Как сделать творчество Горького инструментом постижения сегодняшней реальности

150-летие со дня рождения Максима Горького, вошедшее в список памятных дат ЮНЕСКО на 2018 год, стало хорошим поводом не только лишний раз вспомнить или узнать больше о творчестве и судьбе великого русского писателя, но и задуматься о той роли, которую Горький как культурный феномен мог бы играть в наше время.

Как сделать творчество Горького инструментом постижения сегодняшней реальности
Спектакль «На дне» учебного театра Университета Альберты (Канада), 2018 год Фото: Эд Эллис, Folio.ca

Юбилей классика отмечается в России широко: различные праздничные мероприятия, просветительские и памятные акции пройдут не только в Нижнем Новгороде, на родине писателя, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Самаре и многих других городах страны, в которых Горький бывал. Отметят юбилей и за рубежом, например в Италии на Капри, во Франции, Беларуси, Казахстане и Китае.

По первому впечатлению масштаб событий действительно кажется большим – от выставок и презентаций книг до кинофестивалей и научно-практических конференций в вузах. Однако вряд ли можно говорить о массовости этих нишевых, по сути, мероприятий, ориентированных скорее на ядро «горьковской» аудитории – ученых-горьковедов, школьников, традиционных посетителей библиотек и музеев.

Несмотря на государственную поддержку юбилея, он остается осознанной необходимостью, памятной датой, значимость которой основана больше на формальных признаках, чем на внутренней потребности общества заново открывать для себя огромное наследие Горького. Пожалуй, лишь в Нижнем Новгороде постарались по максимуму воспользоваться 150-летием юбилеем, чтобы отремонтировать сразу три горьковских музея, поставить театральные спектакли, выпустить краеведческие издания, организовать фотовыставки и литературные фестивали. Муниципалитет даже постарался сделать Горького частью туристического бренда города.

При этом объем финансирования юбилея из федерального бюджета ни в какое сравнение не идет со средствами, выделенными, например, на чемпионат мира по футболу. И дело здесь не только в капитальном строительстве объектов, которые после чемпионата останутся городу, а в приоритетах государства, тратящего на зрелищный спорт больше, чем на культуру, хотя именно культура в первую очередь нуждается в государственном финансировании.

Мы должны понимать, что сохранение и продвижение (тем более на международном уровне) культурного наследия страны имеет важный стратегический смысл в качестве трансляции наших национальных гуманитарных ценностей, понятных другим народам. Литература, в отличие от балета или кино, не так часто открывается зарубежной аудитории, тем ценнее наши классики, давно ставшие мировым достоянием. Максим Горький – в их числе, он входит в пятерку русских писателей по количеству переводов произведений на иностранные языки.

Ежегодно в разных странах создаются десятки спектаклей по произведениям Горького. За последние пару лет его пьесы ставились в Великобритании, Германии, Финляндии, Канаде, США, Франции, Люксембурге, Австралии, Индии, Иране. Имя Горького носит один из авангардных театров в Берлине. Горьковские пьесы как драматургический материал очень ценятся режиссерами: здесь всегда много действующих лиц, среди них практически нет второстепенных, есть роли для всех возрастов, а самое главное – универсальные и понятные конфликты, которые очень легко перенести в любую социальную среду и историческую эпоху. Наверное, поэтому в большинстве спектаклей герои Горького без труда трансформируются в современников или персонажей, существующих вне времени. Горький как никто другой дает возможность для театрального эксперимента, это подтверждается недавними нижегородскими постановками «На дне» в театре драмы и «Последние» в театре «Вера».

Все же для большинства наших соотечественников творчество Горького сводится к паре произведений из школьной программы, и это несмотря на то, что в полном собрании сочинений писателя, которое, к слову сегодня не все издано, его художественные произведения занимают целых 25 томов.

К сожалению, идеологизация фигуры Горького, доставшаяся нам с советских времен, еще не преодолена, и ничего не делается, чтобы в массовом сознании снять с писателя налет «бронзы», сделать его творчество инструментом постижения сегодняшней реальности. Одних усилий пластического и современного театрального искусства для этого явно недостаточно. Музеи и библиотеки, эстетически оставшиеся глубоко в прошлом, Горького нам не вернут. Новое поколение сможет по достоинству оценить и горьковский юмор в «Русских сказках», и безжалостный реализм «Дела Артамоновых» и «Жизни Клима Самгина», когда вернется мода на интеллект и живой поиск истины без идеологических подсказок и расхожих цитат вроде «Человек – это звучит гордо».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №12 от 14 марта 2018

Заголовок в газете: Бронзовый Горький

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру