Одна голова хорошо, а отремонтированные дороги и новые автобусы лучше

28 июня 2017 в 13:16, просмотров: 495

Выборы главы Нижнего Новгорода показали, что сегодня в городской Думе есть полное единство в понимании приоритетов. Все депутаты считают главным как можно быстрее и эффективнее решать насущные проблемы горожан, благо для этого в ближайшие годы открываются дополнительные возможности. Пока федеральный центр готов участвовать в развитии инфраструктуры нашего города, глупо было бы этим не воспользоваться.

Одна голова хорошо, а отремонтированные дороги и новые автобусы лучше
Александр Рожков, политтехнолог

Сегодня надо активно продвигать на федеральный уровень проекты развития города, а для этого нужно единство органов местного самоуправления и областного правительства. Вот читаем сообщение, что Москва выделит на ремонт дорог в Нижнем Новгороде 9 млрд рублей. Но давайте задумаемся, что стоит за этой информацией? За ней стоят огромные усилия руководства области, а чтобы эти деньги освоить и получить еще, потребуется четкое взаимодействие области и города.

На этом фоне на второй план отходит старая дискуссия о том, какой должна быть модель МСУ – одноглавой или двуглавой, – и еще более старый спор о том, надо ли возвращать прямые выборы мэра. Потому что ответ сегодня очевиден: нужна та модель, которая показывает свою эффективность здесь и сейчас. И если работает двуглавая система без прямых выборов, то пусть она и работает. Есть время собирать камни и есть время разбрасывать камни.

Конечно, в обществе сохраняется запрос на прямые выборы мэра. Но у прямых выборов есть и обратная сторона. Человек, который избирается всенародно, чувствует свою независимость от властей более высоких уровней. И хорошо, если эта независимость будет идти в конструктивном русле. А если она помешает использовать те возможности для развития города, которые сегодня есть? При неразработанном механизме отзыва это может очень негативно сказаться как на городе, так и на регионе. Мы прекрасно помним те войны между губернаторами и мэрами, которые были в Нижнем Новгороде. Единственный тандем, который работал слаженно, – это Борис Немцов и Иван Скляров. Но и до, и после были серьезные политические проблемы. Одного мэра отстраняли указом президента, другие вступали в конфликты с областным руководством, и никому от этого лучше не становилось.

Поэтому надо отдавать себе отчет в том, что прямые выборы добавили бы легитимности городской власти, но такая легитимность дорого обошлась бы городу. И речь не только и не столько о деньгах, которые придется потратить на выборы. К потерям надо отнести те огромные федеральные деньги, которые город получит при подготовке к чемпионату миру и, возможно, еще и к своему 800-летию, но только при условии единства с руководством области.

Надо понимать, что решение городских проблем – это не какая-то абстрактная идея. Это то, что отразится на повседневной жизни сотен тысяч жителей Нижнего Новгорода. Вот сейчас власти обещают решить проблему транспорта. Муниципальный автобусный транспорт за многие годы был сокращен до минимума. Автобусами НПАТ пользуются в основном пенсионеры, поэтому такие автобусы официально называют социальным транспортом, а в народе – пенсовозами. Раньше пенсионеры в муниципальных автобусах не в часы пик ездили сидя. А сейчас даже днем эти автобусы набиты пассажирами, и пожилые люди вначале ждут автобуса 30–40 минут, потому что не в часы пик интервалы движения больше, а потом стоят в духоте, и это очень трудно для пожилых людей, у многих из которых болезни сердца.

Лет 10–15 назад городские власти скинули эту проблему со своих плеч на частников, и голова у них не болела. Но многим пенсионерам не по карману оплачивать проезд в маршрутке. И поэтому очень и очень важно изменить ситуацию с маршрутным транспортом. Нужно или сделать единую систему оплаты проезда на муниципальных автобусах и маршрутках, распространив льготы и на автобусы частных перевозчиков, или значительно увеличить муниципальный автобусный парк. А лучше сделать и то и другое. И каждый раз, когда пенсионер читает новость о закупке новых 50 или 100 автобусов, появляется надежда, что автобусы будут ходить чаще и хотя бы днем в них можно будет проехать сидя.

Поэтому я задам вопрос, что сегодня важнее: спорить о том, кто и как выбирает мэра и сколько голов у местного самоуправления, или закупить новые автобусы и наладить работу маршруток так, чтобы они тоже ходили по графику и чтобы на них действовали льготы на оплату проезда? Угадайте, что ответят пенсионеры. Или спросите молодых людей и мужчин в расцвете сил – я имею в виду автомобилистов, – нужнее им прямые выборы мэра или отремонтированные дороги?

Поверьте, нам не нужен конкурс моделей. Если и говорить об изменении модели местного самоуправления, то это надо делать не спеша и сначала выработать весь потенциал ныне существующей системы, получить все возможные выгоды для города и для каждого жителя, а потом спокойно и не в пожарном порядке перейти к другой модели, если будут очевидны ее преимущества.




Партнеры