Малый Китеж, местечковый пафос и китайские поделки

22 и 23 июля в Городце прошел XVI фестиваль народных художественных промыслов «Мастеров народных братство»

В этом году фестиваль был посвящен 170-летию художественной городецкой росписи и 80-летию образования фабрики «Городецкая роспись». Гостями праздника стали мастера хохломской, полхов-майданской, палехской, мезенской, жостовской росписей и гжели. Мастера приехали из Республики Беларусь, Владимирской, Ивановской, Кировской, Архангельской, Нижегородской областей и Республики Татарстан.

22 и 23 июля в Городце прошел XVI фестиваль народных художественных промыслов «Мастеров народных братство»
Фото Алексея Шеянова

Маленькие домики, резные ворота, печатные наличники — центр Городца, безусловно, производит впечатление пряничности, но эта пряничность не слащавая, с патокой и глазурью, а такая правильная, сказочная. И во время прогулки по его музейному кварталу само собой вспоминается, что первое название Городца — Малый Китеж, а сказочный Китеж-град по легенде был построен по его образу и подобию, только размером побольше, и назывался соответственно Большой Китеж.

Любуясь же открывающимся с набережной Революции видом, осознаешь, что именно этот город сжег тот самый Батый перед тем, как добрался до Китежа, и увидел лишь воды озера Светлояр, смыкающиеся над крышами и куполами. История и легенды оживают на улицах Городца, переплетаются между собой так, что не распутать, не разобрать, где кончается сказка и начинается быль.

«А почему не просто “Братство народных мастеров”?» – интересуется приятель, когда мы вместе едем на фестиваль народных художественных промыслов «Мастеров народных братство».

И действительно, претенциозность названия настораживает сразу, с другой стороны, возможно, эта инверсия здесь неслучайна и отсылает нас к концу XVIII – началу XIX века, потому что именно на этот период приходится расцвет Городца. Но, когда читаешь программу, становится очевидным, что на самом деле это лишь худший образец провинциального нейминга, бессмысленного и беспощадного. И если название районного конкурса-фестиваля самодеятельного творчества жителей «Поет село мое родное» просто напоминает о музыкальных телевизионных передачах советского периода и в людях определенного возраста даже будит что-то ностальгическое, то «Самовар – певец души русской» как название для интерактивных выставок под открытым небом, посвященных 10-летию музея «Терема русского самовара», – это трэш и ужас.

Собственно, происходящее на фестивале только подтверждает впечатление от прочтения его программы. Бездарные стихи, зачитываемые фальшиво-бодрыми голосами со сцены, тексты, изобилующие псевдопатриотическими штампами, вгоняют в тоску, и только награждение мастеров придает этому дешевому балагану осмысленность. Они поднимаются на сцену такие серьезные, слегка смущенные (сам губернатор поздравляет!), такие естественные и настоящие, что понимаешь – это должен быть их праздник. И вроде бы так и есть, но как-то неочевидно. А на деле за кучей палаток с китайским ширпотребом практически не видно настоящих мастеров. Они, безусловно, есть — чудесные платья с художественной вышивкой, необыкновенной красоты валяные вещи, абсолютно сказочные духи леса, вырезанные из веток разных пород деревьев, веселые жбанниковские свистульки, – но все они растворяются в море дешевого текстиля, посуды, синтетических игрушек – филиал магазина fixed price под открытым небом.

Заявленные в программе мастер-классы по золотной вышивке, изготовлению печатных пряников, городецкой росписи, по всей видимости, проходили, но где, во сколько и какие, было абсолютно непонятно. Например, про то, что «тут недалеко» только что закончился мастер-класс по изготовлению печатных пряников, мы узнали почти случайно, заглянув в музей «Городецкий пряник» полюбоваться старинными пряничными досками и узнать контакты мастеров, их изготовляющих.

Известно, что в 2015 году Россия вошла в десятку самых посещаемых туристами стран, более того, по мнению экспертов, у нас есть все шансы подняться до первой пятерки самых популярных турнаправлений и соответственно получать с туризма больше доходов. В частности, у Нижегородской области прекрасный природный и культурный потенциал, что является основой для привлечения туристов, и подобные фестивали, безусловно, увеличивают привлекательность региона. Есть, правда, одно большое но: чтобы стать по-настоящему привлекательными в туристическом плане, эти мероприятия должны проводиться на достойном уровне, а не иметь целью подороже продать побольше мест под палатки, торгующие все равно чем. Должна быть четко продуманная организация, для чего необходимо привлекать квалифицированных специалистов. Я больше чем уверена, что они есть в Нижнем Новгороде, надо их просто заинтересовать и привлечь.

У Городца потрясающая история, волшебная фактура, удивительные мастера, есть на чем выстроить прекрасное запоминающееся событие, на которое захочется возвращаться из года в год. В этом году, к сожалению, ничего подобного не получилось, и было лишь жаль потраченного времени.

Остается надеяться, что при проведении XVII фестиваля «Мастеров народных братство» будут проанализированы ошибки, сделаны соответствующие выводы и регион все-таки получит действительно знаковое событие, потому что нижегородское народное искусство и художественные промыслы достойны этого.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру