Фестиваль «Школа современного театра» проходит в Нижнем Новгороде

Много лет назад Дом творчества Союза театральных деятелей России в Щелыкове раз в год на неделю становился площадкой для проведения фестиваля «Школа современного театра». Сюда съезжались актеры и режиссеры со всех концов России и привозили свои самостоятельные работы.

Фестиваль «Школа современного театра» проходит в Нижнем Новгороде
Фото: Анна Бугрова

«Выставки, мастер-классы, интересные встречи, ночные посиделки, обсуждения, споры, планы и два обязательных спектакля в день – какие же мы были счастливые. Это было так здорово!» – ностальгически вспоминает Вера Александровна Горшкова, художественный руководитель детского театра «Вера», член жюри фестиваля. А потом проект ушел и вернулся только в 2014 году, но уже в новом качестве: появились стипендии, вкладывались деньги.

В общем, понятно, что история фестиваля богата, разнообразна и уходит корнями практически в былинный эпос. Он существовал в самых разных формах, уходил, возвращался, в разное время имел статус и областного, и российского, и даже международного мероприятия и сейчас в очередной раз возрождается из пепла как мифический феникс.

Организаторы настаивают, что это не просто фестиваль, а фестиваль-лаборатория и, следовательно, нет смысла ждать от него атмосферы праздника, тут вам не Рио-де-Жанейро. Атмосфера во время проведения мероприятия планируется рабочей, но рабочей в лучшем смысле этого слова. Это эксперимент и свобода творчества, а там, где эксперимент и свобода творчества, всегда есть анализ и оценка, обмен опытом, информацией и творческой энергией. Это очень важно, считает председатель Нижегородского отделения СТД РФ Сергей Кабайло.

Также для этого фестиваля важно высказывание, но не просто какое-то там высказывание, а высказывание профессионала от театра. Дело в том, что каждому человеку присуще что-то инициировать и нести за это ответственность, а в государственном репертуарном театре это сделать достаточно сложно, поскольку весь творческий процесс в основном подчинен воле руководителя, так устроен театр. Здесь же профессионалы получают возможность проявить свою творческую энергию, выплеснуть невыплеснутый потенциал, высказать свои претензии к жизни и к творчеству, и этот фестиваль не просто дает им такую возможность, а даже некоторым образом стимулирует их на эти проявления.

Что касается стимуляции материальной, то Союз театральных деятелей благодаря поддержке Министерства культуры России выделяет стипендии, которые перераспределяются между молодыми артистами и начинающими режиссерами, в том числе и для нижегородского отделения. Стипендиатам в первую очередь и дается возможность на эти пусть небольшие деньги поставить спектакль, создать проект, который войдет в программу фестиваля.

Министерство культуры, в свою очередь, выделяет на фестиваль определенную сумму, которую организаторы пока не хотят оглашать. По итогам фестиваля жюри решит, что с этими деньгами делать, как их распределить, это может быть одна премия, или три, или даже пять. Все будет зависеть от того, насколько каждый конкретный спектакль станет событием – это критерий режиссерской работы. Премия за актерское мастерство называется «Открытие» и оценивается именно с такой точки зрения. И событий, и открытий может быть как несколько, так и ни одного. Все узнаем 20 ноября на итоговой конференции после завершения фестивальной программы.

Но и это еще не конец: по результатам работы жюри и по итогам фестивальной программы планируется создание репертуарной афиши Дома актера, в которую войдут лучшие спектакли фестивальной программы. Ведь есть прекрасная площадка, уже год существует проект «Открытая сцена», это значит, что сцена открыта для всех профессионалов и для любого проявления сценического искусства.

«Пожалуйста, приходите, экспериментируйте, – говорит Сергей Кабайло, – а наша задача – попытаться сделать из этого яркий театральный проект, на который будут приходить зрители, и в первую очередь я надеюсь на молодежь, это важно»

Надо сказать, что во время предыдущих фестивалей залы всегда были полными и молодежь на спектакли шла.

«Была афиша, была информация, те, кто делал спектакль, притягивали своих людей, они – своих, и зал заполнялся, – рассказывает Вера Александровна. – Но приходится признать, что сегодня все сложнее и сложнее со зрителем, и той информации, которую мы даем, не всегда хватает, чтобы заполнить зал».

«Работа со зрителем сейчас – это большая проблема, – подтверждает ее слова Сергей Кабайло. – Какие-то способы работают в Нижнем Новгороде, но не работают, скажем, во Владимире и наоборот. Я уже не говорю о том, как продвигается молодежный современный театр в Москве или за Уралом, где это происходит гораздо проще, чем у нас, потому что нижегородскому зрителю ничего не стоит сесть в “Ласточку” и посмотреть московские спектакли. Да, нам здесь нелегко, но я с оптимизмом смотрю в театральное будущее нашего города».

Если говорить о перспективах, то фестиваль сейчас в процессе возрождения и в следующем году, как надеются организаторы, примет более глобальные масштабы. На те премии, которые получат участники по итогам фестиваля, и те стипендии, которые они получат от Союза театральных деятелей, будут поставлены новые спектакли, осуществлены новые проекты, и осенью 2018 года мы увидим еще более масштабное и интересное событие. По крайней мере организаторы пообещали приложить к этому все усилия.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 15 ноября 2017

Заголовок в газете: Театральная лаборатория на открытой сцене

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру