Больше дублеров, хороших и разных

Транспортных проектов у области на десятки миллиардов рублей

Приезд в Нижний Новгород на минувшей неделе министра транспорта РФ Максима Соколова, возможно, благоприятно отразится и на других крупных транспортных проектах в регионе.

Транспортных проектов у области на десятки миллиардов рублей
фото Андрея Абрамова

Второй волжский мост 8 августа «открыли» еще раз, в торжественной обстановке, освятили, строителей чествовали. Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев и министр Максим Соколов вручили дорожникам государственные награды. Но еще и посовещались по дальнейшим планам, облетели на вертолете строящиеся нижегородские «узлы» и «развязки».

Дороги в миллиардах

«Мы увидели, как активизируется работа по региональным, местным дорогам, объектам улично-дорожной сети, – делился впечатлениями министр транспорта РФ. – Речь идет не только об этом мостовом переходе, но и о третьем этапе строительства Южного обхода. Завершается полная реконструкция аэропорта “Стригино”. В этом году заканчивается проектирование высокоскоростной железнодорожной магистрали, которая пройдет и через Нижний Новгород, а в этом году город получил крупнейший федеральный транш из почти 40 городов России».

И федеральные СМИ, рассказывая о мероприятии, не забыли упомянуть, что новый мост через Волгу построен в том числе и за счет денег системы «Платон» (читай, сборов с грузоперевозчиков) – 3,6 млрд рублей из собранных 30 млрд. Не зря дескать, платите!

Кстати, Максим Соколов рекомендовал при проведении дорожных работ минимизировать ограничения пропускной способности дорог и городских улиц, синхронизировать работы дорожников, служб жилищно-коммунального хозяйства, уделить особое внимание обеспечению безопасности участников дорожного движения и людей, проводящих работы.

Для справки

«В 2017 году в Нижегородской области по проекту “Безопасные и качественные дороги” планируется отремонтировать и ввести в эксплуатацию 115,5 км автодорог, из них 76,5 км – в Нижнем Новгороде и 39 км дорог – на территории области», – уточнил уже областной министр транспорта и автомобильных дорог Александр Герасименко. По его словам, работы на большинстве объектов идут с опережением графика, общий объем средств из всех источников финансирования составил 2,7 млрд рублей (за счет средств федерального бюджета – 1,2 млрд рублей, областного – 1,4 млрд рублей, из местных – 31 млн рублей). В целом на региональные и местные дороги нижегородской агломерации до 2025 года требуется около 32,33 млрд рублей.

В состав «дорожной сети» нижегородской агломерации включены участки дорог общего пользования в пределах 100-километровой зоны от Нижнего Новгорода общей протяженностью 1143,888 км. В первую очередь это основные городские дороги (улица Родионова, проспекты Гагарина и Ленина, Московское и Сормовское шоссе) и так называемые «вылетные» магистрали – дороги областного значения, по которым осуществляется соединение города с прилегающими территориями (Шопша – Иваново – Нижний Новгород, Работки – Порецкое, Нижний Новгород – Шахунья – Киров, Ряжск – Касимов – Муром – Нижний Новгород).

Чтобы пробки не сдвигались, а исчезали

Но у региона еще масса инфраструктурных проблем, которые требуют решения. Партнерство с федеральным центром крайне необходимо. Губернатор сразу обрисовал российскому министру фронт работ еще на две пятилетки.

«Мы с Максимом Юрьевичем проанализировали, как идет строительство Молодежного проспекта. Надо будет расширять еще целый ряд магистралей, – отметил Валерий Шанцев. – И ту, которая идет на поселок Новинки, и дорогу Неклюдово – Золотово. Я надеюсь, что содружество ветвей власти поможет нам реализовать проект по строительству путепровода в Подновье. Также в ближайшее время будем решать, кто у нас будет строить низконапорную плотину и Северный обход».

А теперь пойдем по порядку. Борскую транспортную систему (БТС) нужно еще доделывать. Это все понимают, не только наши автоводители, которые сразу в блог губернатора Шанцева поставили ему такую задачу, хотя, конечно, многие благодарили за скорость: «по мосту теперь летаем».

«Вот и случилось, как все думали, пробка уехала с Мещерки в Неклюдово! И опять реверсы».

«Ждем дорогу вдоль Толоконцева, нужно сделать еще хоть метров 100 второй полосы перед переездом в Неклюдово и до кругового движения, а то на этом переезде некоторые водители оттормаживаются почти в ноль, что сводит на нет всю развязку для семеновского направления!»

