижнем Новгороде

С чем у всех нормальных людей ассоциируется Дюрер? С ранним Северным Возрождением, Германией, Нюрнбергом, в крайнем случае с Венгрией – оттуда родом был отец Альбрехта. Мне же в связи с Дюрером первым делом вспоминается Прага. Перед поездкой я прочитала про пражскую Национальную галерею, и запало мне, что там кроме работ Рембрандта, Рубенса и прочего представлен еще и Дюрер, которого к тому времени в оригинале я видела совсем мало. И мне загорелось.

Выставка Альбрехта Дюрера открылась в Нижнем Новгороде
Фото: Алексей Шеянов

Найти основное здание галереи оказалось очень непросто. Когда муж периодически предлагал бросить эту затею, я возмущенно говорила: «Как ты можешь?! Там же Дюрер!» В итоге оказалось, что того Дюрера в экспозиции музея была ровно одна картина – «Портрет молодого человека».

Сегодня в Нижегородском художественном музее в рамках выставки «Откровения: Альбрехт Дюрер и искусство Северного Возрождения» представлено на 14 работ Дюрера больше, чем 10 лет назад было в Национальной галерее Праги. В исключительно стильно и умно оформленном пространстве выставки собрано полное подлинное собрание самой известной графической серии немецкого художника-гуманиста – «Апокалипсис».

«Наполненный неистовым драматизмом, интеллектуально один из самых значительных живописных циклов в европейском искусстве и, пожалуй, самый важный в наследии Дюрера, “Апокалипсис” положил начало новой вехе в творчестве художника и принес ему мировую славу», – так писал об этой серии гравюр Дюрера известный немецкий историк искусства Вольф Норберт. Действительно, блестящий рисовальщик, Дюрер с потрясающей в то время смелостью населяет иллюстрации религиозно-мистического труда персонажами, одетыми в костюмы его эпохи, как бы осовременивая образы.

Справедливости ради стоит отметить, что мгновенная слава, пришедшая к двадцатисемилетнему художнику после опубликования в 1498 году книги «Откровение Иоанна Богослова» с 14 его гравюрами была связана, кроме прочего, еще и с тем, что в это время вся Европа тряслась от ужаса в ожидании конца света, обещанного в 1500 году. Поднялся Альбрехт на хайпе, как сказали бы сейчас. Но не сбылось, и в 1511 году было опубликовано второе издание, к которому Дюрер создал еще одну гравюру для фронтисписа.

Все 15 гравюр – единственное в России полное собрание графической серии Дюрера «Апокалипсис» – предоставил для выставки в Нижнем Новгороде московский коллекционер Дмитрий Солопов. Впервые коллекция увидела свет.

«Знали бы, в каком виде все это лежит у меня дома, – улыбается Дмитрий Андреевич, – И все равно для меня было дико куда-то отдавать эти работы, но я абсолютно неожиданно для себя испытываю огромное эмоциональное наслаждение, что эти работы представлены на всеобщее обозрение».

Дмитрий с удовольствием рассказал о своих любимых листах серии. О самом первом, с которого началась коллекция, «Звере с семью головами», приобретенном на австрийском аукционе «Доротеум» вместе с известной гравюрой Дюрера «Пушка» 1514 года. Так совпало, что тогда он коллекционировал живопись и графику военной тематики и гнался на «Доротеуме» именно за «Пушкой», а «Зверя» прикупил по случаю. Но, рассматривая его после покупки, коллекционер почувствовал, что надо собрать весь «Апокалипсис». «Понимаете, он дает какую-то специальную энергию», – пояснил Дмитрий свое внезапное решение.

Показал Дмитрий и один из самых ценных листов в коллекции «Вавилонская блудница», который был напечатан в качестве тестового, перед запуском в печать двусторонних оттисков с текстом на обороте. Самые первые, самые четкие оттиски шли без текста и, с большой долей вероятности, запускались в станок собственноручно Дюрером.

Не обошлось, разумеется, без рассказа о самой «хитовой» работе серии – о «Всадниках». «Четыре всадника Апокалипсиса» – известнейшая работа, пожалуй, не только «Апокалипсиса», но и всего творческого наследия Дюрера, соответственно самая сложная для коллекционера, самая дорогая и самая желанная для собирателей. Она досталась Дмитрию очень неудачно обрезанной в XIX веке, но московские реставраторы нарастили и отписали примерно миллиметр этого листа. «Не знаю, по какой технологии, – признается коллекционер, – но это потрясающая работа».

В качестве обрамления для гравюр НГХМ из собственного собрания представил редкие образцы немецкой живописи и скульптуры XVI века. Такая двухчастность, безусловно, добавляет небольшой выставке смысловой объем и представляет зрителю Дюрера в контексте его эпохи.

Выставка работает в доме Сироткина на Верхневолжской набережной, 3 до 19 августа.

16+

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 23 мая 2018

Заголовок в газете: Северное Возрождение в столице Поволжья

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру