Нижний Новгород как мультибрендовая дестинация

Город невозможно подогнать под один образ

Брендирование и поиск бренда для Нижнего Новгорода – тема, которую на протяжении десятка лет обсуждают эксперты, представители профильных структур власти, туркомпаний, – превращается в бесконечную историю. Чем больше дискутируют, тем понятнеее – остановиться на одном варианте невозможно: «карман России», купеческий город, ярмарка, столица народных промыслов, закрытый город Горький и так далее…

Город невозможно подогнать под один образ
Фестиваль "Рок чистой воды" собрал 20 тысяч зрителей Фото: Андрей Абрамов

На минувшей неделе в Нижнем Новгороде в рамках Международного бизнес -саммита в ТПП Нижегородской области в очередной раз предприняли попытку творческого осмысления брендинга как новой технологии продвижения туристической дестинации.

Батальон великих людей

Вся беда в том, что Нижний Новгород перенасыщен брендами. Вот в Удмуртии, в Ижевске, есть «Калашников», и этот бренд бьет любой другой. А у нас что ни улица, что ни кусок истории – все связаны с десятком известных людей и персонажей.

«Поэтому брендинг территории может быть только инструментом – как набор кастрюль на кухне – и для получения прибыли, и для продвижения города. Почему в Нижнем Новгороде работники туристической отрасли, зная досконально свой предмет и продукт, не могут так же вкусно придумать, описать и вкусно его подать? – удивляется член общественного комитета по туризму и индустрии гостеприимства при ТПП НО Михаил Аверкин. – С 2011 года начал меняться потребитель и вектор развития туриндустрии. Все меньше работает прямая реклама, все больше людей – потребителей – цепляют за струнки души совсем другие вещи: образы, воспоминания, впечатления, – упаковка, поэтому надо работать над этим».

Вкусные фирменные сувениры в Нижнем Новгороде уже начали делать, популярность среди туристов набирают горьковский шоколад и горьковское варенье, рассказала Наталья Суханова, директор департамента культуры администрации Нижнего Новгорода.

Однако, чтобы привлечь и не «отпускать» гостей из города, нужно насытить событийный календарь, считает она.

«Туристы сейчас едут не только на экскурсии, но и на всевозможные акции, фестивали, интерактивные мероприятия, квесты, особенно привлекательные для молодежи. Они хотят не только и не столько смотреть, сколько принимать участие. Поэтому большую роль в продвижении Нижнего Новгорода играют “события”. За последний год мы постарались насытить календарь мероприятиями, и развить прежние – со сложившейся традицией и историей, причем абсолютно разного формата, – поясняет Суханова. – При поддержке администрации города проходит, пожалуй, самый значимый международный музыкальный фестиваль – Сахаровский. Следующий станет уже юбилейным – пятнадцатым по счету. Приезжает всегда много искушенных зрителей и публики».

Но и сравнительно новые задумки, если они попали в «жилу», тоже собирают массу болельщиков, как, например, фестиваль исторической реконструкции «Приволжский штандарт» – 15 тысяч посетителей, и он сразу вошел в десятку лучших среди аналогичных мероприятий по России. Весенняя «Ботаника», посвященная экологии и здоровому образу, любви к природе, привлекла около шести тысяч человек.

Второй год проводится в Нижнем возрожденный «Рок чистой воды», и мгновенно он стал супердвижухой, нынче около 20 тысяч человек пришло послушать рокеров.

«Мы постарались добавить новинки, – продолжает Наталья Суханова, – фестиваль развития городской среды “Арт-Парк” оказался очень интересным для молодежи. В июне мы сделали фестиваль “Все свои”, молодежных субкультур и движений. “Горьковские елки” станут ежегодными, они дали такой потрясающий и неожиданный эффект, ведь еще Алексей Максимович Горький начал устраивать чаепития для детей и благотворительные вечера в пользу бедных. Возрождение традиции стало удачной находкой накануне 150 -летнего юбилея писателя».

Тема ностальгии по городу Горькому, по добротному советскому прошлому, по хорошим, настоящим отношениям вообще оказалась очень востребована. На днях прошел пробный проект «Горьковчане».

«Хотим, чтобы он стал постоянным, – надеется директор департамента культуры. – А еще впервые в этом году на площади Маркина прошел фермерский фестиваль хлебопеков и экологически чистых продуктов. На гораздо более высоком уровне Нижний Новгород втягивается и в орбиту общероссийских акций “Библионочь” и “Ночь музеев”».

Наталья Суханова отметила, что в событийном городском календаре насчитывается до 300 мероприятий с охватом участников и гостей до 600 тысяч человек.

Как выстреливает «Вятская кикимора»

«Очень много брендов у нас есть в регионах, и очень мало знают о них не только иностранцы (кроме «водка – матрешка – медведь»), но и сами россияне о своих соседях. Нужно использовать все облако тегов, которые работают на продвижение городов и территорий: это и сувенирная продукция, карты, смарт-приложения, туристические и гастрономические путеводители, – говорит ведущий научный сотрудник Российского госуниверситета туризма и сервиса Олег Афанасьев. – Бывает, что выстреливают совсем неожиданно и начинающие бренды».

Как, например, «Вятская кикимора», которая уже обзавелась всеми атрибутами сказочного персонажа. Или «Потешная деревня» под Дзержинском (на базе личного подсобного хозяйства Тургеневых, недалеко от реки Оки, в окружении соснового леса), деревня «Тыгыдым» в Ярославской области, «Школа велосипедного экскурсовода» в Москве.

Как за небольшие деньги можно поменять визуальный стиль любого города, на примере Вятки рассказал руководитель клуба маркетологов Кировской области Алексей Обжерин.

«Что собой представляет Киров? Серый промышленный, однообразной застройки город. Но мы решили сделать его веселым и позитивным, используя визуальный образ дымковской игрушки – это яркая, веселая, разнообразная роспись, многим нравится, – поведал он. – И начали “красить город”, типовые здания. Одним из первых раскрасили в фирменные дымковские цвета (веселые пузырики. – Ред.) большие буквы в названии “Киров” на въезде в город. И вскоре уже невесты начали приезжать сюда, фотографироваться. Велосипедисты сделали излюбленным местом для привала, и пошло-поехало. Стилизовали несколько жилых хрущевок. Когда денег мало, можно сделать только кусочек, торец здания, и оно уже заиграет. Люди с удовольствием делают селфи, спрашивают, что это за дымковская игрушка».

В планах - мост через Вятку, как раз на Дымковскую слободу, разукрасить и назвать “самым жизнерадостным мостом в России”. Замахнулись даже на аэропорт, губернатор, правда, еще об этом не знает, шутил Обжерин.

Он показал, как можно стилизовать ржавую стелу в городе Советске (бывшая слобода Кукарка) под кукарское кружево, и это выглядит фантастично. Позитив докладчика был так ядрен и заразителен, что подумалось, что именно такого крепкого, хваткого ингредиента нижегородцам как раз и не хватает.

На уровне мутного пятна

Евгений Кудельников, режиссер кино-видеообъединения «Коромыслова башня», безусловно, станет новатором в продвижении нашего города через кино, которое, правда, большинство горожан еще не видели.

Несколько лет Евгений снимал фильм о Нижнем Новгороде – «Студия Нижний».

«Назвали так потому что он посвящен творческим людям города и сделан полностью на нашей основе и из нижегородских “материалов”. Фильм готов, сейчас он на стадии просмотров, осенью мы выведем его в нижегородские кинотеатры, – пообещал Евгений Кудельников. – И потом, я надеюсь, как минимум в федеральный эфир. Мир изменился, и сейчас в продвижении города играют вещи, которые вызывают большие эмоции и яркие впечатления. Именно на чувственные ожидания и отклик от большой аудитории рассчитана эта работа. Как инструмент продвижения кино вполне доступно, сейчас можно снимать без многомиллионных бюджетов и обращения к крупным студиям. Тем более что для многих Нижний Новгород остается на уровне белого мутного пятна и его продолжают путать с Великим Новгородом. Хотя сегодня наш город насыщен событиями и он многажды становился съемочной площадкой, на его фактуре сделано порядка 50 фильмов.

Но мы долгое время не могли решить, – продолжает Евгений Кудельников, – все крутилось вокруг того, как нам сформулировать, что такое Нижний Новгород. Он уже и не “купеческий”, и не “карман”, и мы с соратниками сформулировали бренд как “город для творческих людей”. Это мелодрама, в ее основе игровая линия, фотограф – герой, который увлекается исторической натурой. На основу нанизано много нижегородских сюжетиков, людей, получается наполненный событиями фильм. Мы включили туда 14 нижегородских музыкальных треков, и нижегородские музыканты очень успешны и известны, хотя местные жители об этом не знают. Наш город невероятно подходит для съемок кино. Если развить это в Нижнем, то можно создать любую туристическую привлекательность на федеральном и мировом уровне, ведь пока о нас не узнают, к нам никто не приедет».

Туристская дестинация – решающий элемент туристской системы. Ее можно охарактеризовать как центр (территорию) со всевозможными удобствами, средствами обслуживания и услугами для обеспечения всевозможных нужд туристов. Другими словами, туристская дестинация включает в себя наиболее важные и решающие элементы туризма, необходимые для туристов. Само слово в переводе с английского означает «местонахождение; место назначения». Термин «туристская дестинация» был введен Лейпером в середине 1980-х гг. Сейчас дестинация – это географическая территория, имеющая определенные границы, которая может привлекать и удовлетворять потребности достаточно широкой группы туристов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру