Ректор Приволжского исследовательского медицинского университета рассказал об инновациях в медицине

На специальность «лечебное дело» конкурс – 12 человек на место

В начале февраля Нижегородская медицинская академия стала Приволжским исследовательским медицинским университетом (ПИМ/У). Его возглавил Николай Карякин. В ходе беседы он рассказал о происходящих в вузе переменах, инновациях в медицине и конкурсе среди желающих стать врачами.

На специальность «лечебное дело» конкурс – 12 человек на место
Фото: Андрей Абрамов

– НижГМА стала ПИМУ. Какие первоочередные задачи вами поставлены и как они реализуются?

– Я пришел в университет из практического и научного здравоохранения. Вся система здравоохранения делится на три части. Это учеба (образование), наука и практика (реализация полученных знаний). Образование – это та нулевая точка, в которую человек приходит после школы. Выбор школьника – стать врачом – сделан, далее нужен рост. Я сейчас уже понимаю, что в этой нулевой точке должно быть сосредоточено всё самое современное. Для медицины нулевая точка – это фундамент.

Если система образования сильная, то мы получим самое ценное для медицины – личность врача. Он успокоит пациента, объяснит ему правила здорового образа жизни. Врача нельзя заставить совершенствоваться, повышать свои знания. Его можно только научить учиться.

Сейчас академия стала университетом, получила клиническую базу, практику. Практика пришла вместе с наукой, так как Приволжский университет был в первую очередь научным учреждением. Мы стали единым целым.

Внешняя сторона – это изменения наименования вуза, присоединение. Но и внутри должны быть качественные перемены. Администрация создает новые условия, это должно дойти до каждого сотрудника, до каждой кафедры. Чтобы выпускник хотел прийти потом на работу в вуз, в клинику или на кафедру. Теперь для трудоустройства врача будет одно условие: совмещать практику и теорию – в образовании или в науке.

– Это легко или сложно?

– Сотрудникам, наверное, сложно, но ничего, будут привыкать. Для этого должны пройти годы, и мы это прекрасно понимаем. У сотрудников также должно появиться понимание, что клиника – это твоя полноценная деятельность, твой личный арсенал. Лаборатории, исследования, наука – это все должно быть у педагога, у него должна быть потребность к развитию в профессии. Все преобразования должны дойти до каждого сотрудника, а это, повторюсь, время.

– Какие новые стимулы появились у сотрудников ПИМУ для совершенствования в профессии?

– Мы выделили 25 миллионов рублей на гранты, которые пойдут только на заработную плату. В феврале запустили эту программу, в мае рассмотрим результаты. За три месяца каждый участник должен подготовить анализ научного материала по своим научным темам. На его основании будет новая наука, новые методики преподавания, образования. Моя задача как руководителя – найти инструменты для совершенствования образовательного процесса. Я увижу, кто захотел этим инструментом воспользоваться, а кто нет.

Одно из условий участия в грантовой программе – использование зарубежных авторов и работы не старше семи лет. Для ученого и педагога это основа – быть в тренде современной медицины. Для сотрудника это профессиональный вызов. Один грант размером 200 тысяч рублей, команда может состоять от одного до трех человек. Переработать свой материал за 200 тысяч за три месяца – это и есть зачет.

– Обратная связь есть?

– Мы выставили более ста грантов, и уже получено 150 заявок. Рассчитываем получить порядка 200–250, чтобы был конкурс. Любой еще может подать заявку. Крайний срок – 15 мая. Потом будем смотреть результат.

– Инновации в медицине – еще одна важная, интересная тема. Что вообще сейчас там происходит? Насколько инновации востребованы?

– Отношение к инновациям, к медицинским открытиям я для себя сформулировал уже давно. Безусловно, есть яркие вещи, открытия, которые могут привести к технологическим революциям. Но нужно понимать одну простую вещь. В мире много чего появляется. Однако мы в своем практическом здравоохранении, даже в своем вузе понимаем, что любое внедрение основано на бюджете, который есть, которым ты располагаешь в данный момент. Например, можно купить современный компьютерный томограф или самый современный аппарат МРТ или УЗИ. Но они будут стоить как два или три обычных томографа, а их обслуживание будет стоить в разы дороже обычного оборудования. Причем в 95 процентах клинических случаев все решает и обычный аппарат.

С другой стороны, есть базовые факторы риска – онкология и сердечно-сосудистые заболевания. И вот если мы туда сейчас не направим все имеющиеся средства, то тогда грош нам цена. Эффективность в медицине – это не экономия. Это количество спасенных жизней при вложенном одном рубле. Если ты вкладываешь миллионы рублей, а жизни не спасаешь, то это плохо. Должны быть эффективные вложения и положительная динамика по охвату больных и по их излечению. Наша задача в том, чтобы все доступные технологии были внедрены, чтобы наши больницы и поликлиники были обеспечены рутинными вещами.

– Ну и как сегодня с этим обстоят дела?

– Хорошо, что власть это понимает и помогает. Недавно к нам приезжала министр здравоохранения России Вероника Скворцова, она дала понять, что все силы и средства нужно бросить на борьбу с онкологией и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Это понимает и губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. Финансирование сферы здравоохранения увеличивается ежегодно. Поэтому задача вуза – научить врача лечить, а задача государства – обеспечить здравоохранение, медицину всеми необходимыми и доступными технологиями и материалами. Повторюсь, что инновации в медицине есть и они важны, но мы сегодня должны думать не о полетах в космос, а о реальных результатах. Врач обученный должен уметь применять свои знания.

– Неужели бывает обратное?

– Да. Например, специалист прошел практику за рубежом, приезжает из-за границы, готов оперировать. Приходит к главврачу больницы, а тот ему говорит – оборудования нет, препаратов нет. Вопрос – а зачем тогда нужно было ехать за рубеж, учиться? Поэтому я надеюсь, что мы все выступим единым фронтом: и наш университет, и региональный минздрав. Чтобы мы использовали и внедряли то, что уже известно. Потому что дефицит еще есть. Мы иногда смотрим ноу-хау, а упускаем базовые вещи. Врачу в больнице не нужны ноу-хау, ему нужны медикаменты, расходники, оборудование.

– Какова динамика по наиболее сложным заболеваниям?

– В 2010 году в Нижегородском ИТО мы принимали и выписывали 5500 пациентов в год, в 2017 году – уже 14 400, увеличилось и количество коек в стационаре – с 400 до 420. Очень много идет операций по ревизионному протезированию. Если раньше это считалось технологической помощью, то сейчас это плановая операция. Когда через маленькие проколы вставляются новые связки в коленный или в плечевой сустав. Наши врачи справляются с этими вызовами. Многие нижегородские больницы уже делают такие операции, меняют связки, суставы, хотя это одни из самых непростых операций. Задача федеральных клиник – развивать это направление и помогать самым тяжелым пациентам. Также у нас в регионе успешно работает федеральный детский ожоговый центр, мы принимаем пациентов со всей страны. Когда врачи-комбустиологи спасают жизнь, а педиатры уже затем – здоровье. После ожогов страдают печень, легкие, мозг, другие органы, и уже потом педиатры ставят на ноги, возвращают обществу здорового человека. То есть можно говорить о том, что нижегородская медицина делает серьезные шаги на пути излечения многих серьезных заболеваний и увечий.

– Какой в последние годы конкурс в медицинский университет? Как сейчас вообще молодежь относится к профессии врача?

– Мы видим стабильно высокий конкурс. У нас нет сокращения объемов госзаказа на обучение. На специальность «лечебное дело» конкурс без целевого заказа – 12 человек на место. Это очень серьезный конкурс, туда приходят только отличники, иначе просто не поступить. На целевой прием чуть меньше, туда идут учиться из соседних регионов страны. Зимой я услышал от многих своих знакомых, что их дети целенаправленно выбрали обучение в нашем вузе. Потому что это современно, технологично, есть все условия. Именно наш современный потенциал их подкупил, и они сделали выбор в нашу пользу.

Молодежь сегодня позитивно смотрит на профессию врача, это факт. Гуманизм без медицины немыслим. Если ты готов отдавать добро, то ты выбираешь медицину. Если нет, то другая специальность. Работа врача многогранна, есть лаборатории, ученые-медики, которые работают с различными аппаратами, ведут исследования и так далее. В медицине себя найдет каждый, только нужно руководствоваться словом «добро». Если готов отдавать его, помогать людям, то тебе дорога в медицину, к нам. Но ты должен постоянно совершенствоваться, читать литературу, ездить по научным конференциям, постоянно получать новые знания. Без этого в нашей профессии никак.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №13 от 21 марта 2018

Заголовок в газете: Николай Карякин: «Самое ценное для медицины – личность врача»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру