«Карл Маркс пикник» прошел в Нижнем Новгороде

В Нижнем Новгороде прошел фестиваль, приуроченный к 200-летию немецкого философа

11.05.2018 в 18:58, просмотров: 369

Наш «Карл Маркс пикник» начался вполне традиционным для любого пикника образом – с прогулки. Но не просто какой-то там бесцельной прогулки, а с экскурсии по марксистским местам. Она так и называлась: «Нижегородский след Маркса». Наследил, правда, философ у нас не лично, он никогда не был в нашем городе. Но последователей его идей расплодилось здесь немало.

«Карл Маркс пикник» прошел в Нижнем Новгороде
Фото: Алексей Шеянов

На главной пешеходной улице Нижнего Новгорода даже есть памятник нижегородским марксистам, а расположен он на месте гостиницы Никанорова, где в мансарде в 1893 году состоялась первая встреча будущего вождя мирового пролетариата с промарксистски настроенными нижегородцами.

Павел Скворцов, Михаил Григорьев, Сергей Мицкевич, Михаил Сильвин, сестры Невзоровы – судьбы этих молодых, увлеченных новыми прогрессивными идеями людей интересны как приключенческие романы, а с привязкой к сохранившимся в центре домам того времени они оживали в рассказах нижегородского экскурсовода Екатерины Лещановой.

Мы почти видим длинную нескладную фигуру Павла Скворцова, истового марксиста-подвижника, изнурявшего тело аскезой. На резное крыльцо здания Государственного банка поднимается служащий там Миронычев, служебный адрес которого использовался для переправления в Нижний марксистской литературы. Около драмтеатра прямо у нас на глазах рабочий Михайлов ровно 116 лет назад 5 мая 1902 года вытаскивает из-за пазухи красный флаг, и вместе другими марксистами, распевая «Интернационал», мы быстрым шагом движемся к площади Минина (тогда Благовещенской), чтобы там мгновенно все свернуть и раствориться в толпе.

Вообще майские праздники в сознании людей прочно ассоциируются не столько с демонстрациями уже, сколько с шашлыками, а значит с пикниками и прочими радостями на свежем воздухе. Именно поэтому для того, чтобы отпраздновать 200-летие великого немецкого философа и мыслителя, была выбрана такая несерьезная, легкая форма. «Почему пикник? – задает вопрос директор Волго-Вятского филиала ГЦСИ в составе РОСИЗО (Арсенал) Анна Гор и тут же сама на него отвечает: – Потому что стало тепло, мы можем выходить на улицу, и часть активности у нас может происходить не только в зале, но и во дворе. И потому что форма пикника не парадная, не торжественная, именно на это указывает название нашего сегодняшнего события».

И действительно, куда уж неторжественнее. На афишах и плакатах, извещающих о событии, Карл Маркс мало того что сам изображен, мягко говоря, неканонически и с радугой «marxism» в руках, так еще и фоном ему служит клетчатая скатерть веселого апельсинового цвета.

Во дворе «Арсенала» в качестве одной из заявленных опен-эйр-активностей выступает выставка в комиксах, рассказывающая о жизни и основных теориях Карла Маркса. Она создана по графическому роману Анны Симон и Коринн Майер и при помощи стильных и смешных рисунков рассказывает историю про любовь, дружбу, философские размышления, семью и революцию.

Тему биографии Маркса – не той биографии, которую преподавали в школах и вузах в советское время, а такой, какой она представляется с точки зрения Европы – продолжает показ художественного фильма режиссера Рауля Пека «Молодой Карл Маркс». Фильм – участник Берлинале 2017 был куплен Гете-институтом специально для показа на «Пикнике», в России в прокат не планируется. Байопик был благосклонно принят критиками за попытку показать «живого Маркса», которая в кинематографе предпринимается впервые.

О живом Марксе во время своей лекции с говорящим названием «Ничто человеческое мне не чуждо» рассказал и последний директор музея К. Маркса и Ф. Энгельса в Москве Василий Кузнецов. А известный российский художник и теоретик искусства Дмитрий Гутов в рамках своей лекции-перформанса размышлял на тему «Как Маркс помогает понять искусство?». Он без труда убедил меня, что «Черный квадрат» Малевича, как квинтессенция ненависти человека к предметному миру, и концепция Маркса об отчуждении труда неразрывно связаны между собой, а «Экономическо-философские рукописи 1844 года» станут, видимо, моей настольной книгой на ближайшие пару месяцев.

Тем временем на первом этаже активно функционировал детский отдел «Арсенала». Дети там самозабвенно постигали Маркса в игровой форме. Они обменивались, продавали, покупали, а из того, что купили, делали что-то новое и продавали дороже, даже сознательно создавали дефицит. Но была и творческая интеллигенция, которой неинтересны все эти торгашеские дела. Для сей тонкой прослойки были организованы интерактивные чтения «Призрак Карла Маркса». Вслух и с выражением читали удивительную книгу Ронана Декалана, обсуждали, почему же призрак бродит под покрывалом, а потом на этом самом покрывале записывали те идеи Маркса, которые показались самыми актуальными. Желающие после чтений бродили в покрывале по зданию «Арсенала», пугая других участников пикника.

День примирился с вечером концертом на свежем воздухе «Музыка 1867 года» (год создания «Капитала»). Слушателям раздали пледы, исполнители сменяли друг друга, и, несмотря на прохладную погоду и периодически накрапывающий дождь, зрители выглядели абсолютно довольными, некоторые даже танцевали.