«Новая дорога Неклюдово – Золотово должна предполагать путепровод через ж/д пути со съездом на Городец, так как заявлено, что будут полностью разведены потоки на Бор, Киров и Городец. 6 августа, в воскресенье, после открытия моста пробка из-за этого переезда была от моста через Линду!»

Про эту проблему губернатор давно, конечно, знает, и иллюзий, что вся кировская пробка сразу рассосется, не питает. В блоге Шанцева отмечается, что к БТС (мост-дублер, два пойменных моста, путепровод, мост через Везлому, развязки) в следующем году добавится еще и трасса Неклюдово – Золотово.

Все поручения на проектировку давно были даны. Вопрос стоял только, за чей счет строить эту развязку в 4 км с виадуками: в форме концессии, ГЧП с привлечением частного партнера и последующей платной эксплуатацией или же только за счет бюджетного финансирования разного уровня? В ходе визита в Нижегородскую область министра транспорта РФ Максима Соколова стало известно, что проект может претендовать на федеральное софинансирование.

Подновье – в графике

«Строительство автодороги с путепроводами Неклюдово – Золотово начнется уже в следующем году. До конца августа проект пройдет экспертизу, и тогда можно будет определять подрядчика», – уточнил Валерий Шанцев.

«Начало новой трассы Неклюдово – Золотово будет находиться на существующей дороге Нижний Новгород – Шахунья – Киров перед поселком Неклюдово. Она будет пересекать строящуюся автомобильную дорогу и железнодорожные пути в разных уровнях, после чего проследует в сторону деревни Золотово, где будет примыкать в одном уровне к существующей автодороге Нижний Новгород – Шахунья – Киров. Предполагаемая длина участка строительства — порядка 4 км с устройством путепроводов и дополнительного съезда для обеспечения транспортной связью поселков Толоконцево и Неклюдово», – пояснил министр транспорта и автомобильных дорог Александр Герасименко.

Кроме того, нижегородское правительство рассчитывает на поддержку федерального бюджета и при строительстве путепровода в Подновье, сказал губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев.

Ранее правительство области рассматривало разные варианты еще одного «соединения» берегов Волги, в том числе прокладку тоннеля под рекой в районе Подновья. Затраты оцениваются в 15 млрд рублей.

И сквозное судоходство

И еще одна крупная транспортная новость, напрямую касающаяся Нижегородской области, дошла к нам из Волгограда – прямо во время визита министра транспорта РФ. Там на совещании, посвященном оздоровлению Волги, глава правительства РФ Дмитрий Медведев фактически объявил о старте строительства нижегородского гидроузла.

Глава кабмина подписал изменения в схему территориального планирования, которые нужны для начала реализации нижегородского гидроузла. Скорректированы сроки и объем финансирования (в сторону увеличения), а также характеристики гидроузла, уточнено его местоположение (в Балахнинском и Сормовском районах). Пропускная способность плотины со шлюзами составит не менее 25 млн тонн в год. Деньги на эти цели, как отметил Медведев, порядка 43,5 млрд рублей, в проекте федерального бюджета уже заложены.

Гидроузел должен быть сдан в эксплуатацию к 2021 году (ранее срок был 2020 год. – Ред.). Глава правительства заявил, что после этого на самом мелководном участке реки (от Городца до Нижнего Новгорода. – Ред.) будут сняты ограничения по грузо- и пассажироперевозкам и сквозное судоходство по Волге как водной трассе международного значения будет обеспечено.

Как говорят речники, отметка 68 метров будет держаться по всему данному участку Волги, что позволит большим судам и круизерам проходить и городецкие шлюзы. Но для жителей Заволжья и Балахны, возможно, Сормова, пограничных земельных участков, встанет проблема подтопления, о чем не раз рассказывали и местные власти и ставили вопрос о компенсации или соответствующей инженерной защите. Но пока конкретных ответов по этой теме никто из федерального руководства не дал.

Север – без газа, но со стратегией

Еще один крупный мозговой штурм на днях устроили депутаты и чиновники разного уровня на севере Нижегородской области. В Шахунье, к примеру, обсуждали перспективы развития экономического потенциала северных территорий области. Пользуясь хорошей погодой и событийными поводами (Уренской ярмаркой), сюда приехал целый десант известных людей, в том числе и Александр Хинштейн, ныне советник директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, которому власти Уреня решили присвоить звание почетного гражданина района.

А если говорить серьезно, то, конечно, север области чувствует себя обделенным, газом – точно! Хотя это треть площади региона и всего 7% населения. Про дальнейшую газификацию «шахунской агломерации» в официальных сообщениях не говорится. И насколько нам известно, проблема закольцовки магистральным газопроводом трех субъектов – Кировской, Нижегородской областей и Марий Эл – так до сих пор на высшем уровне (то есть с участием главы Газпрома) не решена. Зато региональное правительство намерено в 2018 году разработать долгосрочную стратегию развития этих районов, и она отдельной строкой войдет в новую долгосрочную стратегию развития области, – об этом в Шахунье заявил министр экономики и конкурентной политики Нижегородской области Игорь Норенков. Там собрались министры областного правительства, депутаты, главы администраций северных районов, руководители предприятий, предприниматели.

«Здесь практически отсутствуют крупные промышленные предприятия, а экономика представлена в большинстве своем малым и средним бизнесом, – признал Игорь Норенков. – Начиная с 2007 года основным механизмом развития северных территорий, как и остальных муниципальных районов и городских округов области, была программа развития производительных сил. И она зарекомендовала себя положительно».

Для этого, по словам министра, необходимо проанализировать, какие ресурсы в достатке на территории северных районов, а какие нужно привлекать извне – из областного бюджета, федерального бюджета, – чтобы «создать такие условия, чтобы человек остался на малой родине или вернулся после обучения, чтобы у него была достойная работа, зарплата и возможность завести семью».

Местные жители рассказали об изменениях, произошедших с Шахуньей за последние годы, сообщает пресс-служба правительства области. «По губернаторской программе поддержки местных инициатив удалось обустроить наш парк, Аллею памяти и славы. Полностью преобразилось любимое место отдыха горожан, а еще около полутора лет назад на ее месте был дремучий лес», – рассказала Наталья Смирнова. «Больше года назад у нас открылся новый детский садик, большой, просторный. Там есть бассейн, прекрасная детская площадка. Мой ребенок бежит с утра, радуется», – добавила Екатерина Буркова.

Участники совещания обсудили, как продолжать развитие территорий, как привлечь новых инвесторов и как преодолеть специфические для севера области проблемы.

«Задача власти, и в том числе муниципалитета, – создать условия, инфраструктуру, убрать административные барьеры, и тогда бизнес придет», – подчеркнул глава администрации городского округа город Шахунья Роман Кошелев.

«Дороги здесь, к сожалению, в свое время строились особым способом, не ремонтировались давно. В последние годы на них легла дополнительная нагрузка: очень много леса вывозится отсюда, начал развиваться бизнес и крупные промышленные предприятия. Каждый год выполняется объем такой, который не делался за десятилетия!» – обозначил одну из проблем, требующих решения, заместитель председателя Законодательного собрания Нижегородской области Александр Табачников.

Министр промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области Максим Черкасов презентовал представителям местного бизнеса меры финансовой поддержки, которыми они могут воспользоваться. Это и Агентство по предоставлению гарантий предпринимателям при привлечении кредитов, и микрозаймы, которые даются на сумму до 3 млн рублей под 11% на три года.

Шахунские предприниматели заинтересовались новыми мерами поддержки и рассказали о том, как помощь областного правительства уже помогла им в развитии бизнеса. «Мы приступаем к строительству нового животноводческого комплекса в Хмелевицах на 1500 голов. Проект дорогой, на 500 млн рублей, но зато мы получим около 200 млн субсидии из областного бюджета – экономия налицо!» – рассказал генеральный директор агрохолдинга ОАО «Молоко» Анатолий Маликов.

Однако, как сообщают наши читатели, шахунцев очень возмущают размеры очень тарифов на услуги ЖКХ и электроэнергию, причем все время повышающиеся. «Многим после внесения ежемесячной оплаты услуг ЖКХ и электроэнергии практически не на что жить, поскольку доходы людей в нашем – изрядно сократившемся по численности населения и всем другим социально-экономическим показателям, уровню жизни – муниципальном районе неуклонно снижаются. При этом стоимость жизни все время повышается. Достаточно сказать, что в Нижегородской области один из самых высоких тарифов на электроэнергию в России, а в Шахунском районе – один из самых высоких тарифов на отопление в Нижегородской области (дороже, чем в областном центре – Нижнем Новгороде, где доходы населения в несколько раз выше, чем в Шахунье)», – напоминают они чиновникам и считают, что массовые обращения с жалобами в Москву помогут решить вопрос.

«Хотя газификация у нас в Шахунье еще не настала, но обращения нескольких тысяч граждан ощущаются властями всех уровней, и вопрос понемногу, со скрипом, но тем не менее находится в процессе решения», – надеются активисты.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру