Нижегородцы ждут не управленческих «кульбитов», а решения насущных проблем

31 октября 2017 в 17:02, просмотров: 1130

Нижегородские эксперты, местные политологи, конечно, могут «тешить» себя и общественность идеями о возвращении прямых выборов мэра Нижнего Новгорода. И что внедряя одноглавую систему, город приближается к следующему этапу – всенародному голосованию… Но федеральная политическая повестка сегодня как раз обратная – мобилизационная, заточенная на отсев случайных «нецелевых» кандидатов, которые могут прийти к управлению финансово-хозяйственными и бюджетными потоками муниципалитетов.

Нижегородцы ждут не управленческих «кульбитов», а решения насущных проблем
Фото: Алексей Манянин

Городов с «прямыми мэрами» осталось – пальцев одной руки хватит пересчитать. Вот и новый глава региона Глеб Никитин отметил, что этот вопрос «несвоевремен» сегодня.

Комиссионный отбор мэра

Участники заседания Нижегородского эксперт-клуба, которые на минувшей неделе собрались в «Арсенале», позволили себе немного «помечтать» и все же были настроены весьма конструктивно, призвав к диалогу между областью и городом, между врио губернатора Нижегородской области Глебом Никитиным и Думой Нижнего Новгорода. Заседание проходило как раз накануне «судьбоносного» голосования по законопроекту о переходе от двуглавой к одноглавой модели местного самоуправления в областном центре.

В дискуссии приняли участие депутаты Законодательного собрания Нижегородской области Юрий Лебедев и Василий Суханов, депутаты Думы Нижнего Новгорода Алексей Бобров, Марк Фельдман и Николай Сатаев, руководители Общественной палаты Нижнего Новгорода Юлия Крузе и профессор профессор НИУ – филиала РАНХиГС Андрей Дахин, ведущие политологи и социологи Нижнего Новгорода.

Стремительный «снос» существующей управленческой схемы в Нижнем Новгороде вызывал массу вопросов. Все помнят, как несколько лет назад муниципалитеты «по свистку» перешли на двуглавость (глава МСУ и глава администрации) и выбрали районных начальников, не особенно сопротивляясь и не спрашивая мнения нижегородцев.

Год назад по команде «отбой» почти все муниципалитеты (за исключением Сарова и Нижнего Новгорода) снова законодательно вернулись к «единоначалию», вытащив отвергнутые ранее аргументы. Теперь фильтр для мэров будет еще более многослойным: через отбор конкурсной комиссии, с учетом мнения губернатора. Хотя российское законодательство позволяет прямые выборы мэров. Но большинство жителей снова не спросили.

Впрочем, горожане про новую управленческую реформу толком не знают и даже не успевают уследить, кто сегодня начальник в городе.

Цифры

На эксперт-клубе были представлены результаты социологического исследования, проведенного недавно (ИАА Image Hunter, 1600 респондентов, поквартирное интервью, репрезентируемое население (18+) по полу, возрасту, роду деятельности, охват – все районы Нижнего Новгорода). 78% нижегородцев высказались за прямые всенародные выборы мэра, и только 14% поддержали предложение о замещении должности мэра по конкурсу при одноглавой модели.

Но вопросы организации МСУ не так сильно волнуют жителей, сколько снижение цен, тарифов ЖКХ и оплаты проезда (60%), благоустройство дворовых территорий (53%), транспортные проблемы, качество дорог, пробки (46%). Вот этих решений ждут они от новых руководителей.

Работу обновленной недавно городской власти (глава города Елизавета Солонченко и уже экс-глава глава администрации Сергей Белов) позитивно оценили 55% нижегородцев (положительно 15% и удовлетворительно 40%), отрицательную оценку поставили 20% опрошенных.

Большинство жителей Нижнего Новгорода поддерживают предложение гордумы о возврате прямых выборов мэра и не понимают, как должность руководителя города может замещаться по конкурсу.

«Мне звонят избиратели и спрашивают, как теперь все будет, какой закон внесен в Заксобрание? – делится впечатлениями депутат Думы Нижнего Новгорода Алексей Бобров. – Реакция – от удивления до возмущения. Никто не согласен, чтобы главу города выбирала какая-то комиссия. У людей в голове не укладывается, они сами хотят выбирать. Одноглавую модель – да, ее можно ввести. Но конкурсная комиссия? Непонятно. Меня самого чуть не в оппозиционеры записали за слова, адресованные врио губернатора: “За что вы увольняете руководство города? Объясните”. Я ожидал, что будут названы какие-то минусы или цели смены местных руководителей, дескать, мы хотим достичь того-то. Но мотив был назван совсем другой».

Делай – раз, два

«Если Законодательное собрание большинством голосов примет одноглавую систему в Нижнем, следующий шаг – прямые выборы мэра Нижнего Новгорода, – уверен депутат Законодательного собрания Юрий Лебедев. – Я никогда не скрывал свою позицию. Правда – за людьми, поэтому нужна одноглавая система управления городом через прямые выборы. Народ может ошибиться в выборе своего мэра, но такая вероятность намного меньше в сравнении с ситуацией, когда главу города назначает уважаемая мною городская Дума, или комиссия, или губернатор, или еще кто-то. Эта чехарда с моделью управления Нижним Новгородом, которую мы наблюдаем уже несколько лет, она будет продолжаться. Хотя человек, который управляет городом, по большому счету отвечает за три вопроса – за пар, дерьмо и трубы. Для нас, жителей города, это очень серьезно. Поэтому от того, кто управляет городом – при одноглавой, двуглавой системе, выборах, – зависит жизнь людей. Хотя депутаты городской Думы абсолютно правы, неправильно так резко менять – одного снять, другого поставить, перейти на новую модель».

«Врио губернатора Глеб Никитин стал инструментом “партии войны” в правительстве области», – такое мнение высказал политолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, исполнительный директор Совета муниципальных образований Московской области Олег Иванов.

По мнению эксперта, «важнейшее качество для любого политика, а в особенности для губернатора, – умение выстраивать конструктивный диалог с представителями региональной и муниципальных элит», тем более если речь идет о «варяге», незнакомом с местными политическими реалиями.

«Вместо того чтобы разбираться со своим ближайшим окружением, погрязшим в коррупционных скандалах, Никитин идет у них на поводу, – констатирует эксперт. – Полагаю, что именно “ближний круг”, который погубил Шанцева, сегодня губит и Никитина, втягивая его в никому не нужные политические интриги и конфликты. От губернаторов сейчас требуется сначала дистанцироваться от местных элит, а потом примирить и сплотить их вокруг общих целей, а не наоборот – вносить раскол и раздрай между ними».

«Людям нужен реальный результат работы, а не абстрактные смены моделей. Вместе с тем, – подчеркивает Иванов, – считаю Глеба Никитина очень перспективным и эффективным управленцем».

«Первопричины смены прежнего губернатора Шанцева и прихода Глеба Никитина – это обострение противоречий между городом и областью и полпредством. Перед новым врио губернатора поставлены задачи, одной из которых было устранение противоречий, устранение конфликтов. У большинства населения было ожидание смены областной команды после смены губернатора, – заявил председатель совета АНО “Совет стратегических инициатив” Сергей Васильев. – За последние пять лет туда пришло очень много проблемных людей, и многие нижегородцы ожидали, что именно там будет наведен порядок в первую очередь. Но команды у Глеба Сергеевича, как показало это время, нет, и он вынужден опираться на старую команду, на старых советчиков».

Как добиться гармонии в финансах «Противостояние между городом и областью было, есть и будет всегда. Но необходимо сформировать условия для развития нормальных отношений, – говорит депутат регионального парламента Василий Суханов. – Город является основой области, но город всегда будет предъявлять завышенные требования именно потому, что он экономически сильнее.

На протяжении длительного времени многие достижения достигались областью за счет “притормаживания”, мягко говоря, экономического развития Нижнего Новгорода. И это породило достаточно серьезные противоречия между городом и областью, и город, защищая свои интересы, в 2010 году перешел от одноглавой системы к двуглавой. Врио губернатора говорит, что видит Нижний Новгород как потенциальную точку роста, город должен развиваться, но развиваться с одноглавой системой. Это общефедеральный посыл. Но, я настаиваю, должна быть очень продуманная, хорошо сформулированная стратегия развития Нижнего Новгорода, интегрированная в стратегию развития области, и надо спрашивать с главы города исполнение контрольных цифр».

«Я осознанно пришел к тому, что власть в городе должна быть одноглавой, а выборы прямыми, – говорит председатель бюджетной комиссии Думы Нижнего Новгорода Марк Фельдман. – Я слышу своих избирателей и совершенно согласен с ними в этом вопросе. Прислал нам президент Глеба Сергеевича Никитина – мы его принимаем как положено. Своей позиции по системе управления городом и порядке избрания мэра я никогда не скрывал. И позволю себе напомнить послание президента Федеральному собранию, там прямым текстом сказано, что мы должны слышать людей и дать им право выбора, особенно в муниципальных форматах».

По словам Фельдмана, беседа с пришедшим в регион врио губернатора была нормальной, но не было ответов на вопросы.

«И что меня особенно напрягает – это стремление к быстрым победам, – добавляет он. – На живых людях эксперименты не ставят. Быстрые победы неизбежно влекут кадровые перемены, в свою очередь. неизбежно ведущие к разрывам в хозяйственной деятельности города, районов и так далее. Я в разговоре с исполняющим обязанности не только задал вопросы о межбюджетных отношениях, за которые отвечаю в гордуме. Я говорил, что город теряет минимум 1,7 миллирда за счет несправедливого распределения (между городом и областью) основного источника поступлений в бюджет – НДФЛ при разрешенных нормативах отчислений от 18 до 30%, Нижний имеет только 18%. Дальше. Известная программа “Безопасный город”. Уважаемые коллеги, мы взяли с баланса области на свой, существенно более скромный, эту – важную и нужную – систему фото-видеофиксации нарушений на дорогах: серверы, камеры и т. д. Собираемые за счет штрафов суммы – около двух миллиардов рублей, причем 65% генерирует Нижний Новгород. А что мы получаем в городской бюджет? Несопоставимо меньшую долю. Кроме того, согласно данным оператора АСКОП в Нижнем Новгороде, сумма, на которую должны дотироваться льготники из областного бюджета за проезд в муниципальном транспорте, уже превышает 800 миллионов рублей. А что нам дотирует область? Двести миллионов за весь год. И это лишь малая часть проблем с межбюджетными отношениями».

По результатам соцопроса, почти четверть жителей Нижнего Новгорода до сих пор уверена, что главой региона является Валерий Шанцев. Исследование проводилось Научно–исследовательским институтом проблем социального управления в рамках проекта «Рейтинг губернатора».

Было опрошено 876 нижегородцев разных возрастных групп. Людей попросили без подсказки назвать имя действующего губернатора Нижегородской области: 42,3% были осведомлены о событиях в регионе и назвали имя Глеба Никитина; 35,5% заявили, что не знают, кто сейчас возглавляет регион, и знать не хотят; 23,1% по-прежнему считают губернатором Валерия Шанцева; 2,1% и вовсе думают, что руководит областью Вадим Булавинов.






Партнеры