Нижегородцы потребовали адресный перечень мест для озеленения

Неравнодушные к городу жители Нижнего Новгорода поставили перед руководством вопрос: где мы можем высаживать деревья и кустарники? Не за бюджетный, за свой счет – речь идет об общественной и частной инициативе.

Нижегородцы потребовали адресный перечень мест для озеленения
Фото: Евгений Алексеев

Экологический позыв

Вопрос не праздный и не такой простой, как можно подумать, дескать, вон столько пустырей в городе, потому что сегодня это свободная площадка между зданиями, а завтра сюда придет бульдозер и начнутся какие-то работы. Или участок находится в частной собственности. И даже если приглянувшаяся территория муниципальная, то и здесь могут проходить сети, коммуникации, существовать другие ограничения. Только у многоквартирных домов добродеятельные садовницы могут быть более-менее спокойны за свой палисадник.

Необходимость конкретизации мест озеленения сформулировала Общественная палата Нижнего Новгорода, она обратилась в комиссию по экологии города, и тему обсудили депутаты. Хотя инициативные нижегородцы должны понимать, что недостаточно разбить клумбу, посадить дерево, – за ними надо ухаживать, иначе мы увидим то, что происходит с большинством подобных экологических порывов: они умирают.

И сегодня оставшиеся, к примеру, вдоль магистралей деревья, зелень, кустарники – по сути, бесхозные, погибают от болезней, засухи и вредителей. Можно смело говорить, что пескосоляная смесь и реагенты убили всю поросль вдоль дорог. Поэтому нет смысла тратить ресурсы на «украшение» обочин ценными породами, которые все равно сгинут под грудой грязного снега.

Посмотрите, что происходит с зеленым «кордоном» вдоль проспекта Ленина. От старых, великолепных пирамидальных тополей уже почти ничего не осталось. Пару лет назад около десятка этих красивых деревьев вырубили ради организации остановки около ТЦ «Муравей». Как тогда рассказывала глава района, компенсацию бизнес заплатил, но вот «живой защиты» от перегруженного магистрального автотрафика стало меньше.

Можно вспомнить и неудачное озеленение площади Лядова ценными породами. (Кстати, депутаты и чиновники не смогли «найти» следов закупленной городом несколько лет назад специальной машины для посадки уже взрослых деревьев. Куда делась спецтехника? – недоумевал зампредседателя гордумы Николай Сатаев.)

Даже организованные субботники по посадкам деревьев около школ заканчиваются зачастую плачевно: через пару лет от саженцев остаются сухие прутики и пиаровские кадры в архивах.

Деньги только на покос и мусор

Впрочем, на крупное озеленение – ценными породами – денег из городского бюджета давно уже не тратится. Расходуются средства в основном на устройство цветников, до недавнего времени – однолетников, и на покос травы, действо это уже давно вызывает ярость немногих оставшихся в городе экологов. Потому что косят не там и не так, а просто выбривают последнюю зелень с живых лужаек внутри микрорайонов, площадок около домов и около дорог. К тому же это, по мнению многих, просто неконтролируемое расходование средств.

Как рассказал заместитель директора департамента благоустройства и дорожного хозяйства Роман Ухабин, специально на озеленение денег и в этом году не выделено, 120 млн в бюджете предусмотрено на покос травы и уборку мусора – «поскольку граждане мусорят очень активно». Но под ЧМ-2018 на декоративные цветники и клумбовые украшения выделяются огромные средства из областного бюджета. Ради гостей и их впечатлений мы за ценой не постоим.

Кроме того, по результатам обследования всех районов Нижнего Новгорода сносу подлежат около пяти тысяч аварийных деревьев, доложил Роман Ухабин.

Пришло время менять старые породы типа американского клена, которые были высажены еще в прошлом веке, на более ценные, например липу, австралийский клен, разные сорта боярышника, который приспособлен к условиям города, нетребователен к почвам, зимостоек и засухоустойчив.

«Однако централизованные посадки ценных пород деревьев запланированы только в рамках комплексного благоустройства дворов и общественных пространств, а также в рамках проводимых за внебюджетный счет разных экологических акций, – пояснил замдиректора департамента. – В прошлом году массово высаживали деревья вокруг Мещерского озера, площади Киселева и в районе площади Минина и Пожарского».

Заместитель директора комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов Нижнего Новгорода Евгений Иванов говорит, что в центре города почти не осталось мест, которые можно выделить под посадки деревьев: «Буквально поштучно нам приходится искать места для компенсационного озеленения».

«Застройщик разрабатывает проект компенсационного озеленения и обращается к нам, чтобы посадки располагались не на коммуникациях и не на месте будущих зданий. При строительстве микрорайона должно сразу в проекте закладываться озеленение. Стихийных мест для посадок в городе не должно образовываться, потому что никто не гарантирует, что через некоторое время на том месте не начнется стройка, – говорит Евгений Иванов. – Поэтому участки компенсационного озеленения надо координировать и согласовывать с департаментом градостроительства».

Все чаще застройщики выбирают не натуральное компенсационное озеленение, а его замену в денежной форме.

«Действительно, в городе нет юридического механизма, чтобы определить и узаконить места для такой частной инициативы – озеленения, – говорит глава депграда Алла Коновницына. – Трудно прогнозировать, потребуется и будет ли задействован участок в дальнейшем, целесообразнее направить взоры на парки и скверы, где точно молодые посадки никто не тронет».

По словам председателя комиссии по экологии Михаила Кузнецова, адресный перечень мест для озеленения в каждом районе Нижнего Новгорода будет доступен в публичной форме. «Департамент благоустройства и дорожного хозяйства уже предоставил нам такой перечень, и мы в ближайшее время выложим его на сайте городской Думы и сайте городской администрации, чтобы инициативные нижегородцы могли участвовать в озеленении, чтобы наш город был еще красивее», – отметил Михаил Кузнецов.

Свалочный бизнес

На комиссии по экологии стало известно, что денег на ликвидацию несанкционированных свалок выделено в этом году в шесть раз меньше, чем необходимо. В 2018 году на уборку стихийных куч мусора предусмотрено 6,8 млн рублей, а потребность в бюджетном распределении на эти цели составляет более 40,5 млн рублей. «В прошлом году мы вывезли 19 тысяч кубометров мусора за 11,2 млн рублей, – поясняет Ухабин. – Выделяли больше, но пришлось отдать 5,4 млн рублей в счет кредиторской задолженности за 2016 год, еще 1,4 млн – по судебным решениям. В этом году выделили денег в два раза меньше – 6,8 млн рублей, а надо 40 млн. Кредиторская задолженность составила 2 млн рублей, остальные деньги также перераспределены по районам города. В итоге Канавинский и Автозаводский районы остались вообще без средств. В основном несанкционированные свалки образуются из-за строительных работ, мусор свозят на неразрешенные места, а полномочия по составлению протоколов на нарушителей сегодня принадлежат природоохранной прокуратуре, где всего шесть сотрудников, и у них нет возможности охватить всю территорию региона. А с полиции тоже были сняты функции по составлению протоколов по таким мусорным сбросам».

Как сказал Роман Ухабин, места нелегальных свалок известны, даже рассматривался вопрос об установке видеокамер для выявления нарушителей и передачи информации в АТИ, чтобы фиксировать нарушителей, но денег на эти мероприятия нет.

«Городские мусорные свалки – это наша боль! – говорит заместитель председателя постоянной комиссии по экологии Владимир Герасичкин. – Мое убеждение, что кто-то делает на этом хорошие деньги, потому что мы регулярно тратим бюджетные средства на их уборку и каждый год появляются новые свалки. Нужно наводить порядок и пресекать бизнес на незаконном сбросе мусора!»

По словам Ивана Соловьева, главы управления административно-технического и муниципального контроля, строительный грунт и мусор входит в зону ответственности областного минэкологии. Эта регструктура, по его словам, должна сделать регламент на ликвидацию строительных отходов, паспорта и оприходовать эти отходы так, чтобы они были довезены до профильного полигона. Но пока в области не появилось, ни одного нового полигона промотходов и технология утилизации не создана (о чем не раз говорил и руководитель департамента Росприроднадзора по ПФО Олег Кручинин. – Ред.).

В 2017 году в городе за сброс и складирование мусора в неустановленных местах составлено 97 протоколов на 3,3 млн рублей штрафов, за то же нарушение, но с использованием транспортных средств, – 52 протокола на 6,5 млн рублей, за невывоз мусора, грунта и снега – 76 протоколов на 1,1 млн рублей.

Николай Сатаев предложил проработать с Законодательным собранием Нижегородской области и областным министерством экологии и природных ресурсов вопрос о создании экологической ГАИ – структуры, уполномоченной принимать меры к нарушителям вплоть до ареста транспортных средств, вывозящих мусор на несанкционированные свалки.

Но эксперты считают это мертворожденной идеей, потому что в федеральном законодательстве такой структуры не предусмотрено.

Впрочем, областные власти обещают, что с 2019 года в области начнут действовать девять отобранных по конкурсу региональных операторов и уже они будут ответственны за доставку любого мусора на полигоны.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №12 от 14 марта 2018

Заголовок в газете: Куда сажать, а куда не сажать?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру