Выставка «New olds. Классика и инновации в дизайне» открылась в «Арсенале»

Прошлое воспринимается как сокровищница, богатствами которой можно и нужно пользоваться

13 сентября 2017 в 13:21, просмотров: 832

6 сентября в Арсенале открылась выставка «New olds. Классика и инновации в дизайне». Прибывшая из Германии по приглашению Гете-института выставка IFA (Института связей с зарубежными странами) уже с успехом прошла в Москве и Санкт Петербурге, в Нижнем Новгороде она будет демонстрироваться до 3 ноября, после чего отправится в Новосибирск.

Выставка «New olds. Классика и инновации в дизайне» открылась в «Арсенале»
Фото: Алексей Шеянов

Пространство выставки New olds на первый взгляд напоминает большую комфортабельную квартиру, хозяева которой, не особо заботясь о стилистическом единстве, собрали в своем жилище самые удобные и функциональные вещи, какие смогли найти. Но через некоторое время замечаешь, что восточный ковер – это на самом деле пазл и его элементы можно складывать в зависимости от настроения, красивое винтажное кресло на поверку оказывается пластом поролона, удачно перевязанным веревкой, а массивный «бабушкин» шкаф – монолитным блоком пенопласта, в нем нет ни ящиков, ни дверок, только многочисленные вырезы, держалки и крючки. Они, безусловно, выполняют функцию хранения, но как-то иначе, чем обычные шкафы с дверцами и ящиками.

«Формы прошлого вездесущи, – считает куратор выставки Фолькер Альбус, дизайнер, архитектор, профессор Государственного университета искусств и дизайна в Карлсруэ (Германия). – В экспонатах выставки эти формы получают современное звучание, становятся понятными современному человеку и готовы встроиться в современный быт… а способы обработки и переосмысления традиционных форм позволяют понять, как изменяется общественное сознание».

Например, традиционный аксессуар жилого интерьера прошлого – голова дикого животного на стене или медвежья шкура на полу – у современного человека, скорее всего, вызовет лишь чувство отторжения, даже, возможно, ужаса. Но теперь есть «анимо»-интерпретации крупных охотничьих трофеев от студии дизайна Big Game, сделанные из соединенных вместе листов фанеры, которые имитируют головы оленя или лося. Наш современник, увидевший такой «трофей», обрадуется не только тому, что ни одно животное при его создании не пострадало, но и красоте забавной альтернативы.

«Постоянная часть экспозиции состоит из работ 50 дизайнеров и дизайнерских групп Европы и США, – рассказал корреспонденту “МК в НН” мистер Альбус, который, по счастью, на английском языке говорит практически так же хорошо, как и на родном немецком. – Ведь тема отношения к традиции интернациональна. Но дополнительно к основной экспозиции в каждой стране, где мы показываем эту выставку, мы приглашаем поучаствовать в ней местных дизайнеров. Они присылают свои предложения мне, и я выбираю тех, работы которых лучше всего отражают идею. Например, российские дизайнеры очень много и на высокотехнологичном уровне работают с деревом. Для России дерево очень традиционный материал, и то, как они его переосмысляют, прекрасно соответствует духу этой выставки».

Выставка в Нижнем Новгороде дополнена работами мастерских ремесленного пространства «Артель». Это Илья Худяков, представляющий мастерскую Inside, и его Modern Horse – лошадка-качалка, традиционная игрушка, которая в новой интерпретации прекрасно впишется в любой современный интерьер, Максим Пантюхин с его практически невесомым «Барным стулом», Александр и Дмитрий Климохины (Laser Cube) с люстрой из березовой фанеры и Никита Уразов (Ringwood) и его кофейный столик – живой памятник экологичности, видению в перспективе и умелым рукам.

Посетители выставки выглядят слегка озадаченными, периодически возвращаются к заинтересовавшим их экспонатам и рассматривают их снова и снова. И действительно, есть на что посмотреть. Например, вот богато декорированная коллекция фарфора, только роспись размещена на обратной стороне тарелок, чашек и судочков и увидеть ее можно лишь в зеркале, расположенном под стеклянной столешницей, а в порядке утешения тех, кого дизайнер лишил радости созерцания прекрасного декора, он помещает в самом центре каждого изделия клеймо мануфактуры, своеобразный саркастический комментарий к нашему товаропотреблению, ориентированному на престиж. И ведь ничего не скажешь, это полностью соответствует духу времени, требующему, чтобы на каждой майке, сумке или пряжке непременно красовался фирменный знак модного бренда.

Или вот набивший оскомину всем и каждому «моноблок», пластмассовый стул-кресло из придорожной кафешки, который при ближайшем рассмотрении оказывается сделанным из тяжелого цельного дерева и, таким образом, обретает совершенно иную ценностную значимость, диаметрально противоположную обесцененному массовому продукту.

А уж ковров, на фоне которых можно сфотографироваться всей семьей, тут, наверное, штук шесть. А главное, никто вам не скажет: «Фу, что за пошлость», ведь это не просто ковер, это произведение современного искусства. Игры с традицией. Кстати говоря, ковер голландского дизайнера Рихарда Хуттена именно так и называется. Хуттен показывает привычный нам восточный ковер, но только частично: лишь четвертая его часть выполнена в традиционной манере. Остальную, то есть намного большую, часть ковра он заполняет рисунком из цветных параллельных полосок, выполненных нитями, которые были использованы в первой части. Такое расположение старого и нового заставляет нас задуматься об исходном образце. И мы вынуждены признать, что лишь в редких случаях действительно понимаем, что зашифровано в орнаменте ковра, в отличие от знакомого и понятного узора, сложенного из прямых линий.

Все работы, представленные на выставке и обыгрывающие самые разные формы прошлого, очень современны, каждый предмет – своего рода высказывание о потреблении, религии и культурных традициях. Таким образом, прошлое воспринимается здесь как сокровищница, богатствами которой можно и нужно пользоваться здесь и сейчас. «Эти образцы понятны людям, являются основой для ориентации в эстетическом пространстве, источником аутентичности», – считает Фолькус Альбус.

Выставка работает со вторника по воскресенье с 12:00 до 20:00. Адрес: Арсенал, Кремль, корпус 6 (правое крыло).






Партнеры