Арест Олега Сорокина стал для нижегородской элиты шоком

И подрыв репутации региона

Пожалуй, то, что случилось на минувшей неделе в Нижнем Новгороде – обыски и арест зампреда Законодательного собрания Олега Сорокина, – стало для всего бизнес-сообщества действительно шоком.

И подрыв репутации региона
Фото: Евгений Алексеев

Если бы акция ограничилась только силовой составляющей, то можно было бы еще размышлять над экономическо-криминальной подоплекой происходящего. Какие–такие опять новые показания дал Мансур Садеков, сознавшийся ранее в коммерческом подкупе? Или, может быть, следствию удалось накопать что-то свежее, или всплыли новые обстоятельства по делу, в котором суд уже поставил точку?

Очевидно, что мероприятия были спланированы и скоординированы, что называется, по всему спектру – с ауди-видеооформлением, телевизионными роликами, интернет-вбросами, троллингом – и после большой предварительной «селекционной» работы в областных архивах органов власти. А также с привлечением аналитиков рынка недвижимости и комментариями апокалипсического порядка. Все это для того, чтобы вызвать наибольший общественный резонанс, желательно федерального уровня, сравнимый, наверное, с эффектом от знаменитого фильма про арендованный вертолет замгубернатора Романа Антонова, на котором он летает на дачу. Лавры этого хита Ютуба, похоже, не дают спокойно спать режиссерам малого жанра по найму.

О чем это говорит? Видимо, о том, что у настоящих организаторов акции нет уверенности в том, что обвинение устоит в суде. Чтобы даже если что-то отвалится, развалится, – осадочек остался.

Поэтому бьют по имиджу и репутации. И, конечно, неслучайно, пока все в шоке, на областном и муниципальном уровне марш-броском были проведены важные необратимые решения – по возвращению градостроительных полномочий от муниципалитета на уровень города и по конкурсу на должность главы Нижнего Новгорода.

Адвокаты Олега Сорокина уже заявили о заведомо недостоверной информации, «утекшей» в СМИ якобы из органов и вброшенных в общественное пространство.

«В частности, сумма наличных денег, обнаруженных при обыске, превышена в десятки раз», – сообщил собеседник, знакомый с ситуацией, порталу «АПН-НН».

Адвокаты извещают, что будут обжалованы и арест Олега Сорокина, и обыски, и сам факт возбуждения уголовного дела.

«В то же время всей стране известно, что Сорокин и его семья ответственно относились к уплате налогов и декларированию доходов и имущества, – напоминает собеседник информагентства. – На протяжении десятилетий они декларировали доходы. Как Олег Сорокин, так и его жена давали согласие на публикацию своих деклараций, и их доходы не раз становились предметом обсуждения в СМИ, в том числе федеральных».

«Правоохранительным органам известны доходы Сорокина и его семьи в течение десятков лет. В том числе были открыто декларированы доходы в текущем году. Для того чтобы получить сведения о доходах и другую подобную информацию, не требовалось проводить обыск, а достаточно было изучить декларации Сорокина и членов его семьи, – подчеркнул собеседник. – Это наталкивает на вывод о том, что, поскольку других аргументов нет, намеренно устраивается ажиотаж вокруг арестованного Олега Сорокина и его семьи».

Обращает на себя внимание, что практически одновременно с обысками в ряде СМИ публикуются комментарии неких «аналитиков рынка недвижимости», которые, не затрудняя себя аргументацией, заявляют, что объекты, «связанные с Сорокиным», его семьей и его бывшими организациями, «обречены», что «деньги будут изъяты», и подталкивают читателей не просто к выводу, что деньги надо немедленно изымать, но фактически к осуществлению соответствующих действий.

«Если такое происходит и эти действия настолько четко совпадают во времени, значит, они спланированы, скоординированы, и значит, это кому-то нужно. Кому именно нужно, пока рано утверждать, но это безусловно будет уточнено», – заявил собеседник АПН-НН.

На непосвященного, доверчивого обывателя такие мощные информационные вбросы, конечно, могут оказать определенное влияние. Но деловые люди отлично видят сфабрикованный антураж всего происходящего, когда фигура Сорокина представлена в виде «всемогущего» закулисного игрока, который ворочает городом, землями, областной властью, судами, правоохранительными органами, причем даже на уровне Москвы!

Но предприниматели хорошо знают, что любое действие на строительном рынке, очень непростом и небыстром для зарабатывания денег, требует огромной кропотливой юридической работы, прохождения сотен согласований как на муниципальном, так и областном уровне. По щелчку пальцев сделать это невозможно, даже из кресла главы города.

На рейдерский захват история тоже не очень похожа. Он обычно происходит стремительно и без лишних шумовых эффектов. Все нынешние действия скорее направлены на деструкцию строительного бизнеса, которая в воображении инициаторов шоу должна увлечь за собой и клиентов, и партнеров, и всю эту отрасль, монополизированную якобы в одних руках. Но если организаторы акции добиваются появления сотен, тысяч обманутых дольщиков, невозвратных кредитов и прочих финансовых «разрушений» в этом секторе, то они просто подрывают экономику региона, а вместе с этим работают против репутации нового главы области. Претензии можно урегулировать другими способами, без наручников.

Что касается фильмов Г. Григорьева и А. Мамонтова, выпущенных на днях, то – не умаляя заслуг этих «творческих» людей – путем нехитрой подборки служебной информации, монтажа и нарезки аналогичных «богатых» сюжетов из-за границы можно было бы произвести не менее красочные киноэпопеи. На спор или на заказ, как это сейчас делается, из альтруистических соображений, буквально на голом энтузиазме. В том числе и про чиновников, которые ранее успешно трудились, а некоторые и сейчас трудятся в областных структурах, в разных сферах, в том числе и строительной.

Апофегей фильма Григорьева, который, видимо, долго не был в нижегородских палестинах, – это «громкий плач» по застройщику Нижневолжской набережной («Трейд-парк»), который, по мысли сценариста, вынужден был уйти с этой площадки из-за Сорокина. Великий и могучий Олег Валентинович, оказывается, «волевым решением» выдавил данного инвестора с набережной, «испугавшись конкуренции» (так в фильме сказано) будущих торговых ларьков со своими торговыми центрами типа «Седьмого неба» и – что там еще «поблизости», за мостом, – «Республика»? Большей нелепицы трудно придумать, когда все активные горожане молились, чтобы инвестор, после того как раскурочил и заморозил свою стройку, уже побыстрее отчалил и не портил вид.

Нижегородские эксперты предложили свои версии причин ареста заместителя председателя Законодательного собрания Нижегородской области Олега Сорокина. Отличаясь в оценках, все они сходятся на том, что случившееся имеет политическую подоплеку.

«Мы в точности не знаем, чья воля стоит за нынешними злоключениями вице-спикера Заксобрания, – заявил профессор НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Сергей Кочеров. – Думаю, что если выбирать между главными действующими лицами, то это скорее полпред Бабич, у которого давно был зуб на Олега Сорокина».

Как отметил Кочеров, Сорокина арестовали, несмотря на то что в последние месяцы он и его единомышленники старательно избегали политической конфронтации.

Социолог Александр Прудник, как и его коллега Кочеров, обращает внимание на тот факт, что напряженности в отношениях городской и областной властей в последние два-три месяца не было, и призывает искать причины ареста Сорокина не в сиюминутной политической конъюнктуре, а в процессах, которые имеют давнюю историю.

«Такие решения принимаются на основе ярко выраженной политической воли, и если общественность хочет найти главных заинтересованных лиц, то надо понимать, что в течение долгого времени пребывания Олега Сорокина в политике сложился круг людей – и достаточно весомых, с которыми у него установились не самые добрые отношения», – заявил Прудник.

Политолог Александр Златов предположил, что силовые действия в отношении Сорокина могут быть вызваны желанием федерального центра «зачистить» политическое поле накануне президентских выборов.

«Я вполне допускаю, что после выборов эта тема будет закрыта», – заметил он.

«Ареста заместителя председателя парламента Нижегородской области Олега Сорокина ожидать было сложно, – считает гуманитарный технолог Константин Барановский. – В принципе, дача взятки – очень сложно доказуемая вещь, грубо говоря, людей на этом с поличным брать надо. Олега Сорокина с поличным никто не брал. Инсайдерской информации нет. Но вменять человеку действия трудно доказуемые, совершенные несколько лет назад, это, с моей точки зрения, немного странно. Я никоим образом не защищаю Сорокина, но есть в этой ситуации определенные лакуны и сложности, которые могут показаться странными. Олег Сорокин достаточно влиятельный в Нижегородской области и в Нижнем Новгороде человек, один из столпов нижегородского политического сообщества. И такой удар образцово-показательный».

«Устранение Сорокина из активной политической жизни связано с тем, что в преддверии президентских выборов происходит некая ревизия региональных элит и ставится задача добиться более высокой дисциплины на региональном уровне, чтобы по максимуму избежать конфликтных ситуаций, – считает профессор Андрей Дахин. – При этом у нас уже накопилась определенная история непростых взаимоотношений города и области. Но поскольку Сорокин является членом этой партии, где в последнее время чрезвычайно сильно ценится единомыслие, на этой почве могут возникать дополнительные мотивы для выравнивания шероховатостей в поведении региональных элит. Поэтому заинтересованную сторону в проведении подобных действий в отношении Олега Сорокина я вижу именно на федеральном, а не на областном или окружном уровне».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №1 от 27 декабря 2017

Заголовок в газете: Это не захват, а разрушение бизнеса

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру