1 сентября в Нижегородской области начнут работу 890 школ

Начало нового учебного года – всегда праздник. Даже для тех, кто не очень-то любит учиться. Но прийти в школу 1 сентября, встретиться с одноклассниками, вывести первую строчку в новой тетради, открыть новый учебник… Каждый год мы собираем в школу детей и внуков, гадаем, что их ждет. О том, что происходит сегодня в школах и вузах, рассказал начальник отдела дошкольного и общего образования министерства образования Нижегородской области Виктор Шмелев.

1 сентября в Нижегородской области начнут работу 890 школ
Виктор Шмелев Фото: Евгений Алексеев

– Виктор Николаевич, совсем скоро школьники начнут учиться. Что их ждет в новом учебном году? Все ли школы откроются вовремя? Хватает ли учебников?

– 15 августа межведомственными комиссиями были приняты все общеобразовательные учреждения. Все 890 школ к новому учебному году готовы.

Учебниками, как и в прежние годы, школьники обеспечены полностью. Закуплено около 800 тысяч экземпляров учебников. Финансирование превысило 330 млн рублей. Каждая школа самостоятельно формировала заказ, заключала договоры и отслеживала поставки.

Учебник для нижегородского школьника всегда был бесплатным, то есть приобретался и приобретается за счет регионального бюджета.

Областной бюджет выделил достаточно средств, чтобы обновить фонд учебной литературы во всех школах. Те же единичные случаи несвоевременной выдачи учебников школьнику или, того хуже, покупка учебника на родительские средства министерством образования тщательно анализируются, выявляются должностные лица виновные в данных нарушениях, работодателем определяется мера наказания.

– То есть никаких проблем?

– Наверное, так нельзя утверждать. Просто ко всем возникающим проблемам требуется взвешенный подход. Так, в июне Министерством образования и науки РФ принято решение вернуть в учебные заведения курс астрономии. Но к этому времени все соглашения на поставку учебников уже были заключены, средства распределены. Поэтому астрономия в новом учебном году будет преподаваться в тех школах, в которых есть, во-первых, учебники, во-вторых, учебные часы, необходимые для этого предмета, и, в-третьих, учителя с необходимым уровнем подготовки. Прежде всего это лицеи и школы с углубленным изучением физики и математики. Но есть и здесь исключение, например астрономия будет преподаваться в Новинской средней школе Богородского района.

– В июне министерство образования говорило не только об астрономии, но и, например, шахматах как школьном предмете.

– Действительно, вопрос о введении шахмат поставлен. Очень уважаю эту игру, она развивает логику, мышление. По мнению регионального министерства образования, шахматы могут изучаться в рамках внеурочной подготовки. Уже в настоящее время в Нижегородской области шахматы преподаются в 207 школах областного центра и северных районов области. Но для их введения в программу нужна материальная база и педагоги, прошедшие подготовку.

– Что делается для повышения квалификации педагогов? Как решается проблема привлечения кадров в школы?

– В российских школах продолжается поэтапный переход на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. С 1 сентября на федеральный стандарт перейдут учащиеся 7-х классов, а учащиеся 1–6-х классов продолжат обучение по данному стандарту.

Поэтапный переход на федеральный стандарт образования закончится в 2020 году. Естественно, что переход на новое содержание образования обязан сопровождаться повышением квалификации педагогов. Министерство образования области данному вопросу уделяет огромное внимание. В этом вопросе важную роль играет Нижегородский институт развития образования. Ежегодно в Институте развития образования повышают квалификацию порядка 14 тысяч педагогических работников. Таким образом, каждый из 35 тысяч учителей, работающих в школах Нижегородской области, имеет возможность повысить свою квалификацию раз в три года.

Для привлечения в школы молодых специалистов еще несколько лет назад существовала специальная областная программа. Общий объем финансирования составил 9,5 млрд рублей. Молодым педагогам строили новое или приобретали на вторичном рынке жилье, обеспечивали личным автотранспортом, предоставляли иные меры социальной поддержки. Это позволило привлечь в школы более 2000 молодых учителей. Условие программы – отработать учителем в школе 10 лет. Время показало, что подавляющее большинство педагогов остались в региональной системе образования и после истечения этого срока. Причем это молодые люди с активной жизненной позицией. Они активно участвуют в общественной жизни муниципалитетов, избираются в молодежные парламенты и депутаты земских собраний, защищают научные диссертации и назначаются на руководящие должности в школах. И такая поддержка была важна именно в тот отрезок времени – с 2006 по 2013 год. В настоящее время работа учителя должна быть привлекательной для молодых людей хотя бы потому, что зарплата нижегородского педагога сопоставима со средней заработной платой в экономике региона.

– Как обеспечивается доступ к образованию в сельских районах? Много ли осталось малокомплектных школ?

– Нижегородская область – один из немногих регионов, которые стараются сохранить доступность образования в удаленных населенных пунктах. Правительством Нижегородской области ежегодно утверждается перечень сельских малокомплектных школ, получающих финансирование из областного бюджета независимо от количества учеников. Таким образом, на протяжении нескольких лет удается сохранить порядка 200 малокомплектных школ, расположенных в удаленных населенных пунктах. Тем самым нам удается сохранить место учебы, максимально приближенное к месту жительства ребенка. Но нельзя не учитывать тот факт, что только в большом детском коллективе активно идет социализация школьников. Именно поэтому министерством образования совместно с органами местного самоуправления создается сеть базовых школ. Формирование сети базовых школ, в свою очередь, повлекло за собой формирование школьного автопарка. Да, для сельских районов школьный автобус стал реальностью.

– Известно, что существует некая разница в качестве знаний, которые получают учащиеся городских и сельских школ.

– Укрупнение школ, концентрация лучших педагогических кадров, педагогических технологий – это правильный путь к достижению более качественного образования. Кстати, результаты ЕГЭ за 2017 год показывают, что в сельских школах уровень преподавания достаточно высок. Например, выпускники школ Большеболдинского и Спасского районов показали средний балл ЕГЭ по русскому языку выше среднего балла по области, выпускники школ Сокольского и Сосновского – по базовой математике, выпускники школ Шарангского и Сеченовского – по профильной математике.

При этом именно для малокомплектной школы характерна ситуация, когда один педагог преподает не один, а два, иногда три предмета. В этой ситуации важны два момента. Первое, несколько предметов – это смежные дисциплины одной образовательной области. Второе, повышение квалификации – обязательная процедура, предшествующая преподаванию смежных предметов.

– Сколько первоклассников сядут за парты? Станет ли их больше в нынешнем году?

– Если в предыдущие 3–4 года количество первоклассников ежегодно увеличивалось более чем на тысячу учащихся, то в этом году за парты сядут практически столько же первоклассников, как и в прошлом году, – 3636 человек.

– Если говорить о более старших, о студентах, как прошло зачисление в вузы?

– В Нижегородской области 11 государственных вузов. Из них один регионального и 10 – федерального подчинения. Зачисление студентов, в соответствии с законодательством прошло в две волны. Более шести тысяч абитуриентов зачислены на первый курс на бюджетные места. Прием на внебюджет еще продолжается.

– В некоторых вузах закрыли «непрофильные» направления подготовки. Где их студенты продолжат учиться?

– Да, процесс закрытия непрофильных специальностей продолжается. В нынешнем году были закрыты направления подготовки «экономика», «менеджмент» и «юриспруденция» в ННГАСУ. Студентам дана возможность окончить обучение и получить дипломы в ННГУ имени Лобачевского.

– Что бы вы пожелали тем, кто через несколько дней снова начнет учиться?

– Мы часто слышим в обществе рассуждения о большой учебной нагрузке, домашних заданиях, уменьшении учебных часов. Наверное, в этих рассуждениях есть смысл. А мне бы хотелось напомнить всем обучающимся независимо от того, какой уровень образования они получают: учеба для вас – такой же труд, как работа для взрослых. Место за партой, у школьной доски – это ваши рабочие места. А пожелать – научиться получать удовольствие от процесса учения.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №36 от 30 августа 2017

Заголовок в газете: Виктор Шмелев: «Учеба для школьников такой же труд, как работа для взрослых»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру