Нижний Новгород к августу рассчитался с прошлогодними долгами

Фразу «Денег нет» нижегородцы слышат довольно часто. Но в последний год она уже не звучит так пугающе. Да и позитивные изменения в городе налицо: дороги строятся, дома ремонтируются. О том, что происходит с муниципальным бюджетом, наш разговор с заместителем мэра Ириной Кудрявцевой, профессионалом своего дела, имеющим репутацию опытного финансиста, много лет проработавшей в Сбербанке.

Нижний Новгород к августу рассчитался с прошлогодними долгами
Фото: Андрей Абрамов

– Ирина Вячеславовна, когда вы только приступили к работе, с финансами в Нижнем Новгороде, дело обстояло, мягко говоря, не очень хорошо. Сейчас вроде бы стало легче. Благодаря каким мерам удалось выбраться из финансовой ямы?

– Причины копились годами, обязательств, которые несет на себе город, достаточно много. При этом мы пережили не одну смену законодательства в части разграничения полномочий. В любой организации, когда происходит системный кризис, нужен внешний взгляд со стороны. Иногда привлекают даже сторонних консультантов (если речь идет о бизнесе). Классика любого управленческого подхода: 20% усилий дает 80% результата. Когда я пришла работать в администрацию города, в первую очередь была поставлена задача по восстановлению платежеспособности, созданию прозрачных правил игры, ревизии действующих обязательств. И в рамках определенного плана мероприятий. Я пришла работать 4 февраля 2016 года, а уже на апрельскую гордуму мы вынесли этот план мероприятий. Его еще почему-то называют антикризисным, хотя он называется план по повышению доходов и эффективности расходов. Главный критерий: каждый рубль должен был давать максимальную отдачу.

– Какие дополнительные источники дохода были использованы?

– Нашей задачей было, приняв программу, увеличить долю собственных доходов. По объему поступивших доходов за 2016 год Нижний Новгород лидер среди городов Поволжья – 28,4 млрд рублей. Причем очень серьезный вклад внесли именно неналоговые доходы.

Планом была предусмотрена и ревизия действующих договоров, и анализ дебиторской и кредиторской задолженности. Когда мы стали анализировать, выяснились интересные вещи. Например, существование огромных долгов перед городом арендаторов муниципального имущества, земли. И годами работа с ней заключалась в подаче претензии, обращениям в суд, который принимал решение, и все. Ну, не платят! Мы создали несколько комиссий. Они возглавлялись лично главой администрации города Сергеем Викторовичем Беловым. Это было для него новое решение, но оно дало результат. Интересные факты выяснялись. Люди обращались с претензиями, что одной из их фирм город не платит за какие-либо услуги, но при этом оказывалось: они должны городу за аренду за полтора-два года. В комиссии в обязательном порядке включали и представителей прокуратуры, налоговой инспекции, Службы судебных приставов. В районах в рамках работы по повышению занятости населения, увеличению заработной платы также существовали комиссии. Определенной суммы погашения старых долгов нам удалось добиться.

Антикризисный план включал в себя пересмотр тарифов, с которыми мы работали. Оказалось, что в некоторых случаях, например, арендная плата совершенно не соответствовала рыночной ситуации. Мало того что она была низка, но даже такую не платили. Мы привели тарифы в соответствие с рыночными.

Были разные ситуации. Часть арендаторов сказали, что на таких условиях им помещения не нужны. Но это тоже пошло на пользу. Освободившиеся помещения мы включали в план приватизации и продавали.

Пересмотрели тарифы на многие платные услуги. В городе большое количество муниципальных предприятий, казенных предприятий. Начиная с прошлого года, мы стали анализировать результаты их деятельности. И пошли на серьезные изменения. Если на протяжении 2015–2016 гг. количество убыточных муниципальных предприятий было больше, чем прибыльных, то в нынешнем году ситуация обратная.

– Можно назвать конкретные предприятия?

– Да все практически. Даже транспортные предприятия показывают улучшение ситуации. Снижение убытков, затрат, сокращение непроизводственных расходов, площадей – это тоже экономия. Например, муниципальные бани имели гостиницу. Для чего она им? Их задача – обеспечить возможность людям помыться.

Интересен опыт по казенным предприятиям. Административно-техническая инспекция работает, штрафует нарушителей. Пусть штрафы и небольшие, но их нужно взыскать. Здесь нам серьезно помогают судебные приставы.

Мы пересмотрели тарифы на платные услуги в социальной сфере. Была ситуация, когда один и тот же кружок по танцам в соседних школах стоил по-разному. И даже не вопрос, велика ли разница, но есть принципы установления тарифа: в каком месте находится, какой спрос, какая площадь. Должны быть равные условия. Мы легализовали получение средств от платных услуг образовательными учреждениями. У них появилась легальная возможность зарабатывать.

Пересмотрели тарифы для предпринимателей, занимающихся торговлей. Уровень платы за установку ларька (нестационарного торгового объекта) у нас и в Казани отличался в меньшую сторону в десятки раз. Но и такие деньги не платили.

– Самые большие потери были от того, что город был лишен полномочий по реализации земли на аукционах. Сейчас эти полномочия возвращены. Сколько получил бюджет?

– Пока у нас результаты невелики. Мы надеемся в четвертом квартале текущего года выйти на аукционы и планируем получить (как меня убеждает департамент строительства) 218 млн рублей. Но в данном случае прогнозировать достаточно сложно. Мы не управляем тем, что мы не измеряем.

– Понятно, на чем город может заработать. А на чем сэкономить?

– Очень жесткую работу ведем по оптимизации закупок, которые делает муниципалитет. Надеюсь в нынешнем году создадим управление закупок. Долго мы к этому идем, но порядок, скорость принятия решения обусловлены законодательством, юридическими сроками.

Еще одна огромная тема (надеюсь, мы к ней рано или поздно придем) – оптимизация самой администрации.

– Как ведете работу с банками? Ведь город платит еще и по своим долгам, и за обслуживание этих долгов.

– Я много лет трудилась в Сбербанке, хорошо знаю банковскую сферу. Нужно честно сказать, что нам удалось наладить оптимальную работу с банками и сэкономить очень серьезные средства. Сегодняшняя ставка, по которой мы получаем средства, свидетельствует о высоком уровне доверия банковских структур к городу.

Сейчас мы работаем над размещением облигационного займа. Для финансовой организации, которая помогает с размещением, это очень большая работа. Огромные трудозатраты на составление документов, согласование их, регистрация в Минфине, работа с национальным депозитарием, биржей. Это стоит денег. Могу сказать, что при первоначальной стоимости контракта (рыночной) в 7 млн рублей для нас эту работу выполняет наш соорганизатор за одну копейку. Была такая большая конкуренция среди финансовых структур, что позволило настолько снизить стоимость и сэкономить для бюджета эти деньги. Для банков же работа по размещению облигационного займа очень интересна и выгодна.

– Когда начнется размещение облигационного займа?

– Мы ориентируемся на октябрь–ноябрь. Выпуск зарегистрирован в Минфине РФ. Сейчас мы подошли к моменту, когда должен быть опубликован рейтинг Национального рейтингового агентства. Параллельно ведем работу с национальным депозитарием и биржей, которые будут заниматься непосредственно размещением займа. Любое физическое или юридическое лицо сможет облигации приобрести.

– Можно ли сейчас уже прогнозировать, какие цифры будут по исполнению бюджета текущего года?

– Мы планируем в размере 32–33 млрд рублей по расходам. Сейчас очень неплохо выполняются доходы налоговые, по неналоговым приходится много работать. Есть чем заниматься.

– Часто нижегородцы кивают на соседнюю Казань. Дескать, по количеству населения и бюджету города сопоставимы, а в столице Татарстана почему-то денег больше. Почему?

– Все так и не так. Больше ли денег в Казани? Конечно, больше. Но если смотреть бюджет столицы Татарстана по доходам, то он составляет 19,5 млрд рублей. А Нижнего Новгорода – 26 млрд рублей. А по расходам: Казань – 19,5, а Нижний Новгород – 27,1 млрд рублей. Я общалась с президентом Татарстана не раз и не два, поэтому довольно хорошо представляю, что там происходит. Казань – столица республики. Ряд инфраструктурных проектов берет на себя республика: подготовка к Универсиаде, а затем и 1000-летие Казани. Даже на строительство школ деньги выделяются правительством Татарстана.

Дороги, расселение, строительство стадионов, общежитий, программа реновации – все осуществлялось с привлечением федеральных средств. Я могу сказать, что менеджмент Казани очень серьезно относится к современным технологиям. Если вы поедете в Москву, например, на конкурс проектов по энергоэффективности, вы увидите, что из 10 представленных шесть будет из Казани. Столица Татарстана всегда заявляется на проекты, требующие федерального финансирования, и прекрасно умеет с ним работать.

Нужно отдать должное и правительству республики, и мэру Казани, которые любят свою столицу, занимаются ею. Просто они раньше начали это делать.

По роду своей работы, на протяжении 20 лет, я наблюдала, как изменилась не только Казань, но и Йошкар-Ола, Саранск, Ярославль. Часто эти преображения были связаны с юбилейными датами либо крупными событиями. Надеюсь, что Нижний Новгород в ближайшие годы также изменится. Уже в этом году мы видим позитивные сдвиги: строительство дорог, большое количество культурных мероприятий. Нам еще нужно многое сделать, но мы нормально сотрудничаем с правительством области. Налажено хорошее, конструктивное взаимодействие.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №41 от 4 октября 2017

Заголовок в газете: Ирина Кудрявцева: «Каждый рубль должен давать максимальную отдачу»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру