Из дела дома на Самочкина «выпали» важные звенья и свидетели

На минувшей неделе, 5 сентября, закончился один из самых длительных и резонансных процессов: больше года искали виновных в громком ЧП трехлетней давности – обрушении бывшего заводского общежития на ул. Героя Самочкина в Ленинском районе Нижнего Новгорода… И нашли.

Из дела дома на Самочкина «выпали» важные звенья и свидетели

Напомним, 15 апреля 2014 года крыло этого жилого дома рухнуло из-за осадки фундамента и постоянных протечек, и только благодаря тому, что в то время там не было людей, никто не пострадал. Но жители порядка 120 квартир остались без жилья.

«В подвале постоянно стояла вода, стена промерзала…»

Почти пять часов судья Жанна Игошина, экономя силы и связки, тихим монотонным голосом зачитывала показания и свидетельства. Рефреном в заявлениях потерпевших звучало: «в подвале дома все время стояла вода, в общественном туалете протекали трубы, зимой стена дома промерзала, в последнее время появилась трещина», жильцы постоянно писали жалобы, «знали, что дом скоро рухнет, но ничего не было сделано».

Также на основании собранных следователями Следственного управления СКР по Нижегородской области доказательств Ленинский райсуд вынес приговор действующему главе администрации Нижнего Новгорода Сергею Белову и бывшей главе администрации Ленинского района Надежде Рожковой по уголовной статье – совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность).

Каждому из подсудимых было назначено наказание в виде выплаты штрафа в размере 100 тысяч рублей. Однако от наказания осужденные были освобождены согласно п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ в связи с истечением срока давности уголовного преследования.

Приговор в законную силу не вступил, и сразу после заседания суда Сергей Белов и Надежда Рожкова заявили, что с решением не согласны и собираются обжаловать решение суда. На подачу апелляции отводится 10 дней.

Рожкова уже полгода не работает в администрации Ленинского района. Белов сказал, что уходит в отпуск, чтобы поработать со своими адвокатами и юристами. (Сегодня обязанности сити-менеджера исполняет Сергей Миронов. – Ред.)

Он добавил, что пока не знает точно, сможет ли он, имея судимость по статье ч. 1 ст. 293 УК РФ «Халатность», занимать пост главы администрации Нижнего Новгорода. (Сегодня в Уставе города в перечне оснований для досрочной отставки главы администрации есть пункт «вступление в силу обвинительного приговора суда». – Ред.)

Искали повод

И Белов, и Рожкова считают, что процесс над ними носит заказной политический характер, а настоящие виновники «выпали» из процесса, остались за кадром. В первую очередь, по их мнению, это муниципальная управляющая компания «Зеленый город» и ряд других чиновников городского и районного уровня. Кроме того, суд предоставил стороне защиты всего один день для доказательств и не допросил целый ряд свидетелей. В результате оба обвиняемых заявили, что их лишили права на защиту, и отказались выступать в прениях.

(В частности, на судебном процессе упоминались С. Гладышев, тогда первый замглавы администрации города, С. Синицын, директор городского департамента жилья, В. Лазарев, бывший глава Ленинского района.)

Но если говорить по сути, то чиновники Ленинского района, на чьей территории находилась злополучная заводская постройка 1958 года, вовремя не исполнили, точнее не завершили, процедуру, по которой дом надо было признавать непригодным для жилья, аварийным и расселять.

Предыстория такова: бывшее госпредприятие – завод «Красная Этна», – на чьем балансе состояло общежитие, вышло в арбитражный суд Нижегородской области, и еще в июне 2012 года арбитраж иск удовлетворил и постановил принять здание в муниципальную собственность Нижнего Новгорода.

Но город, КУГИ и ЗР, не согласился с таким «щедрым» предложением (говорят, как раз из-за плохого состояния здания), подал апелляцию, и только в августе 2012 года решение стало окончательным. А в сентябре 2012 года вышло постановление главы администрации города о принятии общежития в муниципальную собственность. Обслуживать здание назначили городскую управляющую компанию «Зеленый город», которая занималась самым ветхим фондом, получала из бюджета субсидии на ремонт, поскольку обычно на капитальные затраты денег жителей не хватало.

Параллельно с передачей дома от завода муниципалитету здание обследовали специалисты Госжилинспекции – фундамент, инженерию. И вынесли техническое заключение о непригодности дома для жилья. Поскольку, как говорилось в одном из экспертных обследований (после обрушения были выполнены и другие экспертные работы), были выявлены конструктивные особенности постройки, которые не позволяли в полной мере ремонтировать встроенные трубы.

Скинули с баланса

Можно зафиксировать, что здание городу от прежнего балансодержателя было передано не в лучшем состоянии и без должной компенсации. Очевидно, что дом готовили к расселению. Госжилинспекция, имея заключение о непригодности дома для жилья, вышла в районную межведомственную комиссию, чтобы та предприняла дальнейшие действия по признанию его аварийным, – собрала документы, направила в городские структуры и так далее, что положено по регламенту.

В то время комиссию возглавлял Сергей Белов, первый замглавы администрации Ленинского района. 15 августа 2012 года комиссия рассмотрела заключение Госжилинспекции, предложившей признать дом на улице Героя Самочкина аварийным и расселить его. Однако на тот момент из КУГИ был получен ответ, что дом 32 не числится в реестре муниципальной собственности. По данным комиссии, был направлен запрос о собственниках помещений и в «Красную Этну», но ответа не последовало. на заводе утверждали, что никакой переписки с райадминистрацией не велось.

И после этого весь процесс встал: решение по дому 32 было отложено. По словам Белова, затем он ушел в отпуск. Комиссию на короткое время возглавила Рожкова, затем – уже в 2013 году – Белов перешел в администрацию Приокского района, но и его преемники к этому вопросу о признании дома аварийным уже больше не возвращались.

По утверждению следствия, районная межведкомиссия должна была рассмотреть вопрос повторно, собрать весь пакет документов о признании жилья аварийным, направить собственникам уведомления заказным письмом и так далее, отправить все документы в городскую администрацию.

При этом защита Белова и Рожковой утверждает, что процедура признания жилого дома аварийным четко не прописана, кто за что отвечает, и таким ответственным вопросом по такому значимому объекту должен был заниматься город.

По словам Рожковой, не было никаких обращений от жильцов о признании здания аварийным. Кроме того, по ее мнению, этим вопросом должна была заниматься городская комиссия. Хотя коллективные жалобы на плохое состояние дома, по словам жителей, они писали регулярно, а УК «Зеленый город» даже ремонтировала электрощитки!

Вместе с тем приватизированные комнаты на Самочкина активно продавались и покупались за 800–900 тысяч рублей.

Все знали, что скоро рухнет!

А в апреле 2014 года торец дома рухнул.

Причиной, по заключению привлеченных экспертов, стали осадка и подвижка его фундамента, вызванные размывом грунта из-за наличия воды в подвале высотой 1,2 м (имеются характерные следы на стенах подвала), постоянные аварии на водопроводных, канализационных и отопительных трубах, отсутствие отмостки и проч.

Но защитой было представлено и альтернативное заключение эксперта, по которому фундамент общежития был прочным и обрушение можно было предотвратить за короткое время, отремонтировав инженерию, устранив протечки в общем туалете на первом этаже и поставив там отопление.

Следствие же убеждено, что к ЧП привело «бездействие и халатное отношение к своим обязанностям» именно чиновников Ленинского района, руководства районной МВК. Именно они не обеспечили подготовку пакета документов для передачи его в городскую комиссию, не уведомили жителей, не исполнили регламент и должностные инструкции, не рассмотрели вопрос повторно на межведкомиссии, не сделали того, что должны были, то есть не обеспечили людям безопасное проживание и право на жилище.

Сегодня почти всех жильцов дома 32 на Самочкина расселили, предоставив денежную компенсацию или квартиры. Но собственники ряда помещений заявили гражданские иски на возмещение материального ущерба от потерянного имущества – разбившихся банок с солениями, аквариумов, унитазов, ковров, шуруповертов и прочих милых сердцу мелочей. Есть и неудовлетворенные суммой компенсации – в среднем это около миллиона рублей. Заявленные по делу гражданские иски потерпевших (на несколько миллионов рублей) суд оставил без рассмотрения. Они будут рассмотрены позже. Ответчиком по ним станет администрация Нижнего Новгорода.

Например, присутствовавшая на заседании Анна Прохорова, у которой маленькая дочка, намерена требовать удовлетворения через суд. Она считает приговор чиновникам слишком мягким, говорит, что «они ничего не сделали, чтобы предотвратить обрушение, все знали, что дом скоро рухнет».

Процесс выглядит странно

«Процесс по делу об обрушении части дома на улице Самочкина выглядит странно, и многое в этом процессе заставляет задуматься о нарушении принципа объективности, независимости суда и равенства сторон», – заявил политолог Иван Юдинцев.

Эксперт обратил внимание на тот факт, что обвинительные свидетельства рассматривались в течение нескольких месяцев, а на представление позиции защиты был отведен всего один день. «На мой взгляд, это должно вызвать серьезные сомнения у любого, кто непредвзято оценивает и комментирует этот процесс и вынесенный приговор. Кроме того, вызывает удивление и отсутствие в числе фигурантов этого дела руководителей управляющей компании, которая обслуживала рухнувший дом. По меньшей мере нелогично выносить приговор чиновникам, обвиненным в халатности, но не давать при этом оценки тем, кто обязан был следить за состоянием дома и обеспечивать его безопасную эксплуатацию. Получается, как в песенке Высоцкого: “Пусть жираф был не прав, но виновен не жираф”», – добавил Иван Юдинцев.

Политолог отметил, что оценивает этот процесс и в особенности его спешное, «скомканное завершение» как часть политического процесса, происходящего в городе и регионе.

«В этом смысле я согласен с Сергеем Беловым, когда тот говорит о процессе как об инструменте политической расправы с ним. Судите сами: обвинение даже не попыталось добиться реального наказания для Сергея Белова и Надежды Рожковой, удовлетворившись штрафом по 100 тысяч рублей каждому, причем и эти штрафы не придется выплачивать. Получается, что единственный результат громкого процесса – это сам факт вынесения обвинительного приговора, а единственное практическое следствие этого приговора – возможное отстранение Сергея Белова от должности, если приговор не будет обжалован и вступит в законную силу», – уточнил Иван Юдинцев.

Эксперт напомнил, что Сергей Белов выиграл конкурс на замещение должности главы администрации Нижнего Новгорода «вопреки позиции ряда влиятельных чиновников», которые поддерживали другого кандидата.

«Кто-то очень недоволен независимостью Думы Нижнего Новгорода, которая выбирает кого захочет, а не тех, кого порекомендуют сверху. Не имея возможности посчитаться с Думой, мишенью выбрали Сергея Белова, поскольку в его отношении нашелся хоть какой-то повод. Позволю себе воздержаться от более серьезных оценок и выводов, которые напрашиваются при анализе имеющихся фактов. Я все же надеюсь, что приговор будет обжалован и получит объективную оценку», – сказал Иван Юдинцев.

Приговор как формальная придирка «Приговор Сергею Белову выглядит формальной придиркой, чтобы подвинуть его с занимаемой должности, – считает политолог Константин Барановский. – Я не юрист, не стану давать каких-то юридических оценок. Но есть определенные вопросы к процедурным моментам, и сам по себе приговор выглядит формальной придиркой.

Справедливость в вопросе с обрушившимся домом по улице Самочкина не совсем восторжествовала. Либо это серьезный проступок и нарушение, либо это рабочая ситуация. Все живы-здоровы, не пострадали, все давно живут в других квартирах, и пострадавших нет.

С точки зрения политической ситуации, может быть, кто-то начнет сейчас говорить про политический кризис, но никакого политического кризиса нет: город управляем, есть определенный консенсус, понимание, куда и как развиваться городу. В конце концов есть глава МСУ Елизавета Солонченко, и ее действия на своем посту вызывают если не восхищение, то уважение. Повторюсь, мне кажется, это такая формальная причина, за которую кто-то ухватился, уцепился, попытался дестабилизировать ситуацию, но у него не получилось».

Освобождают кресло «В том, что случилось с общежитием на улице Самочкина, нет вины ни Белова, ни Рожковой, – говорит депутат Законодательного собрания Юрий Лебедев. – Есть домоуправляющая компания, которая должна следить за состоянием дома. Более того, у этого дома был собственник. И он это здание с людьми просто сбросил городу. К слову, у нас в Нижнем Новгороде тех же бесхозных сетей, которые собственники бросили, более чем достаточно. И муниципалитету приходится все это брать на баланс и потом за это отвечать, если вдруг трубы лопаются. Так произошло и с жилым домом на улице Самочкина.

Это дело называют громким только потому, что в нем нет состава преступления. Что, у Белова обнаружили квартиры где-то во Франции или США или счета за рубежом? Ничего подобного. Человека судят только для того, чтобы убрать с кресла градоначальника. И вот с этой точки зрения это дело – громкое. Это ведь и обычные люди, простые горожане, прекрасно понимают. Недавно я встречался на своем избирательном участке с жителями, и меня спрашивают: “Что там с Беловым творят? Что они к нему пристали?” И я отвечаю: да, он мужик с характером, у него внутренний стержень есть. И за это я его уважаю.

Независимо от решения суда я уверен: мы о Сергее Белове еще много хорошего услышим».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №38 от 13 сентября 2017

Заголовок в газете: Не исполнили процедуру

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру