Фестиваль имени М. Горького открылся в Нижегородском театре драмы

В ближайшую неделю зрителей ждут встречи с героями пьес Горького в постановках театров из других городов.

Современны ли сегодня пьесы Максима Горького? Думаю, каждый, кто побывал на открытии восьмого Российского горьковского театрального фестиваля, ответит на этот вопрос утвердительно. Впрочем, обо всем по порядку.

В ближайшую неделю зрителей ждут встречи с героями пьес Горького в постановках театров из других городов.
Фото Евгения Алексеева

Начался фестиваль со сценки в стиле театрального капустника. Персонажи горьковских пьес спорили, кому выступать первым. Спор разрешил сам М. Горький, заявивший, что своим авторским решением отдает право первенства даме – Вассе Железновой.

В открытии фестиваля принял участие заместитель губернатора Дмитрий Сватковский. Он назвал фестиваль «важным и масштабным событием культурной жизни не только нашей области, но и всей России».

– Горьковский фестиваль имеет богатую историю. Организованный в 1958 году – в год 90-летия писателя, в последующие годы он вызвал большой интерес лучших театров России и приобрел международный резонанс. Сегодня – это не просто открытие фестиваля имени Горького, не только возвращение к нашим историческим корням, но и шаг в будущее. Один из участников прошедших фестивалей – режиссер Георгий Товстоногов сказал: «Пьесы Горького дают простор подлинному новаторству». Пусть и этот фестиваль порадует нас новыми талантами и именами, – заявил Д. Сватковский.

На этом короткая официальная часть завершилась. И начался спектакль МХАТа имени Горького «Васса Железнова», главную роль в котором сыграла народная артистка СССР Татьяна Доронина.

Максим Горький создал две редакции пьесы. Первая была написана в 1910 году. И сам писатель называл ее «пьесой о матери». Во второй редакции, 1935 года, автор сделал упор на классовую борьбу и крах социальных устоев.

Постановка МХАТа имени Горького – в абсолютно классическом стиле, без модных нынче переделок авторского текста «под современность», – оказалась гораздо более актуальной, чем сотни пьес нового времени.

Васса Железнова – женщина с железным характером, мужем битая и униженная, стальной рукой управляет не только своей пароходной компанией, но и семьей, решая, кому и как жить, а кому и умереть. Но при этом, несмотря на ее усилия, семейная лодка разбивается не только о быт – об окружающую действительность, о последствия поступков близких людей. И идет ко дну.

Татьяна Доронина в этой роли – не стальная женщина-танк, а глубоко страдающая натура, которая едва держится, ее нервы на пределе, здоровье сдает, хотя близкие этого и не замечают. «Ты – богатырь, Васса», – говорит ей брат. Но этот колосс – на глиняных ногах. Поэтому смерть Вассы в конце пьесы представляется вовсе не неожиданной, а вполне закономерной.

В ближайшую неделю зрителей ждут встречи с героями пьес Горького в постановках других театров. В фестивале участвуют Белгородский драматический театр, Крымский академический русский драматический театр, академический театр из Йошкар-Олы, государственный театр драмы «На Литейном» из Санкт-Петербурга, театр драмы Республики Карелия, Владимирский академический областной театр.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №43 от 18 октября 2017

Заголовок в газете: Да здравствует Горький!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру