За год до единого дня голосования, когда могут быть назначены выборы губернаторов, было сменено достаточно много руководителей регионов. Это правильный шаг. Новые назначения последовали не за два-три месяца, как бывало раньше, а за год. Чтобы врио губернаторов успели поработать, присмотреться к регионам и себя показать. Чтобы люди увидели первые результаты работы и после этого спокойно пришли и проголосовали. Все эти назначенцы были беспартийные, все приехали с большим кредитом доверия населения, единственный источник которого – доверие Путина, и все должны были проводить на местах политику Путина. Очень сильное решение, опирающееся на ту же политическую логику, которая выражается лозунгом «Сильный президент. Сильная Россия».
И зачем же было рушить эту политическую цельность, загоняя некоторых из новых назначенцев в «Единую Россию»? При всем уважении к партии власти ее рейтинг на протяжении последних лет существенно ниже рейтинга Путина. За «Единую Россию» голосует, как правило, не больше 25 процентов общего числа избирателей. Даже при 35-процентой явке и при голосовании в 70 процентов числа пришедших на участки мы получаем меньше 25 процентов списочного состава.
Неслучайно коммунисты сделали ставку на критику исключительно внутренней политики и в основном на региональном уровне. Компартия сказала, что с внешней политикой Путина согласна целиком и полностью. А вот во внутренней политике коммунисты выступают с критикой власти.
Эту их атаку легко было бы отбить, если бы споры велись о решениях, принимаемых федеральным центром. Но коммунисты в каждом регионе находят те участки, в первую очередь социальной политики, где людям явно видны перекосы и где возникает недовольство. И вроде бы, не касаясь напрямую Путина, они сосредоточивают свои агитационные ресурсы на этих слабых участках.
Может ли Грудинин смотреться серьезно на фоне Путина? Вряд ли. Россия – это все-таки не совхоз имени Ленина. А вот на фоне некоторых губернаторов, их замов и министров, отвечающих в регионах за соцсферу, за транспорт, строительство и ремонт дорог, Грудинин смотрится весьма внушительно.
И в этом плане Нижегородская область – благодатная почва для сбора голосов за Грудинина. У нас и избирателей много, и проблем достаточно.
Общественный муниципальный транспорт ходит еле-еле, а маршрутки не оборудованы системой АСКОП и льгот в них нет. Это в Нижнем Новгороде, а в области картина еще хуже. Вот пообещали, что АСКОП появится в области к началу 2019 года. Но для людей это звучит по-другому: в течение 2018 года перемен к лучшему даже не обещают.
И больнее всего проблемы в соцсфере, транспорте, ЖКХ, здравоохранении бьют по пенсионерам. А ведь они – самая активная часть избирателей. И если за последние годы пенсионеры в значительной части стали голосовать за Путина, в первую очередь в поддержку его внешней политики и стремления возродить сильную страну, то замена партфункционера Зюганова на хозяйственника Грудинина, если еще при этом коммунисты сыграют на недовольстве конкретными проблемами в регионах, может обеспечить голосование значительной части пенсионеров за кандидата от КПРФ.
При губернаторе Валерии Шанцеве и при Олеге Сорокине, когда тот стоял во главе города, транспорт все-таки рос и были заметны постепенные позитивные сдвиги. Новые автобусы появились. Кто-то этого не замечает, а пенсионеры видят, потому что они на этих автобусах ездят.
И если кому-то кажется, что идет серьезная индексация пенсий, то сами пенсионеры видят, что индексация затрагивает в основном тех, у кого пенсии относительно высокие. А у тех, кто получает маленькую пенсию, прибавка оказывается весьма условной.
Недовольство региональными чиновниками, которые буквально приросли к своим креслам, велико. В такой ситуации надо решать конкретные проблемы или хотя бы менять тех, кто отвечает за то, что эти проблемы накопились. Этого и ждут от новых назначенцев. А иначе в марте нас может ждать неприятный сюрприз в крупных регионах, в том числе в Нижегородской области. Потому что выборы – это зеркало, в котором отражаются и успешная внешняя политика, и нерешенные проблемы в соцполитике на уровне регионов.