Чего не хватает транспортной реформе в Нижнем Новгороде?

Транспорт должен стать информационно-доступным

Реформа общественного транспорта затронет практически всех нижегородцев, независимо от того, передвигаются они на трамвае или на личном автомобиле. Глобализация коснется также всех, независимо от того, пользуемся ли мы техническими новинками сегодня или приобретем их завтра. Что мировая практика организации работы общественного транспорта предлагает сегодня и что можно применить в Нижнем Новгороде уже сейчас?

Транспорт должен стать информационно-доступным
Фото Андрея Абрамова

Любой город России, а в особенности Нижний Новгород, должен быть удобен для его жителей и пока еще немногочисленных туристов. Для того чтобы сделать город удобным, необходимо на уровне законов и принимаемых решений руководствоваться определенной системой приоритетов. Если говорить о передвижении по городу, то приоритеты в порядке убывания выглядят следующим образом: пешеходы, велосипедисты, общественный транспорт, движущиеся автомобили, стоящие автомобили.

В отношении пешеходов за последние два года наметились позитивные сдвиги. В городе активно делаются пологие спуски с высоких тротуаров, меняется подход к строительству пешеходных переходов, эвакуаторы, при наличии пласта критики к ним, наводят порядок с парковкой автомобилей на пешеходных переходах.

Велосипедисты пока находятся в начале длинного и сложного пути. Есть несколько велодорожек, да и те разнесены по территории города, то есть о велосипеде как транспорте речи пока не идет.

Но я бы хотел рассказать про третий приоритет – общественный транспорт. Ежедневно сотни тысяч нижегородцев и гостей города перемещаются на автобусах, маршрутках, метро, трамваях и троллейбусах. Это требует особенного внимания к регулированию и наведению порядка в сфере пассажирских перевозок. И здесь надо как можно быстрее принять хотя бы три очевидных решения.

Первое: сделать выделенные ряды для общественного транспорта. Любой город-миллионник в современных реалиях сталкивается с проблемой пробок. Этому подвержены мегаполисы не только в России, но и за рубежом. Тем не менее, если отталкиваться от приоритетов различных групп жителей, общественный транспорт должен иметь преимущество на дороге перед личными автомобилями. Это достигается за счет введения на важных артериях города, по которым перемещается значительное количество жителей, выделенных линий для маршрутного транспорта.

Одной из таких артерий является проспект Гагарина. Три полосы в каждую сторону позволяют с легкостью выделить один ряд для движения исключительно общественного транспорта и поворота направо. Это позволит пассажирам многоместного транспорта значительно сократить время в пути, следовательно, даст социальный и экономический эффект для города в целом.

Второе: это информационная доступность общественного транспорта. Во многих городах мира, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, отлично работают программы (приложения и сайты), которые помогают ориентироваться в схемах движения общественного транспорта, выстраивать индивидуальные маршруты поездок. Такие программы помогут точно узнать, можно ли на чем-то уехать в 22.30 с автостанции «Сенная» до станции метро «Пролетарская» или уже надо вызывать такси.

Сложно ли это? Нет. Развитие современных средств связи многократно упростило и удешевило создание такого продукта. Кстати, при вызове такси мы уже вовсю пользуемся приложениями, точно показывающими местоположение ближайшей машины.

Третье важное решение: рейтинг перевозчиков. Наверное, каждый нижегородец хоть раз сталкивался с тем, что, заходя в маршрутку, видел протертые сиденья, прокуренный салон и небрежный стиль управления автобусом. Некоторые перевозчики стараются улучшать свой сервис, и иногда можно увидеть телефон доверия в автобусе, по которому можно пожаловаться.

Рейтинг перевозчиков, который я предлагаю сделать, должен быть открытым и гласным. Каждый нижегородец должен иметь возможность написать то, что, по его мнению, делает поездку в общественном транспорте некомфортной. И такая форма обратной связи для нас тоже привычна, ведь мы легко ставим оценки гостиницам и кафе, фильмам и телепередачам, а в последнее время и таксистам, использующим приложения. Так что мешает дать каждому пассажиру возможность оценить конкретную маршрутку или трамвай по пяти- или десятибалльной шкале и написать при желании свои комментарии, которые сразу же увидят и другие пассажиры, и менеджмент организации-перевозчика, и дептранс?

В первую очередь этот рейтинг должен быть источником «вдохновения» для работы городской администрации и департамента транспорта в частности. Администрация города является заказчиком услуги по перевозке населения, и именно она утверждает результаты конкурсов на право перевозки по маршрутам, которые проводятся в настоящее время в Нижнем Новгороде, а значит, и следить за порядком должна администрация. Три предложенных мной пункта – это агрегация успешных практик по улучшению общественного транспорта в других городах, которые пока не нашли применения в Нижнем Новгороде, но должны, на мой взгляд, стать частью проводимой транспортной реформы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №31 от 26 июля 2017

Заголовок в газете: Уберизация для всех

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру