Авторский цикл лекций о технических медиа стартовал в нижегородском «Арсенале»

Узнать об истории развития фотографии, кино, звукозаписи можно бесплатно

В Волго-Вятском филиале Государственного центра современного искусства в составе РОСИЗО «Арсенал» в рамках программы «Графический кабинет» стартовал авторский цикл лекций «Аппараты: технические медиа между наукой и искусством».

Узнать об истории развития фотографии, кино, звукозаписи можно бесплатно
Юрий Соболев, кадры перформанса в рамках проекта "Лягушка", или Frog Project Фото: Алексей Шеянов

Давным-давно, лет примерно 600 назад, когда коллекционирование мощей и прочих предметов культа окончательно вышло из моды, а тяга к собирательству осталась, знатные и богатые люди начали вкладывать деньги в предметы искусства. На заре эпохи Возрождения собиралась в основном живопись и скульптура, но в каждом уважающем себя замке каждого уважающего себя коллекционера обязательно был «графический кабинет» - такая специальная комната, где в витринах под стеклом лежали гравюры, рисунки, особо ценные книги. Позже графический кабинет перекочевал в музей. Там в разное время, кроме очевидных рисунков, гравюр, а позже акварелей, выставлялись книжные иллюстрации и наборные обложки, увраж и киноплакат, шрифт и карикатура.

Почти два года назад в Аресенале тоже открылся свой «Графический кабинет», правда, не в виде комнаты, здесь это программа выставок, мастер-классов, лекций и студийных занятий, посвящённых современной графике и графическому наследию.

Современные технологии значительно расширили графический диапазон. Теперь он включает компьютерную графику и цифровую анимацию, медиа-книгу и графический роман, генерированный звук и виртуальные среды. Однако по-прежнему графика – это проектное мышление и лаконичная форма, личная интонация и диктат технологии, актуальность темы и внимание к традиции.

На данный момент в Арсенале в рамках программы «Графический кабинет» работает выставка "Юрий Соболев. Космос для собственного употребления", а в минувшую среду стартовал авторский цикл лекций нижегородского медиа-художника и куратора Евгения Стрелкова под названием «Аппараты: технические медиа между наукой и искусством». Цикл целиком посвящён истории появления технических медиа - фотографии, кино, звукозаписи, радио, телевидения, компьютеров - и тому влиянию, которое оказали эти медиа на науку и искусство.

«Мне кажется, что здесь одно с другим связано, - в ходе авторской экскурсии по выставке Юрия Соболева Евгений Стрелков рассказал журналистам о взаимосвязи выставки, которая будет работать в арсенале до 26 августа, и своих лекций, - Потому что графику мы понимаем широко. Мы показываем не только рисунок, но и печатную графику, а это уже технические медиа, в понимании Маршала Маклюэна. В экспозиции всегда есть экраны, где показываются либо фильмы, либо документация, на худой конец, слайд-фильмы. Художники-графики, которых мы выставляем активно внедряют в свои работы всевозможные технические медиа: прежде всего фотографию и кино. У того же Соболева в некоторых работах просто идут раскадровки движений».

Евгений Стрелков на фоне фрагментов полиэкранной мультимедийной программы

Действительно, первая работа, с нее, собственно, и начинается выставка, является буквальной цитатой одного из основоположников кино, англичанина Эдварда Майбриджа, который в 1877 году на 12 камер снимал бегущих галопом лошадей. Этот эксперимент стал первым успешным опытом хронофотографии — прототипом того, что спустя двадцать лет братья Люмьер назовут кинематографом. Об этом и многом другом можно будет узнать 18 апреля на лекции «Движущиеся картинки», посвященной анимации и кино.

Лекция, открывшая цикл называлась «Фиксация образа» и была посвящена фотографии и ее предтечам: начиная от волшебного фонаря и камеры-обскуры до сложных и странных аппаратов, которые давно забыты, но в свое время были новейшим словом современных медиа.

Сегодня такое слово пытаются сказать многие, в том числе ПАО «Ростелеком» - официальный партнер проекта. Благодаря ему все лекции цикла можно посетить бесплатно, а в конце каждой лекции еще и разыгрывается специальный приз за лучший вопрос.

Место тоже не случайно: Нижегородский Арсенал в середине 19 века – это не только склад оружия, но еще и ремонтная база, здесь ремонтировали амуницию, стояли станки, а, значит были технологии. Вообще Нижний Новгород исторически инженерный город, и началось это не вчера: эксперименты Кулибина и Нижегородская ярмарка с огромным бетанкурским каналом, изобретение Поповым радио и впервые переданный в радиоэфир голос из нижегородской радиолаборатории. А совсем недавно впервые в стране именно здесь прошло вещание в формате GSM и испытание оптоволокна.

«Нам хочется, чтобы эта инженерность здесь заиграла. Потому что современное искусство сегодня насквозь медийно и даже живописью и скульптурой сейчас заниматься невозможно, не помня о технических медиа», - сказал в заключение Евгений Стрелков.

Итак, все смыслы сошлись и теперь осталось реализовать программу, включающую лекционный курс и 4 выставки, где помимо традиционных техник обязательно будут присутствовать и медиа техники, видео, кино, анимация, а возможно и что-то более экзотическое.

12+

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №17 от 18 апреля 2018

Заголовок в газете: Инженерный Нижний и технические медиа

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру