На 13 барельефах из патинированной бронзы оживают лица, жанровые сцены, пейзажи Нижнего Новгорода столетней давности. Вот бурлаки, купцы, босяки, вот Стрелка… Объемные картины так и хочется потрогать, рассмотреть подробно. Работы, вошедшие в серию, показывают совершенно разных людей, объединенных тем, что принято называть нижегородским характером. Критики уже называли эту выставку энциклопедией нижегородской жизни.
– Над этими барельефами я работал в течение года, – рассказывает Сергей Мольков. – Это работа многоэтапная: эскизы, консультации, затем стадия лепки, за осень барельефы отливались, обрабатывались, проходила формовка. В этой серии я хотел передать атмосферу времени писателя Максима Горького, мир его образов, его современников. Но в процессе работы тематика несколько расширилась, и теперь выставка рассказывает о Нижнем Новгороде начала XX века.
На один барельеф уходит примерно 10–20 килограммов бронзы, а времени – около месяца. Может быть, из-за недостатка времени что-то теряется в качестве обработки, в качестве подачи, но сохраняется свежесть впечатлений, живость работ. Я думаю, что участвовать в конкурсе «Перо Жар-Птицы» необходимо, потому что это дает толчок для роста в профессиональном плане. Для меня эта серия работ – некоторый прорыв, потому что таких вещей я никогда не делал. Это был интересный опыт, который я смог получить благодаря выигранному гранту.
– Что премия «Перо Жар-Птицы» дает творческим людям?
– Она дает возможность развиваться, совершенствоваться. Этот конкурс проводится для людей творческих профессий, но мы, в свою очередь, работаем для зрителя. Например, выставку барельефов и выступление актеров в торговом центре «Жар-Птица» увидело огромное количество людей. При этом далеко не все из них пойдут в музей или купят билеты на спектакль. Поэтому я считаю, что премия «Перо Жар-Птицы» делает произведения искусства доступнее для нижегородцев.
– Каким темам посвящены ваши работы?
– Отталкиваясь от Горького, были выбраны близкие ему темы босяков, купцов, интеллигенции, революционных течений. Затем я начал прорабатывать эти темы более детально, изображая людей разных социальных слоев. Эта серия как единый организм, все работы – части одного целого. Они усиливают и дополняют друг друга.
– Как вы думаете, что зритель увидит в ваших работах?
– В первую очередь я хотел бы показать посетителям выставки моих работ, как может выглядеть бронзовый рельеф. Мне хочется, чтобы люди по крайней мере поближе познакомились с этим изысканным, аристократичным, музейным материалом. Уже потом они могут войти в содержание этих работ, в пространство этих рельефов
У меня есть еще идеи в рамках этой серии. Например, можно развить женскую тему, портрет фотографа Максима Дмитриева, от работ которого я отталкивался. Однако я знаю, что уже не вернусь в эту тему, поскольку она очень затратная. Практически весь грант был потрачен на оплату литья.
– Ваши барельефы будут переданы в Нижегородский государственный художественный музей. Насколько это важно для вас?
– Когда работы попадают в коллекции музея – это очень важно. И чем выше статус этого музея, тем лучше. Получается, что мои работы поступают на государственное хранение. Мне всегда этого хотелось.