VI «Битва интерпретаций» прошла в нижегородском Арсенале

Как начать говорить о современном искусстве

24 октября в Арсенале состоялась шестая «Битва интерпретаций». Предметом обсуждения стал один из арт-объектов выставки «new olds. Классика и инновации в дизайне» – «Симулянт» (платяной шкаф).

Как начать говорить о современном искусстве
Фото: Алексей Шевцов

«Так почему все-таки битва?» – недоуменно спросила я главного специалиста научно-просветительского отдела Арсенала Алексея Старкова. Мне действительно хотелось понять, откуда такое героическое название у довольно унылого мероприятия, во время которого выходящие к условной доске люди отвечают на вопросы, напечатанные в предусмотрительно розданных им листочках. Алексей посмотрел на меня растерянно. «Ну, это скорее про здоровый азарт», – наконец нашелся он и воодушевленно начал объяснять, для чего все это было задумано.

Идея, позаимствованная у Пермского музея современного искусства, действительно интересная. «Битва интерпретаций» – это игра, которая должна помочь людям начать говорить о современном искусстве. Ведь не секрет, что все мы заложники стереотипов и многие не ходят на выставки современного искусства «ну потому что я же не пойму там ничего, то ли дело Айвазовский». Те же, кто все-таки приходит, стесняются озвучивать свои версии из страха выглядеть глупо и нелепо.

А дело-то в том, что каждое произведение имеет множество слоев и интерпретаций и, соответственно, каждому оно будет раскрываться по-разному относительно его собственного опыта, знаний и мудрости. Более того, включаясь в игру со смыслами, человек через личные ассоциации, ощущения и воспоминания приближает к себе произведение, частично присваивая его, что, в свою очередь, является одной из целей современного искусства.

Пока мы беседовали с Алексеем, действие шло своим чередом: на освещенный пятачок перед одним из самых одиозных объектов выставки «new olds. Классика и инновации в дизайне» под названием «Симулянт» выходили участники «битвы» и излагали свои варианты интерпретаций этого произведения современного искусства.

Все работы, представленные на выставке, обыгрывают самые разные формы прошлого, но, по сути, очень современны и каждый предмет – это своего рода высказывание о потреблении, мировоззрении или культурных традициях.

«Симулянт» Сильвии Кнюппель не стал исключением: выглядящий как массивный платяной шкаф, он на поверку оказывается монолитным блоком пенопласта, в котором нет ни ящиков, ни дверок, только многочисленные вырезы, держалки и крючки. Он выполняет функцию хранения, но как-то иначе, чем обычные шкафы с полками и ящиками.

Его интерпретации варьировались от прилежных ответов на вопросы, листочки с которыми организаторы раздали перед игрой, до детективного рассказа о пропавшем чудаке-ученом и изобретенном им телепортаторе. Высказывались все участники по два раза: в первый – со своей интерпретацией, во второй – с оценкой интерпретации своей пары, которую тоже назначили организаторы заранее.

В конце было проведено тайное голосование с целью выявления абсолютного фаворита «битвы». Победили мудрость и опыт. Галина Мартынова, человек, далекий от искусства вообще и современного в частности, в прошлом бухгалтер, а сейчас пенсионерка, потрясла всех участников своей историей про шкаф недоделанных дел: «Свидания, на которые мы почему-то не пошли, музыка, которую мы не послушали, книги, которые не прочитали, – все попадает сюда, в этот шкаф».

По ее версии, он надежно держит свои трофеи, не оставляя человеку ни одного шанса доделать то, что когда-то он отложил. «Потому что по фактуре он напоминает чугун, – объяснила Галина свой пессимизм, – будь шкаф деревянным, шанс бы еще был».

После ее интерпретации даже мне захотелось тут же встать и доделать все, что я в этот день забросила, что уж говорить о впечатлительных девочках-студентках, которые составляют большую часть участников игры. Они подавляющим большинством отдали Галининой интерпретации свои голоса и, стараясь обходить этот жуткий арт-объект по возможно большей дуге, растворились в темноте стылого осеннего вечера.

И можно было бы назвать этот опыт удачным, если бы не скука, накрывавшая периодически в течение тех полутора часов, которые длилось мероприятие. Была ли она следствием формата, до боли напоминающего школьный урок, или настрой сбился сразу 15-минутной подготовкой, непонятно, очевидно одно: организаторам надо еще подумать над способами реализации такой прекрасной идеи.

«Битва ассоциаций» проводится молодежным пресс-центром Арсенала «Так!» уже в шестой раз с 2015 года, и за время существования проекта формат частично менялся, ребята-организаторы экспериментировали со временем, пробовали разные варианты взаимодействия участников, но пока еще стратегия и тактика битвы далека от совершенства.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №45 от 1 ноября 2017

Заголовок в газете: Герой битвы – платяной шкаф

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру