Серийный атомоход «Сибирь» спустили на воду в Санкт-Петербурге

Атомный флот России начинается в Нижнем Новгороде, за много километров от ближайшего моря. Именно здесь не только разрабатывают и проектируют «сердце» атомохода, но сдают его, что называется, под ключ.

Серийный атомоход «Сибирь» спустили на воду в Санкт-Петербурге
Фото: Ярослав Гунин

Опытно-конструкторское бюро машиностроения имени Африкантова изготовило партию оборудования реакторной установки «РИТМ-200» для первого серийного универсального атомного ледокола «Сибирь». За церемонией его спуска на воду в Санкт-Петербурге наблюдал корреспондент «МК в НН».

«Сибирь» – это первый современный серийный ледокол. В 2016 году Атомэнергомаш изготовил и поставил заказчику оборудование силовой установки «РИТМ-200» для головного атомохода проекта 22220 «Арктика».

Благодаря судам нового поколения, убеждены специалисты, освоение Заполярья пойдет значительно быстрее, и возможно, что уже через несколько лет Северный морской путь может стать круглогодичным.

Огромное судно шириной почти 200 метров стояло на стапелях, готовое к спуску на воду. На него внимательно смотрели работники Балтийского судостроительного завода и гости, многие из которых приехали из Нижнего Новгорода, ведь именно здесь сделано «сердце» атомохода – его реактор.

Предприятия Атомэнергомаша обеспечивают полную производственную цепочку создания «РИТМ-200» – от проектирования и производства заготовок до изготовления и монтажа оборудования. АО «ОКБМ Африкантов» выступает проектировщиком и комплектным поставщиком изделия, а также изготавливает ряд важных элементов силовой установки. Изготовление корпуса реактора и финальная сборка проходят на заводе в Подольске.

Как шутят на ОКБМ, здесь могут разработать все: от простого карандаша до атомного реактора. Кстати, Россия является единственной страной в мире, которая имеет атомную ледокольную флотилию. Приветствие по случаю спуска на воду нового судна направил президент России Владимир Путин.

«Успешная реализация столь грандиозного проекта – большое событие в жизни коллектива завода, конструкторов, инженеров, рабочих – всех, кто принимал деятельное участие в создании “Сибири”. Убежден, что этот мощный, оснащенный самым современным оборудованием ледокол значительно укрепит потенциал отечественного атомного флота, будет способствовать решению важных многоплановых задач, стоящих сегодня перед экономикой страны», – отметил глава государства.

Суммарная наработка реакторов, произведенных ОКБМ и установленных на атомных ледоколах, составляет 105 000 реакторо-лет. «РИТМ-200» – это двухреакторная установка с реакторами тепловой мощностью 175 МВт каждый. Она имеет высокий ресурс, коэффициент использования установленной мощности и период непрерывной работы, минимальное количество перегрузок активной зоны. К тому же установка обладает низким уровнем собственного энергопотребления, что обеспечивает лучшие эксплуатационные характеристики ледокола в целом.

– По сути, атомный флот России готов перевернуть советскую страницу своей истории, начав реализовывать новый проект, – утверждают на заводе.

Планируется, что «Сибирь» сможет крушить лед толщиной до трех метров.

– Нас связывают десятилетие совместной плодотворной работы. Корабли – как люди: у каждого своя судьба, у кого-то трудная, у кого-то легкая. У кого-то яркая, у кого-то обычная. У «Сибири» есть предшественник – ледокол, который в 1977 году был принят в эксплуатацию. Он уже доблестно отслужил свой век, но при этом установил абсолютный рекорд, достигнув Северного полюса в мае. Я желаю, чтобы нынешняя «Сибирь» тоже стала мировым рекордсменом и прославила себя, – отметил на торжественной церемонии глава Росатома Алексей Лихачев.

Крестной матерью нового судна стала глава Счетной палаты России Татьяна Голикова. Именно ей было доверено разбить о борт бутылку шампанского.

– Это давняя традиция, которая на какое-то время в России прерывалась, но теперь она возобновилась. Это очень ответственная миссия, ты переживаешь за него, как за родное дитя, не зря же говорят, что крестная – это вторая мама, – сказала она, отвечая на вопросы корреспондента «МК в НН».

После всех торжественных речей судно со стапелей было спущено на воду. К самостоятельному походу оно еще не готово. Ожидается, что «Сибирь» отправится в свой первый рейс осенью 2020 года. Двухпосадочная конструкция ледокола позволит использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек. «Сибирь» будет работать в районе Арктики: в Баренцевом, Печерском и Карском морях, а также на более мелководных участках устья Енисея и в районе Окской губы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №40 от 27 сентября 2017

Заголовок в газете: Серийное сердце из Нижнего

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру