Видения архитекторов: какой может быть нижегородская Стрелка

Катание воздушных шаров, купание красных коней

И снова о судьбе территории Стрелки, уже частично зачищенной после сноса двух железобетонных пакгаузов из четырех (два корпуса – с металлическими ажурными конструкциями – остались). На минувшей неделе в холодном Доме архитектора за круглым столом встретились неравнодушные этому месту, пока еще свободному для фантазий и видений, архитекторы, социологи, культурологи, экономисты.

Катание воздушных шаров, купание красных коней
Проект торгово-делового комплекса на Стрелке в Нижнем Новгороде Фото: ПТАМ Виссарионова

Ажиотаж вокруг пакгаузов спал. В сентябре в Нижнем Новгороде прошел фестиваль «Экоберег» (за счет областного бюджета), во время которого подвели итоги международного конкурса, организованного Союзом архитекторов РФ, на концепцию нижегородской Стрелки – «градостроительное осмысление важного городского общественного пространства». На конкурс было прислано 56 работ из шести стран, 20 проектов – от нижегородских архитекторов.

– Победитель и лауреаты известны, но судьба самой Стрелки – нет, – говорит архитектурный критик Марина Игнатушко.

Поэтому нижегородцы начали по новому кругу осмысливать пространство, градостроительные задачи и важность самой Стрелки. И, кажется, архитекторы и культурологи готовы обсуждать «коды и смыслы» бесконечно. А территория пусть отдыхает, вызревает хорошее вино… Как будто у этой земли нет хозяина. Но, как заметил один из «ответственных лиц», если это будет продолжаться очень долго, то площадку очень быстро «освоят» другие люди, под другие «проекты». Не под шаурму, конечно, но кто знает, какие экстремальные квесты там могут появиться?

«Священная корова»

Модератором встречи был главный редактор archispeech Александр Змеул, который призвал осветить результаты конкурса, впечатления от работ, как они повлияют на развитие Стрелки, в чем уникальность этого места и как его видят простые нижегородцы.

– Конкурс замечательный, мы получили большой резонанс, привлечение внимания к Нижнему Новгороду, – уверен архитектор Александр Дехтяр. – Это шло в связи со Стрелкой, стадионом, пакгаузами. Хотя скорее это был не конкурс, а фестиваль, потому что не вполне понятны были вводные данные и критерии оценки. Часть работ конкурсанты связали со строительством. Часть работ была почти концептуальна, часть выглядит как плакаты, разброс большой – от прикладного до концептуального. Что дальше? Я все-таки практикующий архитектор. Не было много работ, готовых для воплощения, это, видимо, уже следующий этап. На мой взгляд, можно говорить об освоении полосы между стадионом и храмом – для работы, развития в инвестиционном плане. По собственно Стрелке – от собора до реки и пакгаузов – я не увидел предложения, которое можно было бы использовать. Это значит, что впереди длинный путь осмысления. Я в свое время предостерегал от сноса железобетонных пакгаузов, сейчас хочу предупредить от скоропалительной застройки. Надо дать вылежаться этой территории. Потому что затратно, непонятна концепция, она должна быть поставлена на серьезную базу. И вряд ли нужно сразу извлекать инвестиционную пользу из этого места. Хотя население настроено потребительски и в общем понятно, что оно скажет.

Я бы эту территорию почистил, чтобы всякие мероприятия там не проходили в антисанитарных условиях, и дал ей развиваться некоторое время самостоятельно, – добавил Дехтяр. – Фестивали, массовые акции без капитальных строений. Через какое-то время эта территория созреет, и общественность созреет для понимания, что же все-таки там должно быть. В медленном режиме.

– Я бы поддержала идею о неторопливости в отношении этой территории, – солидарна Галина Филимонова, журналист и культуртрегер. – Надо поизучать источники, что там скрывается под землей, в культурном слое, что это вообще за место (здесь, кстати, было озеро, которое высохло), подумать о смысле реки. По большому счету река – это нечто безразличное к тому, что у нас здесь происходит. А у нас здесь две реки сливаются. А победить безразличие может только архитектура, и, безусловно, это место нуждается в архитектурном осмыслении.

Несколько по-другому смотрит на ситуацию практичный архитектор Арсений Чакрыгин, один из организаторов конкурса и фестиваля.

– С градостроительной точки зрения архитекторы дали ответ о концепции Стрелки. У нас есть генплан, есть правила землепользования и застройки со всеми функциональными заданиями, и, в общем, понятно, что и как можно строить, – говорит он. – Других вариантов нет. По поводу неторопливости: а почему нужно тянуть? Нужно определять план действий, программу. Можно конечно рассуждать о смыслах и кодах, но лучше работать, форсировать действия.

– Конкурс как разведка боем, – считает архитектор Василий Бандаков. – Город, в котором рентабельным является только жилье и торговые центры, должен подождать, посмотреть, неторопливо накапливать смыслы – это правильно. Парка, подобного московскому «Зарядью», который стоил столичному бюджету 14 миллиардов, Нижний Новгород вряд ли в ближайшее время потянет. Поэтому мне все больше нравится тот конкурсный проект, где в нынешней Стрелке ничего не изменено. Оставлено все как есть, но присутствует один новый элемент – аттракцион с красным воздушным шаром. Вот его и взять пока за основу.

Красной нитью через круглый стол звучала идея: давайте придумаем, чего мы, архитекторы, хотим от этого места, давайте спросим у горожан общественности, что они хотят?

– Предлагаю сделать Стрелку экспериментальной площадкой для социального проектирования, – высказалась Зоя Рюрикова. – Это мировой тренд.

Провинция – не место, а состояние

Неординарная Анна Гор высказалась, как всегда, с неожиданной позиции.

– Вся наша история со Стрелкой – не про место, а про состояние. Мы – глубокая провинция в том смысле, что в поисках приоритетов – что и зачем? – мы все время сваливаемся на «что». Когда нужно думать – зачем? Что мы видим и зачем? Снесли железобетонные пакгаузы, разрушили гармонию. Нас все это поставило перед необходимостью серьезной градостроительной дискуссии. Поэтому хотелось бы, чтобы все горожане осмыслили предназначение Стрелки, коды и смыслы.

– Некоторые работы ясно показывают, чего на Стрелке делать не надо, – говорит Александр Худин. – Сакральное место пока свободно. Понравились работы, где больше всего внимания было уделено буферной зоне между стадионом и собором, чтобы снивелировать доминирование стадиона. Что дальше предпринимать? Это, мне кажется, предмет дальнейших совещаний, собраний, круглых столов, прежде всего с экономической или инвестиционной точки зрения. Из личных ассоциаций. Я был на Дальнем Востоке и там, двигаясь по тонкому длинному, уходящему в океан мысу, я вдруг понял, что передо мной только вода, океан и больше ничего. Примерно что-то подобное может быть сделано на слиянии двух рек.

Центр силы, альтернативный кремлю

Сергей Туманин тоже согласен насчет «неспешности решений».

– Конкурс не дал однозначных результатов, вроде бы ожидаешь консолидации сил, а получается раздрай. Осадочек остался, – отмечает архитектор. – Хочется, чтобы конкурс организовывали для консолидации власти, общества, архитекторов. А сейчас невнятные результаты. Надо все-таки смотреть на мировой опыт. К сожалению, надо согласиться: мы не хозяева, мы смотрители. Зачем сломали пакгаузы – ради парковки, заброшенного пустыря? Все время хотим что-порушить из истории. Вместо того чтобы приспособить и реновировать». (Хочется также, чтобы архитекторы возвышали свой голос и в защиту других обрушающихся памятников. – Ред.)

Другие участники встречи тоже предупреждали, правда, непонятно кого, от желания быстренько «упаковать» эту территорию под застройку. Как будто знали какой-то секретный план.

В дискуссию вступил и Сергей Попов, главный архитектор области:

– Конкурс надо рассматривать как предпроектные работы, а не для дальнейшей актуализации. Некоторое прикладное значение он имеет. Но не надо думать, что стадион построили, и все – он будет довлеть над всем! Естественно, подразумевалось, что будет буферная зона и стадион будет на фоне городской застройки, поэтому надо подходить к территории не с точки зрения нынешнего дня, а с позиции, как она будет развиваться.

По развитию этой зоны существуют некие ограничения – по застройке, по высотности, охранная зона собора Александра Невского. Потому что когда в Москве рассматривали изменение охранной зоны в связи со строительством стадиона, то перестраховались и сказали, что хорошо, здесь мы вам повысим (этажность), но зато в другом месте не разрешим строить. Поэтому, наверное надо возвращаться и корректировать. В то же время конкурс дал эффект привлечения внимания, о Нижнем Новгороде заговорили, интерес начали проявлять инвесторы. Пока ни о чем конкретном речь не идет, но заявки начали поступать, пишут, предлагают встретиться, обсудить, что мы можем там сделать. Функция этого места понятна – общественно-культурный спортивный центр. И последнее, по жизни скажу – если оставить «в покое» эту площадку, не будем там ничего делать, ни проектных работ, ни планирования, то она очень быстро окажется в чьих-то руках.

– Судя по растерянности архитектурного сообщества, довлеют две крайности: на Стрелке будет нечто ужасное или нечто прекрасное, – отмечает Руслан Филатов, член Общественной палаты Нижнего Новгорода. – Ужасное – это, наверное, если будет принято некое волевое (видимо, подразумевается, властное. – Ред.) решение, что там должно быть. А прекрасное – если будет общественно-техническое задание, включающее все ценности, которые желают люди видеть на Стрелке. Международный конкурс – вот что может спасти ситуацию. Место социально значимое, знаковое.

– У меня ощущение, что все подразумевают, что там может быть построен некий жилой микрорайончик, – недоумевал известный во всех нижегородских культурных кругах Олег Шакирский. – О чем вы? Нам открылся прекрасный вид, потрясающее место. У Нижнего Новгорода появилось прекрасная площадка для объединения города вокруг Стрелки, это центр силы, альтернативный кремлю. Конечно, нужно думать, какие идеи должны быть здесь заложены и это не нижегородский уровень! Потому что как только мы хотим что-то сделать хорошее – у нас получается по-нижегородски. Это должны быть прорывные идеи, а не нижегородские, чтобы и рыбку съесть, и ни на что не сесть. Надо найти что-то необычное. Чтобы Нижний Новгород был занесен на карту мира.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру