Назначен новый руководитель Нижегородской налоговой службы

То, что произошло с руководителем нижегородской налоговой службы, теперь уже бывшим, Владимиром Шелеповым, когда его арестовали в Москве по подозрению во взятке, а затем в СМИ вбросили информацию о его якобы смерти, событие, конечно, экстраординарное. И в этой истории еще далеко не все ясно.

Назначен новый руководитель Нижегородской налоговой службы
Слева - новый начальник управления ФНС по Нижегородской области Виктор Большаков, справа - заместитель главы ФНС России Андрей Батуркин Фото: Nalog.ru

Руководству ФНС РФ пришлось срочно принимать решение о замене начальника управления по Нижегородской области.

Рывок Шелепова

Выбор был сделан в пользу местных кадров. Виктор Большаков работал в налоговой системе с 1998 года, начав инспектором и дойдя до заместителя начальника УФНС. Но после назначения в Нижний Новгород в 2015 году Шелепова, примерно через полгода, Большаков ушел из налоговой и затем работал в контрольно-ревизионном управлении администрации Нижнего Новгорода.

Корреспондент «МК» поинтересовался, по какой причине он покинул ведомство.

– Не сработались с Шелеповым?

– Да, – согласился Большаков, но конкретизировать не стал.

Для представления нового начальника коллективу службы в Нижний Новгород приехал заместитель руководителя Федеральной налоговой службы России Андрей Батуркин.

«Спасибо, что вспомнили, – поблагодарил новый назначенец высшее руководство. – Сейчас прошел по коридору здания, как будто и не уходил…»

«Мы очень рады, что Большаков вернулся домой», – услышал он в ответ. Конечно, ему непросто возвращаться в родную налоговую на таком негативном фоне. Предстоит оправдывать доверие местной власти, надежды нижегородского бизнеса и соответствовать требованиям московского руководства. Потому что поручения Большакову были даны очень разные и непростые. Шелепова звали вундеркиндом от налоговой, но работал он жестко, налоги в бюджет давал, а вот с предпринимателями не церемонился. Большакову придется подойти к делу с чувством с толком, с расстановкой.

Гость из Москвы дал понять, что нижегородская служба при Шелепове была на хорошем счету.

«Нижегородское управление ФНС является ключевым и в масштабе Приволжского федерального округа и России, дает порядка 13 процентов всех налоговых поступлений в ПФО и за последние два года очень продвинулось по ряду показателей, совершило рывок, почти вошло в десятку лучших, в том числе по результатам проверок, – заявил Андрей Батуркин, – буквально на прошлой неделе мы подводили итоги. За 2017–2016 годы вы собрали в региональный бюджет более 200 миллиардов рублей, темп роста составил 114 процентов. Хорошие показатели и по сборам в федеральный бюджет».

«Хотелось, чтобы и при новом руководителе вы не снижали планку, – обратился он к коллективу. – Задачи стоят непростые и по налогам, и по страховым сборам, и по списаниям с индивидуальных предпринимателей старых небольших задолженностей, которые ФНС получила в наследство от фондов».

Разошлись в оценках

Однако оценки окружных чиновников разошлись с мнением московских налоговиков.

«За последние три года в Нижегородской области сложилась неблагоприятная тенденция, – заявил Олег Машковцев, заместитель полпреда президента РФ в ПФО, – нам президент ставит задачи по наполнению бюджетов всех уровней, по стимулированию экономического роста, по наращиванию налогового потенциала регионов, отчего напрямую зависит исполнение социальных обязательств. В каждом регионе нужно создавать комфортные налоговые условия для высокотехнологичного инновационного бизнеса. Тем более это актуально для высокопромышленной Нижегородской области. Между тем в 2017 году в области прекратили свою деятельность 18,5 тысячи налогоплательщиков, юрлиц, это почти в три раза больше, чем в 2015 году, когда из региона ушли около 6,5 тысячи организаций налогоплательщиков. И такая динамика в корне отличается от среднероссийской, по стране количество налогоплательщиков растет. При этом количество вновь зарегистрированных юрлиц в регионе в 2017 году было вдвое меньше – девять тысяч, чем прекративших свою деятельность. В результате темп роста объема средств, собираемых в консолидированный бюджет – федерации и региона, – был в Нижегородской области ниже, чем по ПФО, в области – 111 процентов, а по ПФО –120 процентов».

«Новому руководству управления ФНС нужно проанализировать эти тенденции и сделать выводы, – напутствовал Машковцев. – Кроме того, нужно внимательно присмотреться к налоговой нагрузке на граждан, от этого тоже зависит социальная ситуация в регионе. В частности, в Нижегородской области резко выросло количество обращений, связанных с неправильным начислением налога на имущество: в 2017 году – на 180 процентов, в то время как в среднем по округу – на 70 процентов. В результате исправлений – по доказанным фактам неправомерного начисления этого налога – сумма сборов уменьшилась почти вдвое: со 146 миллионов рублей до 70 миллионов».

А бизнес голосовал ногами

И. о. вице-губернатора Нижегородской области Евгений Люлин также отметил, что с бизнесом надо налаживать диалог, но кидать камни в спину Шелепова не стал.

«Не хочу критиковать, нам было комфортно работать и с предыдущим руководителем, – сказал Люлин. – Взаимодействие УФНС и правительства области всегда строилось на основе взаимного уважения и доверия, поиска совместных решений, – традиции, заложенные еще со времен Николая Полякова (который возглавлял службу в самые непростые времена, он и сейчас входит в общественный совет УФНС, присутствовал в зале. – Ред.). Мы работаем с налоговой по бюджету на всех этапах. Бюджетные обязательства выполняем и перевыполняем. Но очень приятно, что на эту должность сегодня назначен человек, который вырос на нашей земле, в нашем коллективе, который знает и промышленность, и бизнес, и все формы и методы работы ФНС.

Конструктивно нам сейчас важны вопросы инвестиций, вопросы развития крупных предприятий, малого бизнеса, в последние годы здесь действительно были проблемы, – продолжил и. о. вице-губернатора. – Мы про них знаем, здесь находится Павел Солодкий, бизнес-омбудсмен, которому потоком шли жалобы от предпринимателей на действия налоговых органов. Никто не любит фискальные органы, но бизнес-атмосфера в регионе очень важна для тех, кто принимает решения. Конкуренция среди регионов огромная, и власть должна понимать, как чувствует себя бизнес. Мы не раз заводили об этом разговор на уровне губернатора. Диалог с бизнесом нужен».

«Сложилось впечатление, что в Москве одни цифры и своя оценка нижегородской налоговой службы, но мы здесь ощущали совсем другое, – принял эстафету нижегородский бизнес-омбудсмен Павел Солодкий. – Бизнес голосует ногами. Не закрывая компании, он перерегистрируется в других регионах, уходит в Подмосковье. Конечно, нужно бороться с обналичкой, с однодневками, но если предприниматели по два месяца не могут попасть к руководителю налоговой инспекции и узнать, почему счет заблокирован, или, например, почему 980 деклараций за третий квартал 2017 года не приняты, тем самым нарушены конституционные права предпринимателей. А что делать, когда арестовывают счета монопредприятий в моногородах, – это безобразие! Я рад, если Большаков будет вести личный прием граждан, но надо настроить работу так, чтобы и районные инспекции принимали каждого. Потому я прошу, чтобы и наша налоговая служба руководствовалась призывом вашего главного начальника Михаила Мишустина: “От жесткого контроля – к конструктивному сотрудничеству”. Тогда и налогов больше будет», – заключил Павел Солодкий.

Услышав такие заявления, заместитель главы ФНС России Андрей Батуркин не смог промолчать.

«Мне крайне неприятно слышать такие отзывы, – сказал он, – потому что, как мне казалось, ореол репрессивного органа вокруг нас развеялся, мы боремся за создание благоприятного инвестклимата. Наша задача – быть клиентоориентированной службой. Поэтому нужно выстраивать взаимоотношения между налоговой службой и предпринимателями».

«Суть проблем понятна, – сказал в ответном слове Виктор Большаков. – Есть закон и формальные показатели, которые нужно выполнять, но в то же время миссия ФНС – создавать условия для бизнеса, в которых комфортно работать. Именно этим мы помогаем правильной конкуренции в экономике. Потому что кто-то не платит, использует разные схемы, а кто-то работает “в белую” и несет полную нагрузку. Диалог с бизнесом будем выстраивать. Имущественные налоги граждан – одна из самых болезненных тем, связана с кадастровой оценкой. Сейчас платят еще не полные сто процентов, но скоро будем платить все. Граждане не понимают, за что и почему, поэтому надо своевременно реагировать чтобы не было перекосов, лично буду проводить прием и постараюсь выслушать всех, потому что если проблема не услышана ее, и решить невозможно».

Отвечая на вопросы журналистов, Большаков ответил, что в кадровой политике он будет руководствоваться не личной преданностью и не знакомствами.

«Каждому сотруднику будет дана профессиональная оценка, соответствующая занимаемой должности, – отметил Большаков. – Если к сотруднику не возникнут профессиональные вопросы, значит будем работать; если есть какие-то подводные камни и нам о них известно, тогда будем принимать какие-то кадровые решения. Я сейчас не готов сказать, сколько человек я уволю, а сколько приму», – сказал новый глава УФНС по Нижегородской области.

Интересовались журналисты и судьбой тех сотрудников, которые приехали из Ростова вслед за Шелеповым.

– Да немного их и приехало, один уже написал заявление, – сказал Большаков.

Отметим, что в ряде налоговых структур Канавинского, Советского и Приокского районов в Нижнем Новгороде прошли выемки документов и обыски.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №14 от 28 марта 2018

Заголовок в газете: «Вернулся домой»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру