Нижегородцы просят вернуть популярные автобусы, разработчики говорят об оптимизации

На минувшей неделе власти Нижнего Новгорода обнадежили жителей, которые пользуются общественным транспортом, что некоторые популярные, но отмененные ранее автобусные маршруты могут вернуться. И объявили о запуске нового сбора предложений по корректировке транспортной схемы. Но при более детальном рассмотрении обнаруживаются кардинальные нестыковки между желанием пойти навстречу жителям и рекомендациями разработчиков.

Нижегородцы просят вернуть популярные автобусы, разработчики говорят об оптимизации

Представитель разработчика КТС – компании ООО «СтройИнвестПроект» Евгений Литвинов заявил, что почти все их рекомендации по оптимизации общей городской маршрутной сети остались невоплощенными прежним руководством профильного направления. Существующее состояние маршрутной сети Нижнего Новгорода не соответствует предложениям КТС по оптимизации пассажирского транспорта на 2018 год. При этом тень падает на имидж самой компании, с которой был заключен контракт на 61 млн рублей.

Как сообщил на пресс-конференции глава города Владимир Панов, начинается сбор мнений жителей касательно КТС, которая будет действовать в течение месяца. Телефоны горячей линии: 430-40-40; 411-93-70 и 439-18-29.

«Любой житель может позвонить и оставить свои пожелания по поводу движения маршрутов», – отметил Владимир Панов. Кроме того, уже создана группа в социальной сети «ВКонтакте» «Транспорт в Нижнем Новгороде», где жители также смогут оставлять свои пожелания.

С учетом дальнейших согласований предложений пассажиров и разработчиков и новых общественных обсуждений и т. п. процедура затянется на полгода.

Наш источник в мэрии сказал, что в администрации хотят выиграть время, погасить недовольство «рассерженных горожан» перед выборами, «закрыть этот негатив» в Интернете и в соцсетях и вернуться к острой теме после чемпионата мира по футболу. Тем более что заниматься реформами в муниципальном автобусном парке и в бизнесе частных маршруток, очевидно, некогда, к тому же новый глава департамента транспорта и связи администрации Нижнего Новгорода Елена Кузнецова только входит в курс дела.

Вокруг КТС сломано уже столько копий, что очередная заявка на пересмотр никого не удивила. В городской администрации и ранее говорили, что нынешняя схема не догма и будет меняться в зависимости от пожеланий жителей и востребованности маршрутов.

Правда, невыясненным остался вопрос, почему разработчики раньше не выступили с заявлением о том, что их предложения не реализованы. Впрочем, можно догадаться. Любой подрядчик не хочет портить отношения с потенциальным заказчиком. В 2017 году ООО «СтройИнвестПроект» выиграло еще один тендер – на выполнение научно-исследовательских работ по разработке комплексной схемы организации дорожного движения во время чемпионата мира по футболу и «на период наследия» в Нижнем Новгороде за 16 млн рублей.

Представитель ООО «СтройИнвестПроект» Евгений Литвинов заявил, что Нижний Новгород можно считать сверхзадублированным по маршрутам, сравнив с Волгоградом – одним из самых длинных городов. У Нижнего Новгорода маршрутный коэффициент порой достигает значения 8–9 (нормально, когда 2–4), он показывает, сколько маршрутов проходит по каждому участку сети. Город характеризуется низкой «пересадоточностью» и наличием большого количества протяженных маршрутов, сделали вывод специалисты, когда пять лет назад обследовали пассажирский и транспортный трафик.

Они выявили, что почти 70 маршрутов из 153 в Нижнем Новгороде совпадают более чем на 90%. 20% были полными аналогами (31 маршрут совпадал более чем на 98% протяженности); 23% ‒ ближайшими аналогами (35 маршрутов повторяли друг друга на 90–97% протяженности); 15% – преимущественно похожи (23 совпадают на 80–89% протяженности). Все «пассажироемкие» маршруты оказались под контролем у коммерческих перевозчиков, которые при появлении спроса на перевозку в новой точке оперативно открывали новый или изменяли действующий маршрут. Так же поступали и их конкуренты.

«Подобная схема развития системы пассажирских перевозок к настоящему времени себя исчерпала, так как муниципальные перевозки с каждым годом сокращаются по причине выдавливания дешевым подвижным составом. Муниципальные перевозчики уже имеют долг перед поставщиками ГСМ, и речь идет уже не о развитие перевозок, а об их банкротстве», – утверждают специалисты.

«Удивительным для нас был тот факт, что метро в Нижнем Новгороде так слабо востребовано, – сказал Евгений Литвинов. – Даже сегодня, когда я ехал из аэропорта, видел, что люди ждут маршрутку, мерзнут на остановках, хотя можно спуститься в метро и быстро доехать».

Разработчики рекомендовали решить проблему задублирования маршрутной сети, увеличив загрузку метрополитена на 38%, но при нынешнем распределении маршрутов в выигрыше оказались коммерческие перевозчики. А могло быть по-другому, если муниципальных автобусов не хватает?

Вот здесь и возникает противоречие с пожеланиями жителей, которые хотят за 20 рублей доезжать из одного конца города до другого, причем ждать маршрутку не дольше двух минут. Привыкли к таким удобствам. При этом неважно, легальный или нелегальный перевозчик. Как в отмечено в исследовании КТС, «нелегальный выпуск маршруток в течение пикового периода уже сравнился с легальным, хотя у всех перевозчиков есть карта маршрута с установленным графиком движения».

Реформы, как указывают разработчики, должны проводиться в комплексе, комфортно для пассажиров и по деньгам, и по времени: первоочередным шагом была намечена отмена дублирующих маршрутов и вывод на улицы подвижного состава большой вместимости. Отмена длинных маршрутов, введение коротких – подвозных, но при условии внедрения системы тарификации, то есть чтобы человек за короткое время смог пересесть на другой транспорт не переплачивая. И охват АСКОПом должен быть тотальным – и частных перевозчиков, и муниципальных.

В программе разработчика КТС приведен пример оптимизации участка уличной сети на проспекте Ленина, где проходит метро.

Так вот, как указано в материалах КТС, после правильной оптимизации «на земле» должно остаться гораздо меньше маршрутов (коммерческих или муниципальных – неважно). Например, у станции метро «Заречная» вместо 12 маршрутов должно работать восемь. На участке «Пролетарская» – «Горьковская» – один маршрут вместо трех. За счет этого суточный пассажиропоток метрополитена вырастет на 7500 человек.

На конкретных участках этой сети предлагается оставить автобусы маршрутов № 140, 142, 85 и 98, 66, 113, 37, 40.

В любом случае власти говорят, что готовы идти навстречу жителям и восстановить отдельные маршруты, но это не будет решением проблемы, а скорее латанием дыр. По-настоящему удобной, комфортной и «небанкротной» для муниципального транспорта схема движения станет при реализации всего комплекса мер. Кстати, конкурсы по маршрутам, договоры на которые уже истекают в 2018 году, город не будет торопиться проводить. До выяснения всей картины бедствия.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №12 от 14 марта 2018

Заголовок в газете: Ждем маршрутку, метро игнорируем

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру