Марк Фельдман: «Бюджет – это мозаика»

Зачем городу муниципальный заем

Нынешней осенью планируется размещение муниципального облигационного займа в 5 млрд рублей. Эта процедура была одобрена Думой Нижнего Новгорода. Зачем нужен муниципальный облигационный заем, почему он выгоднее коммерческих кредитов и на что пойдут эти деньги, рассказывает председатель бюджетной комиссии городского парламента Марк Фельдман.

Зачем городу муниципальный заем
Фото Екатерины Гараниной

– Марк Самуилович, растет ли сейчас муниципальный долг?

– Во-первых, муниципальный долг не растет. Он сформирован, оцифрован и представляет собой большей частью заимствования у банков. Есть и бюджетные кредиты, но, к сожалению, они существенно меньше коммерческих. Мы работаем над тем, чтобы доля бюджетных кредитов увеличилась. Это самые выгодные для нас займы. Они стоят 0,1 процента в год. Банковские существенно дороже.

Во-вторых, муниципальный долг не вырастет в силу эмиссии муниципальных ценных бумаг. Мы прежде всего рассматриваем модель замещения коротких и более дорогих банковских кредитов именно облигационным займом. Муниципальный заем ни на копейку не увеличит общий размер заимствований. Его задача – удешевить и удлинить те заемные средства, которыми пользуется город.

– Но мы иногда читаем сообщения, что за месяц долг города вырос.

– Бюджет – это мозаика, пазл. Приходят налоговые и неналоговые поступления, перечисляются платежи по долгам – и долг в определенном месяце снижается. А завтра долг может незначительно вырасти, поскольку мы учтем необходимость выплаты процентов по обслуживанию кредитов. И бюджет сегодня вырос, а завтра упал. Поэтому оценивать движение бюджета по месяцу можно, но это не на сто процентов корректно. Чтобы быть точным и объективным, оценивать бюджетные движения надо, конечно, в годовом горизонте.

Вот у нас проводятся заседания так называемой антикризисной комиссии, которая генерит новые источники доходов, борется за эффективность бюджетных вложений, ищет разрывы и неэффективных менеджеров. Мы обсуждали ситуацию исполнения налоговых и неналоговых поступлений бюджета, и здесь мы видим и разрывы, и точки роста. Где-то есть рост, который будет сохраняться в течение месяцев, а где-то есть снижение, и оно может оказаться краткосрочным, тем более что, выявив его причины, мы вместе с городской администрацией примем меры для изменения ситуации.

– На что пойдут средства от размещения муниципального займа?

– Большей частью средства пойдут на замещение более дорогих и коротких банковских кредитов. Это целесообразно, эффективно и достойно применения.

В 2011–2012 годах по инициативе городской администрации, которую тогда возглавлял Олег Кондрашов, муссировался вопрос о возможной эмиссии муниципальных ценных бумаг. Подавляющее большинство депутатов, и я в том числе, были против. И в этом есть реальная экономическая логика. Если мы возьмем и экстраполируем назад в пятилетнем горизонте ситуацию, то увидим, что возможность размещения тогда была бы для города минимум в полтора раза дороже (а то и больше), нежели сегодняшняя вариация эмиссии. Есть понятие лучших практик, и в том числе в нашей любимой области. Я сейчас говорю и реальной грамотной финансовой политике, которую вело и ведет областное правительство через министерство финансов. Когда в прошлом году они размещали очередной транш эмиссии областных бумаг, приняв решение практически за год до этого, они не горячились с выпуском. И только когда увидели свою эффективную целевую нишу, туда вошли.

Поэтому мы, занимаясь уже больше года вопросами возможного размещения муниципального облигационного займа, мониторили ситуацию, отслеживали мировую, страновую, региональную экономику, смотрели на все лучшие практики: как себя ведут субъекты федерации, муниципалитеты, которые занимаются аналогичными вопросами. И я, как и мои коллеги, высказывал мнение, что если эмиссия и размещение муниципальных облигаций будут целесообразны, то мы это сделаем. И вот годовое изучение ситуации показывает – целесообразно. И годовое же обсуждение показывает – мы не ошиблись в своих прогнозах возможных ценовых ниш.

Мы сегодня понимаем, что размещение займа будет ближе к девяти процентам годовых. А вспомнив историю, мы видим, что несколько лет назад это размещение было бы под 15–16 процентов, да еще вопрос, было бы это востребовано.

– Когда будут размещены облигации и в какой стадии сегодня эта работа?

– Сегодня мы выполняем все необходимые процедуры. Выбран генеральный агент – Сбербанк. Это реально сильная структура, может быть, ведущая в этой области. Обычно именно генеральный агент и занимается размещением. Облигации на самом деле может приобрести каждый – и юридическое, и физическое лицо. Это бывает пакетно в основном. Банковские, финансовые и иные структуры с удовольствием вкладываются в ценные бумаги и субъектов федерации, и муниципалитетов. Почему? Потому что даже если с бюджетом проблемы, то он платежеспособен и исполняет свои обязательства. Если мы говорим о бюджете Нижнего Новгорода, то у него очень приличный рейтинг. Это обусловлено разными позициями, в том числе достаточно грамотной финансовой политикой, которую мы проводим. Поэтому я думаю, что интересанты найдутся. Мы не будем сейчас их называть, поскольку это, безусловно, инсайдерская информация, но они есть.

Сейчас важно пройти все процедуры, связанные с оформлением эмиссии, и мы этим занимаемся. Сегодня все решения есть, и я думаю, что мы к середине осени будем в той точке, когда размещение будет носить уже активный характер.

– Какой эффект ожидается для города и на что могут рассчитывать держатели облигаций?

– Есть разные модели: купон месячный, квартальный, годовой. Есть техника обслуживания, то есть погашения. Мы сейчас в процессе упаковки этой модельности, на стадии определения финансовых условий. Мы будем их точно понимать в середине, самое позднее – в конце октября текущего года, а значит, сможем в начале ноября или даже ранее начать процесс размещения облигаций.

Простой, прямой эффект – это та разница, которую мы сэкономим на обслуживании банковских кредитов. Ее можно будет исчислить начиная с января 2018 года в пятилетнем горизонте. Речь пойдет о сотнях миллионов рублей. Чтобы назвать более точную цифру, надо понимать, каким будет процент – 9, или 8,8, или 9,2, – и чем ниже окажется процент, тем нам выгоднее, тем больше будет маржа, которую мы сэкономим.

– Будет ли какая-то часть этих денег направлена на инфраструктурные проекты?

– В городе достаточно много инфраструктурных задач. Начиная с известной проблемы с ливневой канализацией. Вот недавно были дожди, и мы опять убедились в необходимости решать проблему с ливневкой, а это задача многолетняя и, главное, многомиллиардная. Или задачи дорожного строительства. Когда мы обсуждали проблемы генерации, я был инициатором обсуждения инфраструктурных вложений. Но жизнь на месте не стоит. Надо понимать, когда и на что целесообразно тратить деньги. И по сегодняшней экономике я готов голосовать, чтобы заместились короткие и дорогие банковские кредиты.

– А каково мнение других депутатов?

– Поскольку эта тема детально обсуждалась с 2011 года и многие депутаты не в первом созыве работают, а те, кто избрался впервые, тоже активно эту тему обсуждают, то подавляющее большинство депутатов поддержали, в том числе голосованием, саму идею генерации займа. Мы многократно на разных комиссиях, на совместном заседании, на Думе обсуждали точки вложения, и подавляющее большинство поддерживает идею замещения более дорогих и коротких банковских кредитов на деньги облигационного займа.

– Как вы оцениваете масштаб муниципального долга: он не слишком велик?

– Банковская кредиторка у города сегодня 6,2 млрд рублей. Я сейчас не успокаиваю вас, а просто ориентирую в цифрах. Мы живем в достаточно жестких рамках Бюджетного кодекса, который строго определяет верхнюю границу заимствований. По закону заимствования не должны превышать 100 процентов размеров собственных доходов. Мы эти жесткие рамки соблюдаем, у нас даже запас есть.

У нас сотни миллионов роста в доходной части бюджета против предыдущего года. И пусть это пафосные слова, но это борьба за эффективность работы бюджетной копейки. Еще сегодня не реализовано большинство лотов, связанных с продажей земельных участков. По итогам года у нас будет больше доходов, но ведь и расходы, к сожалению, тоже не уменьшаются.

Возьмем вопрос об исполнении обязательств, которые бюджет города каждый год несет по отношению к году прошлому. Так вот, на 1 июля 2017 года по обязательствам 2016-го осталась недоплаченной сумма порядка 90 млн рублей. И мы их если не за месяц, то за полтора закроем. А в прошлом году мы обязательства, которых было почти на 600 млн больше, чем в нынешнем, смогли закрыть только к концу ноября. Вот это важно и для бюджета города, и для тех людей, которые уже фактически выполнили заказанные им городом работы, но вынуждены ждать оплаты.

Тот заем, о котором мы сегодня с вами говорим, в том числе будет способствовать повышению эффективности бюджета. Если мы в прошлом году сэкономили порядка 138 млн рублей, грамотно работая с банковскими заимствованиями, то в этом году цифра будет еще лучше. А в 2018 году с учетом займа экономия может быть в разы больше. Но опять-таки точные цифры будут только на 1 января.

– Видимо, у города нет иного выхода, кроме как брать взаймы. Рассчитывать только на область или на федерацию – это не совсем правильно.

– И не нужно. Мы всегда должны рассчитывать сами на себя, и это касается не только города. Если же говорить о муниципалитете, то мы для этого и занимаемся и финансовыми инструментами, и удешевлением, и новыми генерациями неналоговых доходов. Да, при нынешних скудных зачислениях налогов в городской бюджет Нижнему Новгороду не хватает на нормальную жизнь. Я много раз приводил пример: бюджет города – это как бюджет семьи, только стены большие и людей в семье много. И здесь главное – считать деньги. Мы это делаем, долг у города не растет, мы его удешевляем, не берем деньги просто так. Я скоро десять лет как возглавляю бюджетную комиссию, и это для меня главная, основная и самая живая тема. Мы берем тогда, когда деваться некуда, на разрывы. Есть защищенные статьи, например зарплата бюджетников. Сейчас лето, значит, надо ремонтировать школы и детские садики. 1 сентября дети туда должны пойти учиться, чтобы было красиво, безопасно и как положено. Поэтому мы вынуждены закрывать разрывы, в том числе заимствованиями. Хочется, чтобы этих заимствований было меньше. Чем меньше мы тратим денег на обслуживание долга, тем больше их остается на другие статьи расходов городского бюджета. Кредиты – это инструмент, который нужен для жизни и исполнения обязательств города перед горожанами. Сейчас бюджет формируется в трехлетнем горизонте. И у нас на 2019 год запланирован профицитный бюджет. Если это удастся, мы сможем технически сгашивать обязательства, прежде всего банковские, а значит, удешевлять расходы бюджета по обслуживанию долга.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру