Концерт «Терменвокс: 100 лет музыки» состоялся в нижегородском «Арсенале»

«Ты собираешься писать про терменвокс?» – строго спросил меня муж как-то вечером. «Термен – что?» – удивилась я. Оказалось, что я – темная, а в Нижний Новгород приезжает с концертом Петр Термен – правнук изобретателя первого электромузыкального инструмента-легенды, от которого ведется вся история электронной музыки.

Концерт «Терменвокс: 100 лет музыки» состоялся в нижегородском «Арсенале»
Фото: Алексей Шеянов

Сказать, что видеозал Арсенала был битком, – ничего не сказать. Организаторы скромно назвали это столпотворение «переаншлагом» и несколько раз подставляли дополнительные ряды из стульев. Несмотря на то что терменвоксу в следующем году отмечается 100 лет, послушать его пришли представители всех поколений.

Изначально планировалось выступление представителей двух поколений семьи Термен. Но Наталья Львовна, дочь изобретателя терменвокса, по состоянию здоровья, к сожалению, не смогла приехать.

Надо понимать, что Лев Термен, изобретатель терменвокса, был не музыкантом, а талантливым радиофизиком. И сначала в 1919 году он изобрел прибор для измерения диэлектрической постоянной газов, который бонусом оказался очень чувствительным и реагировал на изменение положения рук человека внутри колебательного контура. Потребовался год на доработки, и измерительная установка превращается… в первый электроакустический музыкальный инструмент.

Выглядит терменвокс как плоская металлическая коробочка размером с небольшую энциклопедию с двумя антеннами. Правая антенна отвечает за высоту звука, от левой зависит громкость. Музыкант просто водит руками в воздухе между антеннами, а инструмент поет. Голос терменвокса, однажды услышав, не перепутаешь уже ни с чем – это космос. Древнегреческие мыслители, рассуждая о музыке сфер, сами того не зная, говорили о терменвоксе. Его звучание трудно описать и невозможно с чем-нибудь сравнить, ну разве что: помните арию Плавалагуны из «Пятого элемента»? В фильме часть арии спета синтетическим вокалом, вот, немного похоже.

Гипнотический голос и мистика звукоизвлечения, усиленные VJ-сопровождением, произвели на неподготовленную меня ошеломляющее впечатление. Я чувствовала себя ребенком, впервые столкнувшимся с чем-то непонятным, но невыразимо прекрасным. Я задерживала дыхание, чтобы ничего не пропустить, а потом пыталась сформулировать свои эмоции, веселыми пузырьками щекочущие меня изнутри, и долго еще готова была рассказывать о терменвоксе всем, кто соглашался слушать.

«Внутренняя математика концерта – это поколения, – рассказал прямой потомок гениального изобретателя Петр Термен, музыкант и композитор. – Очень жаль, что на этом концерте не получилось выступить вместе с Натальей Львовной Термен. В мире терменвокса это наиболее повлиявший на меня человек, не только потому, что она моя бабушка, но в первую очередь как музыкант».

На концерте прозвучала музыка композиторов ХХ века, писавших специально для терменвокса и наших современников: Иосифа Шиллингера, Михаила Раленко, Андрея Попова, Аниса Фулейхана, Богуслава Мартину.

«Наша идея была в том, чтобы в одном концерте прозвучали произведения разных поколений композиторов из разных стран, которые обращались к терменвоксу, – пояснил Петр. – Очень разные подходы, разные взгляды, но в них есть и нечто безусловно объединяющее – они воспринимают инструмент в первую очередь как голосовой, неразрывно связанный с эстетикой человеческого голоса».

Голос терменвокса звучал в идеальном обрамлении академической музыки. Впервые с этим удивительным инструментом выступил нижегородский ансамбль новой музыки «Супрематический еж».

Концерт «Терменвокс: 100 лет музыки» открыл ставшую уже традиционной для Арсенала программу «СМ 21» – современная музыка XXI века. В этом году она посвящена исследованию феномена смены поколений и творческой преемственности и приурочена к ключевой выставке 2018 года в Арсенале «Горький. Модернизм».

«Здесь как раз тема поколения, тема переосмысления наследия ХХ века – это самое главное, – говорит куратор программы «СМ 21: Поколения» Ксения Ануфриева. – И мы в рамках программы на эту тему размышляем. Мы с удовольствием приветствуем инициативы музыкантов, которые вливаются в программу и привносят в нее новые неожиданные краски».

Организаторы обещают, что продолжение будет не хуже: цикл концертов, посвященных нонконформистским объединениям композиторов «Против течения», совместно с голландцами планируется концерт, приуроченный к Сахаровскому фестивалю. На осенне-зимний сезон тоже есть интересные планы и разные сюрпризы, которые Ксения пока не хочет раскрывать. Я уже трепещу в предвкушении. А вы?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №11 от 7 марта 2018

Заголовок в газете: Звуки легенды

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру