Постановкой спектакля «Пламя Данко» театр «Вера» осуществит давнюю мечту

Лауреат премии «Перо Жар-Птицы» о судьбе театра, меценатстве и героях нашего времени

20.12.2017 в 11:56, просмотров: 2957

«МК в НН» № 51 уже рассказывал о том, как проходила церемония премии-конкурса «Перо Жар-Птицы», как на сцене торгового центра выступили девять нижегородских театров, как победа досталась детскому театру «Вера». За скобками осталась та неподдельная радость, которую просто излучала художественный руководитель, основатель театра Вера Горшкова. Такой счастливой Веру Александровну я не видела давно.

Постановкой спектакля «Пламя Данко» театр «Вера» осуществит давнюю мечту
Фото: Роман Бородин

Мы встретились и побеседовали о том, как проходил конкурс, о судьбе театра «Вера» и о спектакле, который будет поставлен на 500 тысяч рублей, полученных от девелопера «Столица Нижний» за победу в конкурсе «Жар-Птица».

– Вера Александровна, конкурс-премия «Жар-Птица» проводится уже три года. В нынешнем году он был посвящен театральному искусству. Как вы решились поучаствовать в нем?

– Мы знали, что есть премия, но мне и в голову не приходило, что она может относиться к театрам. Я думала о чем угодно: о живописи и скульптуре, народном, музыкальном творчестве, но не представляла, что театр тоже может быть в этой истории. Поэтому я сперва не очень поверила в предложение об участии театра в конкурсе. Все думала: «Как же организаторы будут это все разворачивать? Экспертный совет как будет работать?» Ведь за 10 минут трудно понять специфику театра. Мне стало любопытно поучаствовать. Оказалось, действительно очень интересно. И все счастливы, что мы выиграли.

– Как часто такие фестивали бывают и нужны ли они?

– Фестивали, несомненно, нужны. Таких конкурсов никогда не было. Обычно театры собираются в концертных форматах, когда участвуют в мероприятии, приуроченном к какой-либо дате. Но это не имеет отношения к конкурсу. Есть фестиваль «Премьера сезона» – когда мы показываем свои новые спектакли, приезжает сформированное жюри и которое потом на конференции высказывает свое мнение и присуждает дипломы за лучшую роль, лучший спектакль. Недавно прошел Горьковский фестиваль.

А конкурса, который дал бы возможность не просто выступить, а получить возможность дальнейшего развития, новой постановки, у нас в городе не припомню. То, что крупный бизнес – в данном случае «Столица Нижний» – помогает театрам, это прекрасно.

Театр – дорогое удовольствие. У крупных государственных театров есть попечительские советы, помощь и поддержка. У театров поменьше ничего этого нет. И остается только меценатство. Например, такой конкурс с безупречной организацией, как «Перо Жар-Птицы».

– Вера Александровна, вы надеялись на победу?

– Мы всегда ждем чудесного, но часто не знаем, когда оно придет, это чудесное. Здесь я себе сказала, что мы ждать ничего не будем, мы просто участвуем в этой истории. Это очень красиво, конкурс «Перо Жар-Птицы», это девять театров, мы все вместе. И ребят своих я настроила сразу: «Давайте уговоримся, что мы заявляем себя на этой площадке, знакомимся с тем, что происходит, узнаем новый проект, участвуем в нем и радуемся за того, кто получит «Перо Жар-Птицы».

Отрывок из исторического карнавала «Минин», который мы представляли, подразумевал, что зрители будут не только стоять и смотреть, но и видеть спектакль, проходя мимо, и оставаться смотреть, заинтересовавшись.

Справка МК

Театр поддержали администрация Нижнего Новгорода, депутаты городской Думы и Законодательного собрания области. Реконструкция здания проводится в рамках муниципальной программы «Развитие культуры Нижнего Новгорода на 2017–2019 годы». В соответствии с условиями муниципального контракта строительно-монтажные работы должны быть завершены к 1 марта 2018 года. Изменится и внешний вид здания, и внутренняя планировка. Зрительный зал расширится, появятся помещения для детской студии, хранения декораций и костюмов, удобное фойе. Общая стоимость работ и оборудования – 255,6 млн рублей.

– У «Веры» уже несколько лет нет собственного здания. Начавшаяся в 2013 году реконструкция затянулась надолго...

– Да, наконец здание театра начали ремонтировать. Сегодня я абсолютно уверена, что театр к нам вернется, а мы вернемся в наш дом. Потому что есть люди, которые много говорят о значимости театра и о важности духовного воспитания детей, а есть люди, которые просто делают. До этого я приходила в наше разрушающееся здание зимой, весной, осенью и снова зимой. Прислонялась к стенам. На меня капала сверху вода, а я думала, что это жалуется наш живой дом, что ему холодно. Сказки всегда жили в здании нашего театра, и они никуда не ушли. Они живут здесь, как синяя птица в волшебном лесу.

– Все эти годы вы выступали на разных площадках, но вы называете этот опыт «Пера Жар-Птицы». Почему?

– В театре между актером и зрителем закрытая стена: я для тебя, но ты не для меня. Ты играешь, а люди пришли на тебя смотреть. Здесь по-другому. Я должна с тобой интерактивно общаться. Если зрителю станет скучно, он уйдет. Я понимала, что наш «Минин» как раз на месте – он площадной, ему эти лица очень помогли. Торговый центр все-таки имеет крышу, а выступления на площади – это погода, это небо, облака и дождь. И это все ложится на театральную культуру.

– В ходе представления вы на фризах сделали и облака, и пламя, и кремль Нижегородский.

– Он у нас такой и идет. Очень сложно в «Минине» было сделать костюмы, грим, сложные декорации. В какой-то момент мне это показалось неправдой. «Мы рядимся, – говорила я ребятам. – Ну, наклею я на молодые лица бороды, надену парики. А мы не про это. Мы про то, что мы имели право в конце задать вопрос: “Ребятишки, люди, а так ли мы Россию любим? Мог бы ты лично поступить так, как Минин?”» Ведь найти-то нужно поступок.

– Спектакль, который вы намерены поставить на средства гранта, – «Пламя Данко» – он ведь тоже об этом.

– «Данко» – давняя мечта. Все как-то не складывалось. И вот – такое стечение обстоятельств. И театр наш должен открыться, и грант «Перо Жар-Птицы» мы получили. Премьера откроет новый сезон.

– При постановке спектакля учтете, что в будущем году на церемонии «Пера Жар-Птицы» «Вера» покажет отрывок из него как итоговый отчет?

– Да, конечно. Это очень хорошая идея, она не дает успокоения, она заставляет думать в другом режиме. Нужно будет ориентироваться на выигрышные моменты, делать так, чтобы было интересно.

Элада НАГОРНАЯ, основатель премии «Перо Жар-Птицы»:

– Каждый год «Столица Нижний» поддерживает одно из направлений искусства. Мы считаем, что театры на сегодняшний день тоже нуждаются в нашей поддержке, и мы счастливы, что смогли реализовать этот проект. Я считаю, что девять театральных коллективов прекрасно выступили на сцене торгово-развлекательного центра «Жар-Птица», поддержать их пришли очень много нижегородцев. У нас за плечами уже три года вручения премии, и я уверена, что в 2018-м мы увидим воплощенным на сцене проект, который стал победителем в этом году.

Социальная миссия нашей компании – помогать талантливым людям проявлять себя и поддерживать разнообразные культурные проекты. Это и легло в основу учрежденной премии «Перо Жар-Птицы».

Наталья СУХАНОВА, директор департамента культуры Нижнего Новгорода:

– Получается уникальный симбиоз, когда торговый центр становится таким домом, объединяющим культурное пространство, разные темы, выставки, интерактивные и концертные площадки, постановки театров. Когда крупный бизнес берет на себя социальную ответственность, это очень важно. Наша миссия все же состоит в том, чтобы достучаться до молодежи. В нужном формате интегрировать то, что нравится молодежи, с тем, что важно, ведь то, что было создано 100 лет назад, актуально и сейчас.

Мы в следующем году соберемся и посмотрим новый спектакль и поставим итоговую оценку.

Татьяна ЦЫГАНКОВА, заслуженный деятель искусств РФ:

– Грант, который выдает «Столица Нижний», – это начинание, которое нужно поощрить нам всем. Россия всегда была сильна меценатством, спасибо этой замечательной организации.

Я должна сказать большое спасибо и зрителю, который в таких трудных для театральных коллективов условиях посмотрел и выслушал все представленные театры. Нижний Новгород испытывает какой-то подъем. Посмотрите, сколько сейчас рождается театров, сколько молодых людей, которые, отдавая все свои силы, работают в искусстве. Это прекрасно!



Партнеры