Журналисты побывали в здании бывшей фабрики «Маяк» на Нижневолжской набережной

Что внутри «замка на набережной»

Здание бывшей фабрики «Маяк» на Нижневолжской набережной поражает воображение. В детстве мне казалось, что это какой-то сказочный замок, волей недоброго волшебства заброшенный в Горький и ставший производственным зданием. Тогда увидеть, что внутри, могли только работники фабрики.

Что внутри «замка на набережной»
Фото: Евгений Алексеев

Но времена изменились. В 2015 году фабрика «Маяк» канула в Лету. И здание осталось заброшенным.

В конце прошлого года о «замке на набережной» снова заговорили. Врио губернатора Нижегородской области Глеб Никитин предложил открыть в нем Центр творческих индустрий. Предложения по его созданию поручено подготовить министерству культуры региона.

А пока концепция разрабатывается, корреспонденту «МК в Нижнем Новгороде» в сопровождении заместителя руководителя управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области Игоря Петрова удалось увидеть, что же скрывается внутри здания.

Колонны украшены капителями

За аркой открывается внутренний двор, опоясанный производственными зданиями. Входим внутрь, и первое, что бросается в глаза, – великолепные кованые перила лестницы, выполненной в стиле модерн. В фойе первого этажа сохранилась чудесная плитка зелено-кобальтового оттенка, не потерявшая с годами свой цвет и лоск.

Поднимаемся на третий этаж. В великолепном двусветном зале сохранились колонны с лепными капителями, но вид сильно портят вентиляционные короба и электрические лампы дневного света, которые были необходимы для работы фабрики. От нее остались рабочие столы, груда бумажных лекал и даже несколько швейных машин. Впрочем, это не умаляет парадности огромного зала с балконом и шестиметровым потолком.

– Точная дата постройки здания неизвестна, – рассказывает Игорь Владимирович. – Архивных изысканий не проводилось. Но найти их можно, ведь когда заканчивалось строительство любого объекта недвижимости, городская Дума проводила оценку, чтобы определить сумму будущего налога. Оценочная комиссия проходила, смотрела и отражала это в протоколе. Приблизительная дата – 1913–1914 годы.

На потолке - своды Манье

Это здание часто называют «банком Рукавишниковых», но Сергей Михайлович не был банкиром. Он вкладывал капитал в строительство недвижимости, в том числе и коммерческой. Думаю, первоначально дом предназначался под торговый центр, универсальный магазин. Подобного типа зданий строилось в начале ХХ века в России очень много. Об этом свидетельствует и вот этот большой двусветный зал, атриум такой. В Москве аналогичный атриум был в здании Офицерского торгового общества, который сейчас снесли. Здание фабрики «Маяк» построено известным московским архитектором Федором Шехтелем в неоготическом направлении стиля модерн.

Но в 1914 году началась Первая мировая война, и из западных регионов России – Белоруссии, Польши – эвакуировалось много предприятий. В Нижний Новгород в числе прочих попала швейная фабрика. Нужно было искать помещение. А тут готовое большое здание. Вполне возможно, что оно еще тогда не использовалось как торговый центр. И в 1915 году здесь разместили пошивочную мастерскую. Здесь шили обмундирование для фронта. И эта функция закрепилась за зданием на сто лет.

После революции 1917 года предприятие стало швейной артелью, после Великой Отечественной войны – фабрикой «Маяк». Так что функция здания как базы для предприятия легкой промышленности возникла случайно. Явно Шехтель проектировал здание не под производство. И трудно представить, чтобы кто-то разрешил строить фабрику в таком прекрасном месте на набережной.

– В Нижнем Новгороде ведь есть еще здание, построенное по проекту Федора Шехтеля?

– У нас несколько построек основоположника русского модерна сохранилось. Одно из них – вот это, а второе – на Рождественской улице, 23 – здание, в котором располагалось Волжское речное пароходство. Оно проектировалось сразу под здание банка, у него несколько иная стилистика, обусловленная контекстом Рождественской улицы.

В них применялись современные для той поры отделочные материалы – светлая керамическая плитка, что очень экономично, фасад долгие годы не требовал ремонта. Да и сейчас он в прекрасном состоянии. Были металлические витражи. Кое-где они сохранились, кое-где заменены деревянными рамами. Шестигранная половая керамическая плитка фирмы Villeroy & Boch, которая существует до нашего времени, прекрасно сохранилась. Ее кое-где повредили, когда здесь размещалось производство, но все можно восстановить.

Шестигранная половая керамическая плитка фирмы Villeroy & Boch

– Насколько это здание перестроено?

– Объемно-пространственная структура сохранилась подлинная. Здесь на потолке мы видим своды Манье, которые появились во Франции во второй половине XIX века. Это или железобетонные, или кирпичные сводики по металлическим балкам. По ним мы можем датировать здание – до этого были более архаичные сводчатые перекрытия, или деревянные плоские.

Сохранился даже старинный лифт, предназначенный, видимо, для подъема покупателей, а использовавшийся для транспортировки материалов и готовой продукции.

Перестроек в здании нет, только мелкое членение помещения под цехи. Вентиляция появилась, освещение пониженное над швейными и раскройными рабочими местами. Сейчас все это нужно будет демонтировать. И вид станет совсем другим. Мы увидим красоту этих пространств с колоннами, залитых солнцем, светом, с видом на Стрелку.

Впрочем, в ходе осмотра одну перестройку мы все же обнаружили. Предприимчивые сограждане, чтобы увеличить полезную площадь и без того немалого – свыше 5500 квадратных метров – здания, сделали комнатку, отгородив верхнюю часть арки. Получилась каморка с большим полукруглым окном. Со двора сделали пристрой.

Арка стала частью комнаты

– Каков статус здания сейчас?

– Это объект культурного наследия федерального значения. Он передается из федеральной в областную собственность. Политическое решение по этому вопросу уже принято, распоряжение правительства России об этом имеется. Сейчас решаются чисто технические вопросы, оформляется акт приемки-передачи. По поручению главы региона создана рабочая группа, которая координирует этот процесс, обсуждает перспективы его использования. Потому что, получив такое пространство, нужно им грамотно распорядиться. Функции могут быть разные: и выставочные пространства, и музей, и концертный зал.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №6 от 31 января 2018

Заголовок в газете: Игорь Петров: «История здания недостаточно изучена»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру