Скандал из-за причала на Нижневолжской набережной разгорелся в Нижнем Новгороде

8 февраля 2018 в 13:19, просмотров: 1189

Без пассажирской навигации в 2018 году Нижний Новгород, конечно, не останется. У ключевых круизных компаний «ВодоходЪ» и «ГАМА» есть свои причалы ниже по Волге, у катера «Герой». Скандал возник из-за главного причала за синим забором у речного вокзала на Нижневолжской набережной, которая в мае должна открыться после благоустройства.

Скандал из-за причала на Нижневолжской набережной разгорелся в Нижнем Новгороде
Фото: Евгений Алексеев

Выяснилось, как всегда «вдруг и неожиданно», что Ространснадзор запретил крупнотоннажным судам швартоваться на этом участке причальной стенки и даже ставить плавучие причалы.

Клюнул жареный петух

При этом наблюдатели, кто почти год отслеживал эту тему, мягко говоря, в недоумении, потому что кураторы этого объекта были давно назначены и в правительстве области – на уровне замгубернатора, – и в городе, начиная с бывшего главы администрации Сергея Белова. Власти всех уровней проводили совещания, в том числе и с участием представителей судоходных компаний, и вроде бы говорили на одном языке, но жареный петух клюнул только в январе.

Напомним, еще летом 2017 года при губернаторе Валерии Шанцеве на градсовете утверждался проект благоустройства набережной, и бывший глава области настоятельно советовал заложить в эти работы оборудование причала для судоходства. Курировать поручение назначили замгубернатора Антона Аверина. Правда, летом большинство чиновников были уверены в технически исправном состоянии причальной стенки на Нижневолжской набережной. Говорили больше об инфраструктуре, необходимой для стоянки и эксплуатации судов во время навигации, – инженерия, электричество, выгрузка жидких стоков, загрузка необходимых продуктов, товаров. Даже дозаправку топливом обговаривали.

В конце сентября 2017 года город получил документ экспертизы, по которому «прочность причальных конструкций позволяет пассажирским судам швартоваться при условии выполнения необходимых мероприятий». ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» на основании этого заключения калининградского ООО «Альголь» направила письма речным пассажирским компаниям, где сказано, что «причальные стенки Нижневолжской набережной от Канавинского моста до переулка Рыбный предназначены для швартовки и отстоя только маломерных судов». «Подход и стоянка у данных причалов пассажирских и других крупнотоннажных судов, а также плавучих причалов не предусмотрены», – отмечается в тексте письма.

При этом понятно, что стенка не рухнет, контрольно-надзорные структуры перестраховываются, принимают дополнительные меры безопасности в преддверии наступающего чемпионата мира по футболу – 2018.

В мэрии срочно стали искать варианты (причальная стенка в районе Нижневолжской набережной передана в муниципальную собственность). В департаменте строительства предложили, как и в предыдущие годы, передавать участки в аренду судоходным компаниям. Рассматривался вопрос о долгосрочной аренде, чтобы «круизеры» сами привели нижегородские причалы в соответствие нормам. По информации мэрии, чиновники даже согласовали с бизнесом общее мнение о «готовности осуществлять пассажирскую навигацию на условиях передачи судоходным компаниям отдельных участков (причалов) на основании договоров аренды».

В декабре 2017 года и. о. главы горадминистрации Наталия Казачкова провела совещание, на котором КУГИиЗР поручили рассмотреть включение причальной стенки в прогнозный план приватизации и передачи в долгосрочную аренду.

Эксперты из «Альголь» разъясняли, что прочность конструкций гидротехнического сооружения позволяет осуществлять швартовку пассажирских судов при условии, что будут выполнены минимально необходимые мероприятия (ограждения зоны посадки, отбойные устройства и т. п.), а также дополнительное обследование, которое может послужить основанием для положительного заключения о возможности эксплуатации причальной стенки для теплоходов.

Суда исчезли из «благоустройства»

Оказалось, что в конечном проекте благоустройства набережной вся «судоходная составляющая» вдруг куда-то исчезла. В подряде, который достался областной компании ПАО «РУК», причальная стенка оказалась неучтенной. Cтоимость контракта, напомним, составила 407,9 млн рублей.

Две крупнейшие судоходные компании получили соответствующие предупреждения Ространснадзора, возможно, прикинули суммы, которые надо затратить, чтобы успеть все сделать и пройти согласования. Когда речному бизнесу предложили раскошелиться на обустройство причалов «как им надо», компании выступили единым фронтом.

«Нагнетать истерию неправильно, – сказал гендиректор туристической компании “ГАМА” Дмитрий Галкин на пресс-конференции. – У нас есть причалы, которые находятся ниже, и два – у “Водохода”. Мы боремся за лучшую площадку на набережной около речного вокзала». (Кстати, Сергей Батялов, директор по эксплуатации ООО «ВодоходЪ», на пресс-конференцию был заявлен, но не приехал, передав, что попал в ДТП.)

«Давно известно, что при проектировании набережной не рассматривалась функция причаливания судов, – заявил руководитель проекта “Рождественская сторона” Александр Сериков. – Они забыли включить функцию причальной стенки в проект. А дополнительное обследование – это уловка, чтобы получить положительное заключение, поскольку разрыв анкерных связей все же имеется на небольших участках на ряде причальных стенок. Но кто допустил такое заключение, чтобы появилось это предупреждение Ространснадзора?»

По словам Дмитрия Галкина, есть два участка с нарушением анкерных связей, бетонного покрытия, которые надо привести в порядок, – это 30 метров из всего участка протяженностью около километра. Поэтому говорить о том, что стенку нельзя эксплуатировать, это неправильно.

«А почему этого не было сделано раньше, осенью прошлого года? поинтересовался Сериков. – Если вам дали 400 миллионов, вы распорядитесь по-хозяйски деньгами налогоплательщиков. Если городские власти не успеют сделать причал, они должны уйти в отставку, потому что профессиональный управленец, прежде чем закатывать набережную в асфальт или перекладывать плитку, должен был убедиться, что причальная стенка в рабочем состоянии. Более того, по транспортной безопасности для причалов нужны специальные ограждения, и это значит, нужно будет кое-что подрезать в проекте по благоустройству набережной. И значит, опять мы заплатим за пустые работы двойные деньги».

Речников услышали

Глава города Владимир Панов сказал на минувшей неделе, что плотно занимается ситуацией с причальной стенкой.

Дмитрий Галкин считает, что сейчас дело пошло конструктивнее, «вроде бы нас услышали и согласились». «Такого однозначного мнения уже нет: дескать, вот вам стенка, вот вам заключение, идите – делайте! Это неправильный поход. Это все равно что сказать: нам туризм неинтересен. Но причал для всего города делается! Не конкретно для наших компаний, – говорит он. – Туризм приносит доход в бюджет».

В Татарстане, например, для судов построили причалы в Свияжске и Булгаре, в результате получили больше на сто судозаходов. Там зарабатывают на туристах.

Общая сумма средств на дополнительные работы неизвестна: экспертиза, паспортизация объекта и т. д. Сумма аренды – тоже.

«Раньше, когда сдавался этот причал в аренду, это были безумные деньги, – говорит Галкин. – Сейчас сформирована некая дорожная карта, и мы можем успеть сделать этот участок у речного вокзала – с третьего по девятый причал. Там все-таки будет возможность подходить большим пассажирским судам. Но времени до открытия навигации – 22 апреля – остается немного. Если муниципалитет готов потратить сотни миллионов, чтобы обустроить набережную, а на причал им денег не хватит, то в результате город останется без притока туристов».

Кстати

На Стрелке нынешней весной уже выбранная заранее организация заменит старую причальную стенку грузового порта на новую за сумму в пределах десяти миллионов рублей.

По данным Серикова, в прошлом году 210 тысяч речных туристов привезли судоходные компании в Нижний, из них 160 тысяч – «ВодоходЪ», почти всех остальных – «ГАМА». В среднем по две тысячи рублей оставляет один турист в городах на маршруте.



Партнеры