Нижегородский театр особенных детей "Пиано" вернулся с гастролей в Канаде

Ребята привезли с фестиваля "Приз зрительской любви"

Помню, как первый раз увидела выступление на сцене детей – актеров театра «Пиано». «Они не услышат ваших аплодисментов, – предупредили зрителей, – поэтому просто поднимите руки вверх». А потом началось чудо. Музыка и пластика слились воедино. Неслышащие дети чувствовали мелодию и полностью растворялись в ней. Они были настолько органичны и свободны в своих движениях, что казалось – они и есть музыка. Пластика, жесты, мимика – вот арсенал, доступный актерам театра «Пиано».

Ребята привезли с фестиваля "Приз зрительской любви"

Недавно ребята из «Пиано» вернулись из Канады с очередного фестиваля. Оттуда они привезли множество новых впечатлений и награду – «Приз зрительской любви». Наш разговор с руководителем театра Владимиром Чикишевым – не столько о поездке, сколько об особенностях мировосприятия необычных детей, о воспитании свободных, творческих людей и о том, что искусство может изменить окружающую действительность.

Справка «МК в НН»

Владимир Николаевич Чикишев в 1986 году основал театр «Пиано». Вот уже 32 года он – художественный руководитель и режиссер театра. С 2011 года – директор Нижегородской школы-интерната для глухих детей. Заслуженный работник культуры РФ, педагог высшей категории. Лауреат российской национальной театральной премии «Арлекин» в номинации «За великое служение театру для детей». Театр был участником и лауреатом более 60 международных театральных фестивалей и акций в 15 странах.

Разговор с Владимиром Николаевичем – своеобразный спектакль, где ты, завороженный зритель, следишь за причудливым сплетением мыслей, образов, жестов, а ты, участник, задаешь вопросы. И тоже включаешься в канву действия.

– Владимир Николаевич, расскажите о вашей поездке в Канаду.

– Коллеги меня спрашивают: «Что важного произошло за время поездки, что это за свет на лицах детей?» Набор впечатлений, белки по городам бегают, олени, чистейшие озера, водопады. 30 млн человек на такую территорию – мало людей. Но там есть что-то еще, что прямо магнитит. Ощущение безопасности, доброжелательности, подчеркнутого доверия. Канада – молодая страна, в нынешнем году ей исполнилось 150 лет. Люди как будто бы договорились беречь это доверие, этот уклад. Мне не хочется противопоставлять, но это важно. Захотелось понять, в чем дело. И после вглядывания, вслушивания, долгих разговоров я слышу тот самый глагол «помогать». Для них, как и для нас, это одна из базовых ценностей, важный инструмент воспитания детей их социализации. Помогать детям, взрослым, помогать природе, учиться жить среди людей, да еще и чувствовать себя лидером, догонять свою мечту, а не откладывать ее до прихода Деда Мороза. Если мы хотим увидеть человека свободного, действующего, не боящегося задач, а радующегося им, то это нужно воспитывать. Иначе есть опасность, что вырастет потребитель. Где крылышки опустились, там их поднять сложно. Диагноз поставят «амотивирован» – и все. Поэтому в нашей работе, путешествиях мы занимаемся не только театром. С ним все понятно. Но может ли быть театр в реальной жизни?

Шекспир предложил нам свою формулу «Весь мир – театр», но ее еще нужно разгадать. Вот дети встают из-за стола. Увы, бывает так, что забывают сказать спасибо. А для нас важно, чтобы дети усвоили это действие «Благодарить» как своеобразный знак доверия к миру. Да еще и получили удовольствие от, кажется, привычного действия. И вдруг дети аплодируют. Хозяевам дома, где мы живем, шеф-повару, водителю автобуса. И они своими ладошками создают эту игру. Говорят bravo, merci, thank you, «cпасибо» и тут же видят отклик на лицах. Это такой игровой инструмент воздействия на мир, управления пространством! Я маленький, но я уже могу что-то изменить, и не вандализмом, не капризом. И тогда начинают открываться некоторые истины. Для вас и для них. Очень простые: мир-то живой, чуткий и не только на жесткость реагирует, но и на доброту, доброжелательность, на волевое усилие. И тогда можно говорить о культуре усилия, о социализации. Этот театральный прием помогает многое открыть для себя.

– Если же вернуться к поездке?

– В Канаде мы участвовали не только в фестивале. Мы посетили несколько городов. В Мон-Лорье (провинция Квебек) на фестивале собрались театры из 19 стран, только наш театр – детский, остальные взрослые. Было восемь призов, один из них наш – самый главный, я считаю: «Приз зрительской любви». Вот наша задача – волновать. И люди волнуются в Нижнем, Воронеже, Челябинске, Канаде, Ницце – везде.

В городе Мон-Лорье всего 15 тысяч жителей, но есть большой и современный театр на 500 мест. Кто-то придумал эту историю, влюбил жителей в театр. Ведь древние греки его и придумали как лекарство для города. Чтобы люди приходили, смотрели мистерию и возвращались в свои дома другими... может быть, немножко добрее, лучше…

В Оттаве у нас был совместный проект с детскими театрами Атланты (США) и Оттавы. За пять дней работы мы создали совместный спектакль. И с ним, и с нашим спектаклем «Крылья для клоунов» мы и в Оттаве имели успех. С ребятами занимались три режиссера и хореограф – пластика, пантомима, драматическое искусство, театр теней. Подобный международный опыт такой плотной совместной работы – первый для нас.

– Жили в семьях?

– Да, жили в канадских семьях. После репетиций ездили на экскурсии, мастер-классы. Актеры из американского и канадского театров были русскоязычные. Одна из важнейших задач подобных проектов – помочь детям жить, общаться, развиваться в пространстве русского языка, русской культуры, используя театр как восхитительное средство коммуникации, воспитания и образования. Канадцы удивлялись поведению наших детей в быту: делают зарядку, моют посуду сами, без напоминаний руководителей.

– Ребята изменились за время поездки?

– Да, стали более взрослыми, внимательными, собранными, творчески активными. Год назад я возил детей на выставку «Арт Россия» и видел, как они реагируют на пространства искусства. И вот мы снова на этой замечательной выставке, и я вижу, что дети смотрят, вглядываются в этот художественный мир по-другому, чуть иначе…

Что-то в них открывается… Любопытство, понимание, что художник обращается к каждому из них, делится, приглашает в свой мир. И это очень важный диалог между автором и автором. И не важно, что разница в возрасте. Они снимали на видео и делали свои журналистские репортажи для одноклассников. И вдруг в одном из залов увидели мастера Елену Сашину, которая у нас в школе организовывала выставку своих авторских кукол. И зааплодировали. Она так растрогалась. Для художника и для зрителей это очень важный трепетный момент признания… признания в любви… друг другу!

Любая поездка театра – это всегда школа в движении. «Зеленая карета», которая летит, и они сами ее творят и ею управляют. И делают это в ансамбле, в команде. Если мы активны, внимательны и с крыльями, то мы отправляемся в путешествие. И для детей очень важно понять, что «счастливое детство» вполне можно со-творить самим, вместе со взрослыми, друзьями, Дедом Морозом, не забыв при этом открыть безграничные возможности для радости.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №43 от 18 октября 2017

Заголовок в газете: Владимир Чикишев: «Научить догонять свою мечту»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру