Нижегородское УФАС отклонило жалобу перевозчиков по новым автобусным маршрутам

Конкурсы по новой маршрутной схеме продолжатся

«Комиссия УФАС по Нижегородской области 12 июля признала жалобу группы частных перевозчиков на действия администрации Нижнего Новгорода при организации новых конкурсов на новые маршруты необоснованной», – объявил заместитель руководителя Нижегородского УФАС Сергей Смирнов после рассмотрения антимонопольного дела.

Конкурсы по новой маршрутной схеме продолжатся
Фото: Андрей Абрамов

«Администрация города может продолжать конкурсы», – уточнил он на вопрос корреспондента «МК в Нижнем». Ранее процедуры были приостановлены из-за действий предпринимателей.

Участвуй – не хочу!

Это решение антимонопольного ведомства может стать прецедентным для следующих конкурсов, поскольку на все претензии маршрутчиков чиновники дали объяснения, которые комиссия УФАС сочла убедительными.

«Хотя другие перевозчики тоже могут подать жалобы, – отметили в УФАС, – и мы тоже будем разбираться».

Но, похоже, эта «вечная история» непрекращающейся транспортной реформы в Нижнем Новгороде, которой отчаянно сопротивляется часть перевозчиков, особенно тех, коим выгодно работать в теневом секторе, рискует все-таки закончиться.

Напомним сюжет: в нынешнем году департамент транспорта и связи Нижнего Новгорода после замечаний контрольно-надзорных ведомств доработал процедуру изменений по планированию перевозок, проведению конкурсов и переходу на новую схему городских автобусных маршрутов, в том числе по нерегулируемым тарифам (НТ), и наконец приступил к организации конкурсных процедур. Были приняты соответствующие решения гордумы и постановления администрации, где прописаны полномочия и требования при переходе на новую систему.

На первые в этом году конкурсы (когда закончились старые контракты) на право перевозок были выставлены два лота – № 1-НТ и 2-НТ, которые включали муниципальные маршруты № 29, 49 и 86, а также № 75, 34, 81, 44, 13, 88. Однако за несколько дней до подведения итогов в территориальный антимонопольный орган поступили обращения перевозчиков: ИП Конина С.Р., ИП Белоусова А.А., ИП Савина Д.В., ИП Шамина С.А., ООО «ННТ-2», ООО «Авто-НН», ООО «Массив», ИП Назаренко А.М., ИП Капустиной И.В., ООО «АК Барс» – с жалобой на действия организатора конкурсов – департамента транспорта и связи администрации Нижнего Новгорода.

Не нравится всё…

Перевозчики предъявили целый ряд претензий. В частности, даже по обязательному оснащению спутниковой навигацией ГЛОНАСС или ГЛОНАСС.GPS, подключенной к городской системе контроля пассажирского автотранспорта.

Но как документально разъяснила представитель администрации Нижнего Новгорода Юлия Зубкова, это требование не является критерием для участия в конкурсе, это просто обязательное условие для участников тендеров, которое затем не должно стать для них «открытием».

«Передача мониторинговой информации о местоположении и параметрах движения транспорта в региональную навигационно-информационную систему прописана и в федеральных актах (постановление Правительства РФ от 2012 года), и в региональных, – уточнила она. – А подключение и обслуживание транспортных средств в системе будет бесплатным, для этого будет создано казенное муниципальное учреждение».

Другие критерии, которые заложены в конкурсную документацию, обсуждались ранее публично в рамках оценки регулирующего воздействия, и никаких возражений от перевозчиков не поступало.

«Низкопольность транспортных средств и ширина двери в 1 метр и более – это тоже обычные для безопасности городского транспорта требования. Сейчас все маршрутки обклеены угрожающими объявлениями “Просим выносить детей на руках”, а сколько было случаев, когда люди падали из транспорта? Низкий пол и широкая дверь помогут решить проблему с маломобильными гражданами и перевозить внутри автобуса коляски – инвалидные, детские. Это обязанность МСУ – создавать условия для комфорта пассажиров и требовать исполнения, тем более на общественном транспорте, который у нас вообще труднодоступен для людей с ограниченными возможностями, – указала представитель администрации. – Удивительно, что такое возражение со стороны перевозчиков вообще возникло».

«Что касается модельного ряда, который отвечает всем условиям конкурса стопроцентно, то это только ЛиАЗ-4292, – заявила Юлия Зубкова. – Но также соответствуют требованиям и другие модели городских “среднеклассников”, например выпускаемый ТД “Ворсма” АИ-304412, ПАЗ-320402 и ПАЗ-320412. А ПАЗ-320414-05 “Вектор”, на невозможность приобрести который ссылались участники рынка, подходит только под ряд критериев. Новизна автобусов также не является обязательным условием: претендент имеет возможность не покупать, а взять в аренду машины, можно предоставлять гарантийные документы. Более того, в случае победы в тендере перевозчику дается 60 дней, чтобы начать выполнение контракта».

Никто не выгоняет с рынка!

Система критериев позволяет заявителям выходить на конкурс с разными транспортными средствами даже внутри одной заявки, комбинируя их с целью получения максимального количества баллов. Поэтому комиссия УФАС признала, что этот пункт также не ограничивает количество претендентов.

Но частные перевозчики возмутились еще и тому обстоятельству, что объединение нескольких маршрутов в один лот ограничит конкуренцию на рынке, непонятны им были также принципы включения нескольких маршрутов в один лот.

«Мы объединили маршруты в один лот (№ 75, 34, 81, 44, 13, 88 – первый лот и № 49, 29, 86 – второй), сгруппировав их по рентабельности и пассажиропотоку, – пояснила юрист дептранса. – Есть доходные и низкоприбыльные, кроме того, эти маршруты обеспечивают определенные зоны обслуживания. По первому конкурсу два маршрута являются заведомо убыточными: № 13 и 88. Два – высокорентабельны, магистральны (№ 34, 81). Доходность еще двух маршрутов (№ 75 и 44) пока не установлена. По второму конкурсу рентабельным является маршрут № 49, а № 86 будет соединять участки, которые ранее не были охвачены. Маршрут № 29 соединит основные промышленные предприятия. Такая комплектация позволит соблюдать график следования без “гонок”».

«Федеральный закон предусматривает возможность создания товарищества нескольких частных перевозчиков, которые могут объединиться для участия в конкурсе, чтобы финансово иметь больше шансов. Никто не заставляет вас уходить с рынка!» – резюмировали представители города.

Нынешний перевозчик на 81-м маршруте предприниматель Дмитрий Савин присутствовал на заседании и возражал, что «сейчас невозможно просчитать, как новые маршруты будут заполняться, нельзя требовать обеспечения требуемым подвижным составом порядка 20–40 машин. И я почему-то должен выложить 200 млн рублей?» — заявил Савин.

Представитель перевозчиков Александр Бельский также сказал, что на ПАЗе срок поставки составляет от 60 до 120 дней и в положенный 60-дневный срок после победы в конкурсе ни одна организация не сможет поставить перевозчику автобусы.

«Не требуются новые автобусы, можно подержанные, – еще раз напомнили представители администрации города. – Наоборот, пространство для маневра расширяется, если только через 60 дней выигравший конкурс предприниматель должен приступить к выполнению контракта».

Ради эксперимента корреспондент «МК в НН» попробовал договориться о «покупке» десятка пазовских машин «Вектор Некст». В течение буквально получаса удалось договориться с одним из официальных дилеров «ИТР Групп» по 2,9 млн рублей за штуку. «Свободные машины на складе есть и в течение месяца мы сможем их вам поставить, – заверил нас коммерческий директор компании, – при этом в третьем квартале действует программа утилизации и мы предоставляли скидку в 250 тысяч рублей за единицу сданной техники».

А в пресс-службе Группы ГАЗ нам ответили, что «Павловский автобусный завод выполняет заявки всех перевозчиков на равных условиях, в порядке очередности по мере обращения. Срок выполнения заказов варьируется в зависимости от объемов поставки, требуемой комплектации машин и загрузки производства».

Не убедили

«Те доводы, которые представила администрация города, убедили нас, что со стороны администрации нет попытки ограничить конкуренцию, – констатировал председатель комиссии, заместитель руководителя Нижегородского УФАС России Сергей Смирнов. – Есть процедура некоего упорядочения рынка без серьезных нарушений прав действующих субъектов. Лоты объединялись по принципу предполагаемой величины пассажиропотока и рентабельности. Принцип организации движения, максимально удобного для населения и перевозчиков в том числе, мы сочли разумными, и в этой части жалоба была признана необоснованной. Речь идет не о выдавливании участников с рынка, а об упорядочении транспортной схемы. У перевозчиков есть возможность объединиться в товарищество для участия в торгах».

Руководствуясь статьей 18.1 (частями 17, 20) Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия признала жалобы на действия организатора конкурса № 1-НТ и 2-НТ необоснованными. Решения комиссии антимонопольного органа могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

«Мы считаем, что все происходившее не что иное, как попытка затягивания и срыва подведения конкурсных процедур по внедрению новых маршрутов и современной техники в систему городского транспорта», – отметил директор департамента транспорта и связи администрации Нижнего Новгорода Александр Голофастов. (Заявители ходатайствовали также о привлечении к делу заключений экспертов, решение затянулось на месяц-два. – Ред.)

По словам Голофастова, более месяца люди, подавшие жалобу в антимонопольное ведомство, не имели претензий к конкурсной документации, хотя подали заявки на участие в конкурсе и собственноручно расписались в том, что согласны с условиями конкурсов.

«Несмотря на это, за день до подведения итогов конкурса эти же люди пожаловались в УФАС и потребовали признать конкурс незаконным. Хочу особо отметить, что сейчас, после решения антимонопольного ведомства, которое признало жалобу перевозчиков необоснованной, все конкурсные процедуры будут проведены в срок и в соответствии с федеральным законодательством», – резюмировал руководитель департамента транспорта и связи.

«Мы не будем тянуть с определением победителей», – сказал заместитель директора департамента транспорта Валерий Лунев.

На первый конкурс было подано 11 заявок от юридических лиц. В розыгрыше участвовали маршруты: № 13, следующий от автостанции «Канавинская» до улицы Адмирала Нахимова, № 34 улица Долгополова – микрорайон Верхние Печеры, № 44 Космическая улица – улица Пермякова, № 75 поселок Нагулино – микрорайон Соцгород-2, № 81 микрорайон Кузнечиха-2 – улица Дружаева и № 88.

«Если УФАС посчитало действия нижегородских перевозчиков необоснованными, значит, так оно и есть. Нужно понимать, что всегда существует некое противостояние бизнеса с городской властью, поэтому однозначно сказать, что коммерсантов каким-то образом ущемили в правах, нельзя, так как факторов в пользу решения антимонопольной службы немало. В первую очередь нужно понимать, что город меняется и вместе с ним меняется и городская инфраструктура. Мы готовимся к крупным мероприятиям всероссийского и международного масштаба, и нам просто необходимо менять систему городского движения. Думаю, при вынесении решения УФАС тоже это учитывало», – считает автоэксперт Александр Дейч.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №30 от 19 июля 2017

Заголовок в газете: Перевозчики сопротивляются, конкуренты не дремлют

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру