«Администрация города может продолжать конкурсы», – уточнил он на вопрос корреспондента «МК в Нижнем». Ранее процедуры были приостановлены из-за действий предпринимателей.
Участвуй – не хочу!
Это решение антимонопольного ведомства может стать прецедентным для следующих конкурсов, поскольку на все претензии маршрутчиков чиновники дали объяснения, которые комиссия УФАС сочла убедительными.
«Хотя другие перевозчики тоже могут подать жалобы, – отметили в УФАС, – и мы тоже будем разбираться».
Но, похоже, эта «вечная история» непрекращающейся транспортной реформы в Нижнем Новгороде, которой отчаянно сопротивляется часть перевозчиков, особенно тех, коим выгодно работать в теневом секторе, рискует все-таки закончиться.
Напомним сюжет: в нынешнем году департамент транспорта и связи Нижнего Новгорода после замечаний контрольно-надзорных ведомств доработал процедуру изменений по планированию перевозок, проведению конкурсов и переходу на новую схему городских автобусных маршрутов, в том числе по нерегулируемым тарифам (НТ), и наконец приступил к организации конкурсных процедур. Были приняты соответствующие решения гордумы и постановления администрации, где прописаны полномочия и требования при переходе на новую систему.
На первые в этом году конкурсы (когда закончились старые контракты) на право перевозок были выставлены два лота – № 1-НТ и 2-НТ, которые включали муниципальные маршруты № 29, 49 и 86, а также № 75, 34, 81, 44, 13, 88. Однако за несколько дней до подведения итогов в территориальный антимонопольный орган поступили обращения перевозчиков: ИП Конина С.Р., ИП Белоусова А.А., ИП Савина Д.В., ИП Шамина С.А., ООО «ННТ-2», ООО «Авто-НН», ООО «Массив», ИП Назаренко А.М., ИП Капустиной И.В., ООО «АК Барс» – с жалобой на действия организатора конкурсов – департамента транспорта и связи администрации Нижнего Новгорода.
Не нравится всё…
Перевозчики предъявили целый ряд претензий. В частности, даже по обязательному оснащению спутниковой навигацией ГЛОНАСС или ГЛОНАСС.GPS, подключенной к городской системе контроля пассажирского автотранспорта.
Но как документально разъяснила представитель администрации Нижнего Новгорода Юлия Зубкова, это требование не является критерием для участия в конкурсе, это просто обязательное условие для участников тендеров, которое затем не должно стать для них «открытием».
«Передача мониторинговой информации о местоположении и параметрах движения транспорта в региональную навигационно-информационную систему прописана и в федеральных актах (постановление Правительства РФ от 2012 года), и в региональных, – уточнила она. – А подключение и обслуживание транспортных средств в системе будет бесплатным, для этого будет создано казенное муниципальное учреждение».
Другие критерии, которые заложены в конкурсную документацию, обсуждались ранее публично в рамках оценки регулирующего воздействия, и никаких возражений от перевозчиков не поступало.
«Низкопольность транспортных средств и ширина двери в 1 метр и более – это тоже обычные для безопасности городского транспорта требования. Сейчас все маршрутки обклеены угрожающими объявлениями “Просим выносить детей на руках”, а сколько было случаев, когда люди падали из транспорта? Низкий пол и широкая дверь помогут решить проблему с маломобильными гражданами и перевозить внутри автобуса коляски – инвалидные, детские. Это обязанность МСУ – создавать условия для комфорта пассажиров и требовать исполнения, тем более на общественном транспорте, который у нас вообще труднодоступен для людей с ограниченными возможностями, – указала представитель администрации. – Удивительно, что такое возражение со стороны перевозчиков вообще возникло».
«Что касается модельного ряда, который отвечает всем условиям конкурса стопроцентно, то это только ЛиАЗ-4292, – заявила Юлия Зубкова. – Но также соответствуют требованиям и другие модели городских “среднеклассников”, например выпускаемый ТД “Ворсма” АИ-304412, ПАЗ-320402 и ПАЗ-320412. А ПАЗ-320414-05 “Вектор”, на невозможность приобрести который ссылались участники рынка, подходит только под ряд критериев. Новизна автобусов также не является обязательным условием: претендент имеет возможность не покупать, а взять в аренду машины, можно предоставлять гарантийные документы. Более того, в случае победы в тендере перевозчику дается 60 дней, чтобы начать выполнение контракта».
Никто не выгоняет с рынка!
Система критериев позволяет заявителям выходить на конкурс с разными транспортными средствами даже внутри одной заявки, комбинируя их с целью получения максимального количества баллов. Поэтому комиссия УФАС признала, что этот пункт также не ограничивает количество претендентов.
Но частные перевозчики возмутились еще и тому обстоятельству, что объединение нескольких маршрутов в один лот ограничит конкуренцию на рынке, непонятны им были также принципы включения нескольких маршрутов в один лот.
«Мы объединили маршруты в один лот (№ 75, 34, 81, 44, 13, 88 – первый лот и № 49, 29, 86 – второй), сгруппировав их по рентабельности и пассажиропотоку, – пояснила юрист дептранса. – Есть доходные и низкоприбыльные, кроме того, эти маршруты обеспечивают определенные зоны обслуживания. По первому конкурсу два маршрута являются заведомо убыточными: № 13 и 88. Два – высокорентабельны, магистральны (№ 34, 81). Доходность еще двух маршрутов (№ 75 и 44) пока не установлена. По второму конкурсу рентабельным является маршрут № 49, а № 86 будет соединять участки, которые ранее не были охвачены. Маршрут № 29 соединит основные промышленные предприятия. Такая комплектация позволит соблюдать график следования без “гонок”».
«Федеральный закон предусматривает возможность создания товарищества нескольких частных перевозчиков, которые могут объединиться для участия в конкурсе, чтобы финансово иметь больше шансов. Никто не заставляет вас уходить с рынка!» – резюмировали представители города.
Нынешний перевозчик на 81-м маршруте предприниматель Дмитрий Савин присутствовал на заседании и возражал, что «сейчас невозможно просчитать, как новые маршруты будут заполняться, нельзя требовать обеспечения требуемым подвижным составом порядка 20–40 машин. И я почему-то должен выложить 200 млн рублей?» — заявил Савин.
Представитель перевозчиков Александр Бельский также сказал, что на ПАЗе срок поставки составляет от 60 до 120 дней и в положенный 60-дневный срок после победы в конкурсе ни одна организация не сможет поставить перевозчику автобусы.
«Не требуются новые автобусы, можно подержанные, – еще раз напомнили представители администрации города. – Наоборот, пространство для маневра расширяется, если только через 60 дней выигравший конкурс предприниматель должен приступить к выполнению контракта».
Ради эксперимента корреспондент «МК в НН» попробовал договориться о «покупке» десятка пазовских машин «Вектор Некст». В течение буквально получаса удалось договориться с одним из официальных дилеров «ИТР Групп» по 2,9 млн рублей за штуку. «Свободные машины на складе есть и в течение месяца мы сможем их вам поставить, – заверил нас коммерческий директор компании, – при этом в третьем квартале действует программа утилизации и мы предоставляли скидку в 250 тысяч рублей за единицу сданной техники».
А в пресс-службе Группы ГАЗ нам ответили, что «Павловский автобусный завод выполняет заявки всех перевозчиков на равных условиях, в порядке очередности по мере обращения. Срок выполнения заказов варьируется в зависимости от объемов поставки, требуемой комплектации машин и загрузки производства».
Не убедили
«Те доводы, которые представила администрация города, убедили нас, что со стороны администрации нет попытки ограничить конкуренцию, – констатировал председатель комиссии, заместитель руководителя Нижегородского УФАС России Сергей Смирнов. – Есть процедура некоего упорядочения рынка без серьезных нарушений прав действующих субъектов. Лоты объединялись по принципу предполагаемой величины пассажиропотока и рентабельности. Принцип организации движения, максимально удобного для населения и перевозчиков в том числе, мы сочли разумными, и в этой части жалоба была признана необоснованной. Речь идет не о выдавливании участников с рынка, а об упорядочении транспортной схемы. У перевозчиков есть возможность объединиться в товарищество для участия в торгах».
Руководствуясь статьей 18.1 (частями 17, 20) Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия признала жалобы на действия организатора конкурса № 1-НТ и 2-НТ необоснованными. Решения комиссии антимонопольного органа могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
«Мы считаем, что все происходившее не что иное, как попытка затягивания и срыва подведения конкурсных процедур по внедрению новых маршрутов и современной техники в систему городского транспорта», – отметил директор департамента транспорта и связи администрации Нижнего Новгорода Александр Голофастов. (Заявители ходатайствовали также о привлечении к делу заключений экспертов, решение затянулось на месяц-два. – Ред.)
По словам Голофастова, более месяца люди, подавшие жалобу в антимонопольное ведомство, не имели претензий к конкурсной документации, хотя подали заявки на участие в конкурсе и собственноручно расписались в том, что согласны с условиями конкурсов.
«Несмотря на это, за день до подведения итогов конкурса эти же люди пожаловались в УФАС и потребовали признать конкурс незаконным. Хочу особо отметить, что сейчас, после решения антимонопольного ведомства, которое признало жалобу перевозчиков необоснованной, все конкурсные процедуры будут проведены в срок и в соответствии с федеральным законодательством», – резюмировал руководитель департамента транспорта и связи.
«Мы не будем тянуть с определением победителей», – сказал заместитель директора департамента транспорта Валерий Лунев.
На первый конкурс было подано 11 заявок от юридических лиц. В розыгрыше участвовали маршруты: № 13, следующий от автостанции «Канавинская» до улицы Адмирала Нахимова, № 34 улица Долгополова – микрорайон Верхние Печеры, № 44 Космическая улица – улица Пермякова, № 75 поселок Нагулино – микрорайон Соцгород-2, № 81 микрорайон Кузнечиха-2 – улица Дружаева и № 88.
«Если УФАС посчитало действия нижегородских перевозчиков необоснованными, значит, так оно и есть. Нужно понимать, что всегда существует некое противостояние бизнеса с городской властью, поэтому однозначно сказать, что коммерсантов каким-то образом ущемили в правах, нельзя, так как факторов в пользу решения антимонопольной службы немало. В первую очередь нужно понимать, что город меняется и вместе с ним меняется и городская инфраструктура. Мы готовимся к крупным мероприятиям всероссийского и международного масштаба, и нам просто необходимо менять систему городского движения. Думаю, при вынесении решения УФАС тоже это учитывало», – считает автоэксперт Александр Дейч.