Нижний Новгород не сможет выжить при нынешнем уровне доходов

Зря мы смеемся над простоватыми тренерами, вся тактика которых сводится к формуле «бей-беги». Потому что при наших-то весьма ограниченных возможностях надо принимать простые и линейные решения.

Нижний Новгород не сможет выжить при нынешнем уровне доходов
Иван Юдинцев, политолог

Красные и синие фишки по магнитной доске можно двигать, когда в составе команды полтора десятка звезд. Вот тогда приходится думать и гадать, какое решение лучше. А мы обычно выбираем наименьшее из двух зол.

И я сейчас не про футбол, а про местное самоуправление. Этой осенью оно вдруг стало главной политической темой в регионе. Во всех СМИ и на всех сайтах только и обсуждают, одноглавая или двуглавая система нужна Нижнему Новгороду и в какую сторону пойти – к прямым выборам мэра или, наоборот, к назначению мэра по конкурсу. Тема, конечно, важная, но несколько несвоевременная. Как заметил Штирлиц в анекдоте, не сезон.

Осенью надо не структуру МСУ менять, а бюджет формировать. И этот вопрос повестки будет поважнее числа голов власти. Потому что именно от качества муниципального бюджета зависит каждодневная жизнь миллиона с лишним горожан. Это из бюджета берутся деньги на уборку снега и льда, дотируется школьное питание. И своевременный ремонт теплотрасс и школ – тоже бюджетный вопрос. И работа муниципального транспорта, долги которого приходится покрывать из городской казны.

Социологи, надо отдать им должное, в каждом исследовании спрашивают горожан, какие проблемы их волнуют и чем в первую очередь должны заниматься и губернатор, и мэр, и вообще все власти. Горожане каждый раз отвечают, что не хотят роста тарифов, а хотят, чтобы автобус вовремя приходил и батарея была горячая. Но политологи и журналисты почему-то скучнеют, когда им показывают слайды с итогами этих опросов. И оживляются, когда дело доходит до рейтингов партий и политиков, на худой конец – до одноглавости-двуглавости.

Вот повеяло модой на анонимные телеграм-каналы. И сколько же, скажите, у нас таких каналов, мусолящих слухи о чиновничьих рокировках? А теперь давайте посчитаем, сколько анонимных героев рубят в «Телеграме» правду-матку о том, как городские финансисты латают тришкин кафтан под названием «бюджет Нижнего Новгорода». Получается, что ни одного.

Мне говорят, что мол, покуда не сделан выбор формы МСУ, не будет эффективного решения вопросов, к компетенции этого самого МСУ относящихся. Что именно по отношению к идее одноглавого МСУ сейчас и определяется, кто с кем. И ссылаются аж на европейскую Хартию местного самоуправления.

А я вот сколько раз читаю эту Хартию, столько упираюсь в девятую статью, в которой написано про деньги, и написано так конкретно и так категорично, что хоть сейчас иди и выполняй. Говорится там, что органы МСУ должны получать достаточные собственные финансовые средства, которыми они могут свободно распоряжаться при выполнении своих функций. И что эти средства должны быть соразмерны тем полномочиям, которые возложены на местное самоуправление конституцией и законами.

Именно с этого и начинается местное самоуправление – с денег, которыми гордума и горадминистрация распоряжаются в рамках своих полномочий. А потому спорить надо не о том, сколько голов у города, а сколько процентов налога на доходы физических лиц зачисляется в городской бюджет. Особенно активно надо спорить об этом осенью, по ходу бюджетного процесса. И неплохо бы поднять городскую квоту чуть выше плинтуса.

Главное условие нормального хода этого процесса – понятность и предсказуемость. Потому что деньги любят тишину, в том числе и политическую.

Можно, конечно, порадоваться, что область выделяет городу столько-то денег на такие-то цели и что новый начальник махнул рукавом и вылетели оттуда 40 млн рублей на уборку снега. Но тогда уж точно лучше молчать про европейскую Хартию, в которой три раза подчеркнуто: выделяемые деньги не должны предназначаться на финансирование конкретных проектов, чтобы не связывать руки местному самоуправлению. Просто дайте городам и районам деньги (ими же заработанные), а избранные жителями этих городов и районов органы МСУ сами распорядятся средствами, направив их на то, на что нужно.

И не надо городу заячий тулупчик с барского плеча. Надо поднять квоту зачисления НДФЛ чуть выше плинтуса – минимального уровня, установленного федеральным законом. И хотя бы половину доходов от системы «Умный город» (а это главным образом штрафы, которые платят автомобилисты, нарушившие правила под объективом камеры) надо бы городу отдать.

Если же город так и оставить без средств к существованию, то печальный итог будет одинаков хоть с двумя головами, хоть с одной. И тут уж какое из двух зол ни выбирай, лучше не станет.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 15 ноября 2017

Заголовок в газете: Выбор из двух зол

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру