Простой автобусов-«гармошек» обходится Нижнему Новгороду дорого

Специалисты выясняют причины поломок двигателей

7 декабря 2017 в 09:54, просмотров: 2170

Жители Нижнего Новгорода уже очень редко видят знаменитые автобусы-«гармошки» на маршрутах. Большинство из 30 закупленных в 2014 году двухсекционных ЛИаЗов поставлены в МП «Нижегородпассажиравтотранс» на прикол, ждут ремонта и главное – диагностики причин поломок.

Простой автобусов-«гармошек» обходится Нижнему Новгороду дорого
Фото: Андрей Абрамов

Обновили…

Между тем договор лизинга с банковской структурой на этот транспорт заключен на срок до 2021 года, его цена составила 624 млн рублей, сообщалось ранее самим банком. То есть в год городской бюджет должен платить за транспорт, пусть даже неработающий, свыше ста миллионов рублей.

Напомним, 30 новых автобусов-«гармошек» ЛиАЗ-621322 особо большого класса повышенной комфортности и вместимости торжественно запускали в приволжской столице еще при сити-менеджере Олеге Кондрашове, три года назад. Как первый шаг по обновлению муниципального автобусного парка. Город очень гордился, что автотранспорт «сочлененного типа» соответствует требованиям экологичности: двигатель стандарта «Евро-5», при этом пассажировместимость не менее 146 человек, низкопольный кузов, оснащены оборудованием для перевозки инвалидов-колясочников, кондиционером, имеют все необходимое для безопасной и комфортной поездки в городских условиях.

Планировалось, что новый социальный транспорт выйдет на четыре наиболее востребованных нижегородцами маршрутах: № 1 площадь Минина и Пожарского – Щербинки-2, № 68 Космическая улица – площадь Свободы, № 48 улица Долгополова – м/р-н Сортировочный и № 85 м/р-н Соцгород-2 – м/р-н Верхние Печеры.

Не потянули?

Но независимые специалисты сразу предупреждали, что нужно продумывать маршруты эксплуатации гармошек. В городе с крутыми склонами и подъемами, без выделенных полос их нужно пускать по прямой, без разворотов.

По словам представителей НПАТ, департамента транспорта Нижнего Новгорода, после окончания гарантии и даже еще в 2016 году в парке начали фиксировать разного рода поломки «гармошек», в основном двигателей. А в 2017 году новая техника начала массово выходить из строя.

Как говорил руководитель муниципального перевозчика Дмитрий Цыганков, мощности этой марки двигателей (почти как у легкового внедорожника!) не хватает, чтобы тянуть около десяти тонн груза.

Хотя, по его словам, обслуживание двигателей проводил официальный дилер и сертифицированный партнер МАНа ( ООО «МАНТехно». – Ред.) и пробег машин составлял всего более 100 тыс. км.

Запоздало, но все же вопрос о простое «гармошек» осенью 2017 года начал обсуждаться и в администрации города, и даже на гордуме.

«Конечно, я возмущена всеми этими обстоятельствами, – говорила глава города Елизавета Солонченко, когда тема всплыла и дошла до депутатов и до руководства. – Город платит огромные деньги, и в то же время автобусы стоят на приколе, и почему-то никаких действий не предпринимается! Будем выяснять, в чем причина, и тщательней подходить к проверке техники. Конкурс на ремонт уже объявлен».

Как утверждали ответственные лица, проблема с двухсекционными автобусами возникла и в Москве, в том числе из-за поломок двигателей автобусов.

В «Группе ГАЗ» быстро отреагировали на появившиеся в публичном пространстве новости.

«Ликинский автобусный завод выясняет причины невыходов на линию автобусов ЛиАЗ-6213, поставленных в Нижний Новгород в 2014 году, – сообщили нам в пресс-службе “Группы ГАЗ”. – Конструктивных недостатков, которые могли бы привести к поломке, в автобусах нет. Ликинский автобусный завод провел переговоры с производителем двигателей MAN с целью аудита состояния и истории эксплуатации моторов, в ближайшее время специалисты MAN проведут выездную проверку в МП “Нижегородпассажиравтотранс”. На данный момент предварительно установлено, что из-за применения некачественного моторного масла (или его отсутствия) и других нарушений регламента сервисного обслуживания в двигателях были повреждены вкладыши коленчатого вала, что привело к выходу техники из строя».

Производитель не обслуживал

Производитель также считает, что выход двигателей из строя не связан с их мощностью. «Мощности в 290 лошадиных сил достаточно для эксплуатации в условиях высоких городских нагрузок. Это подтверждено статистикой эксплуатации автобусов в различных регионах России: за последние пять лет поставлено 611 автобусов ЛиАЗ-6213 в различные регионы РФ, в том числе в регионы с рельефной местностью. Ресурс данных автобусов составляет 1 млн км и 12 лет срока службы, – говорят в “Группе ГАЗ” и уточняют: – Автобусы с двигателями MAN работают без сбоев при условии соблюдения всех норм эксплуатации выполнения всех необходимых работ по регламентному обслуживанию (это обязательные мероприятия по проверке основных систем, заливке технических жидкостей и другие работы, которые должны проводиться перед выходом автобуса на линии). Любые нарушения регламента обслуживания техники, как и применение некачественных расходных материалов, могут привести к сбоям в ее работе. В Москве, где в том числе эксплуатируются автобусы с аналогичными двигателями, в целом обеспечивается максимальный высокий коэффициент выхода автобусов на линию – 0,98. Данный автобус в полной мере отвечает условиям эксплуатации и в Нижнем Новгороде».

Представители производителя предполагают, что техническое обслуживание автобусов осуществлялось собственными силами Нижегородпассажиравтотранса. «Производитель не привлекался для сервисного обслуживания машин», – говорится в сообщении.

И это очень объяснимо – дорого машины гонять, да и насколько оправдано, если самим можно научиться правильно обслуживать технику.

Тем не менее руководитель НПАТ Дмитрий Цыганков утверждает, что еще в 2014 году было заключено соглашение на обслуживание со специализированной компанией – МАН (ООО “МАНТехно”. – Ред.), по крайней мере на гарантийный срок.

Однако официальными данными, насколько регулярно бывали «гармошки» в этом центре, «МК в НН» не располагает. (ООО «МАНТехно» – официальный дилер и сервисный партнер компании ООО «МАН Трак энд Бас РУС», то есть имеет полное право гарантийного и послегарантийного обслуживания техники марок MAN.)

Мы также поинтересовались у Дмитрия Цыганкова, почему проблема не решалась раньше:

– Ведь город, бюджет платит огромные лизинговые платежи! А социальных автобусов катастрофически не хватает.

– Вы же знаете, какой 2017 год был финансово трудным для МП «Нижегородпассажиравтотранс». Мы даже конкурс провести не могли, у нас арестовывали счета, – пояснил Цыганков. – Вот сейчас аукцион на диагностику двигателей прошел. Будем ждать результатов. Ремонт автобусов исполнитель должен провести на территории Нижнего Новгорода. Срок выполнения работ – 11 календарных месяцев с даты заключения договора.

– Но есть «подозрения» в использовании некачественного масла и недостаточном техобслуживании. (При ремонте и обслуживании двигателя необходимо использовать масло моторное согласно спецификации MAN и охлаждающую жидкость в соответствии со спецификацией MAN.)

– Масло ЛиАЗам одинаковое заливали, однако почему-то из строя вышли только «гармошки». Мы выясняли в Москве в Мосгортрансе, куда тоже поставлялись такие автобусы, там тоже проблемы.

На минувшей неделе стало известно, кто займется изучением двигателей MAN (модель D0836LОH64) у «гармошек». Комиссия подвела итоги конкурса, он признан несостоявшимся, заявился только один участник – ООО «ТРАК-Центр Казань», сертифицированная компания крупной федеральной сети, в том числе сервисного обслуживания (есть СТО в Нижнем Новгороде). С ней и планируется заключить договор. Начальная цена контракта составила 3 млн рублей, но если будут выявлены серьезные поломки, ремонт может обойтись дороже. Диагностике подвергнутся все 30 автобусов 2014 года выпуска.

Кроме того, причины выхода из строя ЛиАЗ-621322 выясняют представители завода-производителя, и, как сообщили в «Группе ГАЗ», окончательных результатов еще нет.

Однако вопрос о дальнейшей эксплуатации сочлененных ЛиАЗов в Нижнем Новгороде с повестки дня не снят. Насколько эта модель вообще подходит для перевозок пассажиров в непростых условиях Нижнего Новгорода?



Партнеры